Папка по самообразованию
материал на тему

Егорова Любовь Петровна

Папка по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_po_samoobrazovaniyu_11.docx46.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПАПКА УЧИТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Егоровой Любови Петровны

(Ф.И.О.)

учитель начальных классов

(Должность)

 

«Интеллектуальное развитие младших школьников

на уроках русского языка»

(Название темы)

2015г.

(Начало изучения темы)

2018г.

(Окончание изучения темы)

х. Костино – Быстрянский

Морозовский район

 2015 г.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога Егорова Любовь Петровна

Преподаваемый предмет: начальные классы

Стаж работы в должности:  38 лет

Образование (название учебного заведения и год  окончания, специальность)

высшее Таганрогский государственный педагогический институт, 1981г., специальность «Учитель начальных классов»

 

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении:

Первая приказ №460-л от 10 ноября 2010

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили)

Очные  курсы :

Пояснительная записка.

Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.

И.Песталоцци

Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.

 Актуальность темы: Стандарт нового поколения провозглашает воспитание саморазвивающейся личности. Эта модель включает в себя и базовые знания, и умения, но наиболее важным компонентом становится способность учащихся к организации самостоятельной деятельности, к осуществлению рефлексивных действий в случае встретившихся затруднений. Федеральные государственные стандарты представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения, поэтому нужно правильно организовать весь учебный процесс.

Цель: повышение уровня качественной успеваемости учащихся, направленное на становление сознания и личности ученика в целом

Задачи: - создание условий для успешного учения (ситуации успеха); - активизация познавательной деятельности и интереса к предметам; - формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению; - формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки; - приобщать к поисковой и творческой деятельности; - создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке; - использование технологий проектной деятельности с целью формирования УУД; -разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов; -совершенствование навыка владения ИКТ-компетентностью, как одного из необходимых условий введения ФГОС нового поколения.

Форма самообразования: индивидуальная

Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний обучающихся; -овладение системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС; -создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД, поисковой и творческой деятельности; - издание дидактических материалов (методических разработок); - создание банка проектов на уроках и во внеурочной деятельности; - разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС; - участие в педсоветах, совещаниях при директоре, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов; - умение оказать практическую помощь коллегам.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

1.Общешкольная  тема

2. Индивидуальная тема: «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».

 

3. Когда начата работа над темой:  2015г.

4. Когда закончить работу над темой:  2018г.

5. Цель  самообразования:_расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.        

6. Задачи:

1.Совершенствование теоретических знаний.

2.Овладение новыми методами, формами и приемами обучения.

3.Изучение и внедрение в практику в системе принципов интеллектуального развития через совершенствование способов практической деятельности.

4. Основные вопросы, намеченные для изучения.

История возникновения и становления опыта; авторы программы; проблемы, которые можно решить с помощью решения задач интеллектуального развития; методы и приемы, использующиеся в данной технологии; прогнозируемый результат.

6.  Какие публикации по теме самообразования отправлял с целью обобщения опыта на образовательные сайты и печатные издания (когда, где и что конкретно опубликовано)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2015 /2018  УЧЕБНЫЙ ГОД

Этапы самообразования

Содержание работы

Сроки

 выполнения

Примечания

Организационно-диагностический

  1.   Определить цели и задачи  работы над темой.

2015г.

2016г.

  1. Выделить ряд вопросов для более глубокого изучения. Определить проблему.
  1. Изучить литературу по теме.
  1. Пройти курсы, посетить семинары, открытые уроки.
  2. Принять участие в краевом, конкурсе лучших учителей ОУ для денежного поощрения «Результативность образовательного процесса»            

Прогностический

  1. Изучить литературу, посетить открытые занятия по данной теме, проконсультироваться с коллегами о проблеме внедрения программы в учебный процесс.

2017г.

  1. Разработать систему мер по реализации темы самообразования.
  1. Спланировать ожидаемые результаты.
  1. Выступить на ШМО начальных классов.
  1. Создание методической копилки для внедрения системы занятий в учебный процесс.

Практический

  1. Составить план учебно-воспитательного процесса в основу которого положить ориентацию на интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

2018г.

  1. Провести открытое занятие.

  1. С помощью итоговых проверок отследить результат работы.

 

Этапы самообразования

Содержание работы

Сроки

выполнения

Примечания

Обобщающий

  1. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.
  2. Открытые уроки.

  1. Выступление на заседании МО учителей начальных классов.

  1. Оформление результатов в форме печатной работы.

Внедренческий

  1. Практическое применение материалов во 2 классе на уроках русского языка.

  1. Открытые уроки на школьном и городском уровне.

  1. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

  1. Посещение уроков коллег, посещение семинаров.

  1. Самооценка и самоанализ проделанной работы по теме.

Аналитико - диагностический

  1. Практическое применение материалов в 3 классе на уроках русского языка.

  1. Корректировка работы.

  1. Открытые уроки на городском уровне.

  1. Посещение семинаров, творческих лабораторий.

        

  1. Самооценка и самоанализ проделанной работы по теме.

