папка по самообразованию
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Царакаева Галина Владимировна

тема самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_2019.rar68.61 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад
«Развитие творческих способностей детей в рамках
реализации ФГОС НОО»
     

Выполнил: учитель
Царакаева Галина Владимировна
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). 
       Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Она должна обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
“Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и развития всей страны. От того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” (проект “Наша новая школа”).
Действующий сегодня стандарт ориентирован на конкретные результаты, то есть определяет набор дидактических единиц, которые ребенок должен усвоить, то на первый план выходят личностные и метапредметные показатели: развитие навыков самообразования, умение самостоятельно отбирать необходимую информацию и работать с ней, что дает возможность вести интересную, полноценную, успешную жизнь в современном мире.
   В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».
    Решение задач воспитания и социализации детей, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательных часов, мероприятиях.
Воспитательная работа в нашем интернате организуется согласно комплексной воспитательной программе «Радуга». Применяются такие формы работы  как экскурсии, диспуты, викторины, соревнования, конкурсы, игры, общественно полезные  практики, трудовые десанты.
Отличительные особенности воспитательной деятельности
организационая деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;
психологическая атмосфера на занятиях носит неформальный характер;
большая практическая значимость полученных знаний и умений;
широкое использование образовательного пространства    возможность проводить занятия в различных помещениях. На свежем воздухе, в библиотеке, игровой комнате, приинтернатской и школьной площадках, во время экскурсий, прогулок и т.п.;
    Для реализации воспитательной программы «Радуга» в интернате существуют следующие направления деятельности:
интеллектуальное;
гражданско – патриотическое, правовое, нравственное;
художественно – эстетическое, досуговое;
формирование здорового образа жизни;
экологическое, трудовое- профориентационное воспитание;
сохранение наших традиций;
работа с родителями;
ученическое самоуправление.
    Деятельность детей может реализовываться через различные формы участия в различных мероприятиях, что позволяет воспитателю  сделать ее более динамичной и интересной,  успешнее развивать творческое мышление воспитанников.
Воспитательная система «Радуга » – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов групп объединения, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Созданная модель помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную систему, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, педагога, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в объединении. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности объединения и его членов.
Воспитательная система разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию. Воспитательная система делится на три этапа:
1.Раскрытие личности – младший школьный возраст.
2.Развитие личности – средний школьный возраст.
3.Становление и самоактуализация личности – старший школьный возраст.
Мое глубокое убеждение в том, что только творчески развитая личность способна успешно адаптироваться к условиям современного мира.
Поэтому мною уделяется большое внимание воспитанию творческого нестандартного мышления у детей. Моя работа направлена на развитие гражданского отношения учащихся к эстетической стороне жизни нашего общества, народов других стран, к искусству как составной части духовной культуры.
Именно творческие дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.
В наш интернат дети поступают, не проходя через подготовку в детском саду, с разной степенью готовности к школе, с разным уровнем развития умственных способностей и творческого начала. Мое глубокое убеждение, что все дети являются одаренными. Нам надо только увидеть эту одаренность и помочь ей раскрыться. Эта задача стоит как перед воспитателями, так и перед учителями.
Можно выделить четыре этапа развития творческого потенциала ребенка.
Первый этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (дошкольный)
        В познавательном плане ребенок ко времени поступления в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи. Она определяется и сформированными личностными качествами, включающими интересы, мотивы, способности, черты характера, а также особенности, связанные с выполнением различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была достаточно развита. Но воспитателю важно включить детей не только в процесс обучения, но и обучить ролевым играм, вовлечь в коллективные дела, научить общаться, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Чтобы планировать работу с детьми, необходимо знать контингент воспитанников. И изучить его желательно заранее, до встречи с детьми. Воспитатель должен быть хорошо информирован, а значит, подготовлен.
Цель: Заочное знакомство с будущими первоклассниками.
Задачи: Определить количественный состав детей (мальчики, девочки), возраст, посещение детьми дошкольных учебных заведений, кружков, секций, состояние здоровья детей (по желанию родителей). Выяснить социальное положение семей, в которых воспитывается ребенок (полная семья или нет, занятость родителей, образование, место и условия проживания).
Формы работы: предварительное тестирование (на основе анкетных данных, предоставленных родителями будущих первоклассников), индивидуальная работа с родителями.
Планируемые результаты: приобретение воспитателем знаний о будущем первокласснике и его семье. (Достигается во взаимодействии воспитателя и родителей).
На этом этапе воспитатель внимательно изучает анкеты, выделяет группы детей, которым необходимо внимание воспитателя или психолога, проводит консультации для родителей.
Второй этап – НАЧАЛО (1 класс)
Цель: Создание для учащихся комфортных условий для успешного творческого развития.
Задачи:  Развитие коммуникативных отношений между воспитанниками.  Воспитание культуре общения. Сплочение коллектива детей. Формирование  и развитие определенных личностных качеств ребенка. Формирование положительного психологического климата в детском коллективе.
Формы работы: игровая деятельность, праздники, соревнования.
Планируемые результаты:  приобретение детьми социальных знаний. (Достигаются во взаимодействии с воспитателем).
На этом этапе работы воспитатель изучает возможности детей, вовлекает их в различные виды деятельности, организует индивидуальную и коллективную формы работы, приветствует творчество детей.
Третий этап– РАЗВИТИЕ (2 класс)
Цель: Выявление творческих способностей учащихся в процессе совместной деятельности воспитателя и воспитанников.
Задачи: Организация творческой деятельности детей. Создание благоприятных условий для формирования и развития личности  каждого ребенка.  Приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.
Формы работы: творческие конкурсы, спортивные соревнования, экскурсии, выставки работ, библиотечные часы.
Планируемые результаты: получение воспитанников опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. (Достигаются в дружественной детской среде).
На этом этапе работы в процессе подготовки праздников, соревнований, конкурсов определяются лидеры в различных областях, формируются группы детей по интересам и вовлекаются в различную деятельность.
Четвертый этап – ТВОРЧЕСТВО (3, 4 класс)
Цель: Развитие творческих способностей воспитанников.
Задачи: Раскрытие потенциальных способностей каждого ребенка.
Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и
 нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения его неповторимости. Формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.
Формы работы: творческие коллективные работы, спортивные соревнования, экскурсии, творческие конкурсы, олимпиады, библиотечные часы.
Планируемые результаты: получение школьниками опыта самостоятельного действия. (Достигается во взаимодействии с социальными объектами).
Дети самостоятельно разрабатывают творческие проекты и реализуют их, активно участвуют в различных творческих конкурсах, в общественной жизни интерната, школы, района.
      Воспитательный результат деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
    Результативность – неотъемлемая составляющая процесса  формирования и развития творческого потенциала детей. Важно, чтобы воспитанники видели результаты своего труда и труда друзей, сверстников. Оценка достижений результатов отражается в портфолио детей.
 