Отчёт учителя  о самообразовании

Этапы

Содержание отчёта

I.

Организационно -диагностический

1.  Выбор темы по самообразованию (по каждому предмету).  Обоснование и     актуальность выбора темы.

2.  Постановка проблемы.

3.  Литература, изученная  по теме самообразования.

II.

Прогностический

1.   Реализация  цели и задач работы над темой.

2.   Разработка системы мер, по работе над темой.

3.   Прогнозирование результатов.

III.

Практический

1.   Внедрение  системы мер в педагогическую практику.

2.  Формирование методической системы учителя.

3.  Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4.  Корректировка работы.

IV.

Обобщающий

1.  Подведение итогов.

2.  Оформление результатов работы по теме самообразования (Папка учителя по самообразованию).

3.  Представление  первичного результата                     (реализация темы по самообразованию на уроках и во внеклассной деятельности, создание методических  и дидактических  материалов).

V. Внедренческий

1.   Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2.   Распространение  (где распространялся опыт)

VI.

Аналитико –               диагностический

  1. Мониторинговые исследования.
  2. Анализ работы над темой по самообразованию.

Отчёт учителя  о самообразовании

Этапы

Содержание отчёта

I.

Организационно -диагностический

 1)Выбранная тема актуальна, так как, согласно новому Федеральному стандарту, в образовательном процессе необходимо использование таких приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.

2) Проблема, которую решает интеллектуальное развитие: умение использовать знания, полученные  на уроке, в ситуациях, приближенных к реальным.

3)Изучена литература Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».

 

II.

Прогностический

1.  Для реализации поставленных целей и задач необходимо систематическое обучение, а именно: посещение курсов, семинаров, мастер-классов, открытых уроков; самостоятельное добывание новых педагогических знаний из различных источников информации и их осмысление; выступления на МО, конференциях, семинарах

2.   Составление рабочей программы, подготовка доклада для выступления на ШМЛ, изучение системы уроков для внедрения на практике, составить дидактический материал к урокам.

3. В результате решения интеллектуальных задач учащиеся  получат возможность научаться:

 - формируются лингвистические знания, умения и навыки;

- совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь;

- участвовать в поиске собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность ;

- учатся обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы;

- учатся приобретать теоретические знания активным путем, применяя поисковый путь познания или частично-поисковый метод;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

III.

Практический

Выступление на ШМО по теме «Интеллектуальное развитие младших школьников как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении».

Один из видов внеурочной деятельности – «Занимательная грамматика»: разработка занятий, подбор и создание дидактического и иллюстративного материала, создание методической копилки, презентаций.

IV.

Обобщающий

V. Внедренческий

VI.

Аналитико –               диагностический

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

изученные в ходе работы над темой по самообразованию

Дата

изучения

Перечень нормативных

документов

Краткое содержание

2015г.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

В 1 главе «Общие положения» говорится, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;

ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, составляет цель и основной результат образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Во второй главе описаны требования к результатам (личностным, метапредметным и предметным)

В 3 главе описаны требования к образовательной программе, ее структуре и содержанию.

В 4 главе описаны требования к условиям реализации программы, а имеенно: систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Закон РФ "Об образовании"

Об обязанностях и ответственности педагогических работников:

 развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

 применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

Закон Ростовской области от 14 ноября  2013 года  № 26-ЗС

"Об образовании в Ростовской области"

В законе зафиксированы понятия сетевого и электронного обучения. Прописана статья, регламентирующая психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь учащимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ. А также об инклюзивном образовании (совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений). Статья о структуре системы образования в Приморском крае, о полномочиях органов исполнительной власти, о правах, обязанностях и ответственности обучающихся.  

Одна из статей закона посвящена единым требованиям к одежде обучающихся.

УЧЕБНАЯ, МЕТОДИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА,

изученная в ходе работы над темой по самообразованию

Дата

 изучения

Название и краткое содержание

Автор, издательство, год издания

2015 г.

 «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте».

Теоретическая база опыта основана на подходах Л.С.Выготского, И.С.Якиманской, И.Я.Каплуновича, Е.Я.Яковлевой, М.С.Соловейчика, методических положениях Г.А.Бакулиной, С.В.Иванова, Е.Н.Потаповой  

В  книге раскрывается сущность опыта. Он  заключается в разработке модели способов практической деятельности младших школьников на уроках обучения грамоте и уроках русского языка с целью их интеллектуального развития. При этом используются различные пути актуализации субъектного опыта ребенка, дальнейшего усложнения, обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне.      

 

Г.А.Бакулина.: - ВЛАДОС Москва, 2002г.

«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс.

   Во второй книге автором раскрывается дальнейшее комплексное развитие младших школьников на втором году обучения: теоретические основы и особенности практической реализации, развитие важнейших интеллектуальных качеств на 2 году обучения.

Г.А.Бакулина.: - ВЛАДОС Москва, 2002г.

  • «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 3 класс.

В третьей книге автор говорит о том, что третий год обучения обеспечивает дальнейшую интенсификацию интеллектуального развития за счет инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса. Предлагает способы и приемы на каждом этапе урока.