Выводы
Работа по развитию творческого потенциала детей должна проводиться систематически.
Использовать разнообразные формы работы для  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала воспитанников.
Применять ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования творческой личности детей.
Воспитательные занятия проводятся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО).
При правильной организации деятельности воспитанников у них формируются следующие универсальные учебные действия (УУД).
Рассмотрим применение ФГОС на примере проведенного мероприятия «Ямал край Земли»
Тема: мероприятие, посвященное Дню района.
Цель: познакомить детей с отраслью сельского хозяйства - оленеводство.
Формы работы воспитанников: фронтальная.
Организация деятельности воспитанников на мероприятии:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цель мероприятия;
-отвечают на вопросы;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлексируют.
Оформление группы:
Выставка работ «Благородный северный олень»
Место проведения: с. Восяхово, улица Лесная 1, МБОУ «Восяховская СОШ»ОЦ» интернат.
Участники: воспитанники интерната, воспитатели.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint.
Вначале занятия
1)определяем тему
2)учим ставить цель (что узнаем…чему научимся…)
В ходе мероприятия формируем:
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, выступать на публике, умение контактировать с товарищами;
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, умение выделять нравственный аспект поведения;
Регулятивные УУД: умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию воспитанников; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Во время занятия познакомили детей со значимостью для народов Севера такой отрасли сельского хозяйства как оленеводство.
Осветили такие вопросы:
Что такое оленеводство? Кто может работать в этой отрасли? Какие условия созданы в нашем государстве для оленеводов? Какие государственные программы защищают труд оленевода?
В качестве обобщения материала детям предложена творческая работа - нарисовать любимое животное.
В конце мероприятия уделено время рефлексии.
Действия воспитателя в виде вопросов для развития личностных УУД
Деятельность воспитателя: воспитатель задает вопросы... Личностные
УУД Ответы детей
Ребята, как вы думаете, если не будет оленей в нашем районе, что произойдёт?
Почему бывает падёж оленей?
Для чего нужна собака оленеводу? компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- исчезнет оленеводство;
- не будет мяса оленьего;
-не из чего будет шить одежду, нужны лапы, шкуры;
- из-за погодных условий;
- гололёд;
- наст;
- сильный холодный ветер;
- пасти оленей;
- охранять чум;
- собака друг человека;
Действия воспитателя в виде вопросов для развития познавательных УУД
Деятельность воспитателя: воспитатель задает вопросы... Познавательные
УУД Ответы детей
Что узнали, просмотрев презентацию?
В чем сильные и слабые стороны труда оленевода?
Почему надо продолжать заниматься оленеводством?
умение анализировать
умение сравнивать и строить причинно-следственные связи
самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера - какие красивые олени;
- увидели, как запрягают оленей;
- как переезжают реки;
- в том, что оленеводы могут проживать в тяжелых условиях;
- несмотря на сильные морозы;
- дождь;
- снег;
- ветра;
- чтобы продолжать традиции, обычаи своего народа;
- с детства приучать этому отраслью;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка по самообразованию учителя начальных классов

Материалы, которые помогут учителю начальных классов в подготовке уроков по ФГОС....

Папка по самообразованию

Папка по самообразованию....

Папка по самообразованию

Индивидуальная проблемная тема самообразования: «Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях ГПД»...

Папка самообразования.

В данном разделе размещена папка самообразования, с которой можно ознакомиться....

Папка по самообразованию

Тема самообразования: «Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологи»  ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯРассчитан на 1 год, с сентября 2019 года по май 2020 год...

Моя папка по самообразованию.

Много лет работая в образовании в различных организациях всегда занималась самообразованием. Часто и много спорят как правильно оформить свою папку по саиоообразованию. Предлагаю как вариант свою, но ...

Папка по самообразованию учителя-логопеда

Нам известно, что в коррекционной работе с детьми по звукопроизношению этап автоматизации поставленных звуков достаточно длительный и энергозатратный. При этом у младших школьников с речевым недо...