Г.А.Бакулина.: - ВЛАДОС Москва, 2002г.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ (ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ,

изученные в ходе работы над темой по самообразованию.

Дата изучения

Название статьи  и краткое содержание

Издание, №, год, страница, автор

2015г.

Статья «Когда во главе угла – ценность развития».

Марина Битянова в своей статье рассуждает о том, что с введения стандартов последнего поколения задача развития ребенка поставлена прямо и недвусмысленно. Чтобы ее выполнить, учителю нужно отчетливо понимать, что он собирается развивать на конкретном уроке или серии уроков и какими средствами. Об инструментарии педагога в этой области рассуждает автор.

     

Газета «1 Сентября»

№03-2013

«Реализация требований Стандарта»

В статье идет рассуждение о смысле введения нового стандарта, почему его принято называть стандартом второго поколения.

- Обобщенный портрет выпускника начальной школы.

- Основной результат развития личности ребенка на основе учебной деятельности.

Газета «1 Сентября» №09-2012

О.В.Логинова,

С.Т.Яковлева

«Работа по воображению на уроках русского языка»

Рассказывается о приемах включения воображения на уроках русского языка. Говорится о том, что работа должна быть систематической, осознанной учителем и учеником, с постепенным усложнением

 Журнал «Начальная школа»

№02 -2012

Автор О.Гвинжилия

«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования»

Автор говорит о том, что «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить»

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах

становления личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность  к развитию тех или иных сторон интеллекта.

Как подать учебный материал, чтоб было интересно одним и не трудно другим делится автор.

Фабрициус Т.Е.

Журнал «Начальная школа»

№01 –2014

ИЗУЧЕНИЕ  ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Дата

Тема опыта

Автор опыта

Краткое содержание


КОНСУЛЬТАЦИИ И СОБЕСЕДОВАНИЯ  ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Дата

Форма проведения

Вопрос

Рекомендации

Ф.И.О.

проводившего консультацию (собеседование)

2015г.

Консультация.

Составление рабочей программы и календарно – тематического планирования. Особенности проведения занятий в 1-2 классах в урочной и внеурочной (ДОП) деятельности.

Обменялись опытом работы.

Какичев В.Д.

2015г.

Консультация

Использование в системе заданий и упражнений по интеллектуальному развитию на уроках русского языка.

Задания и упражнения должны проводиться в системе только тогда будет результат в развитии детей.

Бухтиярова Р.Н..

ПРОХОЖДЕНИЕ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

по теме самообразования

Дата

Место прохождения и год

Вид курсов

Тема, вопросы

ПОСЕЩЕНИЕ СЕМИНАРОВ, ВЕБИНАРОВ, КОНФЕРЕНЦИЙ

по теме самообразования

Дата

Тема

Место проведения

Краткое содержание (тезисы)

        

ПОСЕЩЕНИЕ УРОКОВ, МЕРОПРИЯТИЙ, ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

по теме самообразования

Дата

Тема

Место проведения

Форма проведения

Краткое содержание (тезисы)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ  УРОКОВ, МЕРОПРИЯТИЙ,

ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ по теме самообразования

Дата

Тема разработки

Класс

Краткое содержание (тезисы)

Олимпиада по русскому языку в  3 классе школы

Разработала и подобрала материал.

РАЗРАБОТКА И ПОДБОР ДИДАКТИЧЕСКОГО И НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА

по теме самообразования

Дата

Тема

Вид работы

Название, автор,

год издания,

издательство

Класс

2015г.

К каждому уроку

Практическая

 работа.

Г.А.Бакулина «Интел

лектуальное развитие

младших школьников

на уроках русского языка

2,3 классы

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ И МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТАХ,

МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ, СЕМИНАРАХ, СОВЕЩАНИЯХ,

КОНФЕРЕНЦИЯХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ И ДР.

Дата

Тема

Где заслушивался вопрос

Категория

педагогов

ПУБЛИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ И НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ САЙТАХ.

Дата

Форма публикации (что опубликовано), тема публикации

Где опубликован

материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка по самообразованию учителя начальных классов

Материалы, которые помогут учителю начальных классов в подготовке уроков по ФГОС....

Папка по самообразованию

Индивидуальная проблемная тема самообразования: «Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях ГПД»...

Папка самообразования.

В данном разделе размещена папка самообразования, с которой можно ознакомиться....

Папка по самообразованию

Тема самообразования: «Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологи»  ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯРассчитан на 1 год, с сентября 2019 года по май 2020 год...

папка по самообразованию

тема самообразования...

Моя папка по самообразованию.

Много лет работая в образовании в различных организациях всегда занималась самообразованием. Часто и много спорят как правильно оформить свою папку по саиоообразованию. Предлагаю как вариант свою, но ...

Папка по самообразованию учителя-логопеда

Нам известно, что в коррекционной работе с детьми по звукопроизношению этап автоматизации поставленных звуков достаточно длительный и энергозатратный. При этом у младших школьников с речевым недо...