Выступление на городской методической конференции
методическая разработка

Тема выступления "Формирование действия контроля"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование действия контроля у учащихся

в процессе обучения русскому языку.

Вступительная часть

В концепции современного российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только прочных и глубоких знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности.

Появление действия контроля означает, что структура учения наполняется всеми компонентами учебной деятельности и происходит образование того, что обычно называют умением учиться.

Выполнение действия контроля способствует тому, что учащиеся обращают внимание на содержание собственных действий с точки зрения их соответствия решаемой задаче. С сожалением приходится констатировать, что учителя уделяют недостаточное внимание обучению учащихся приёмам и способам формирования действия контроля. Это объясняется недостаточностью методических рекомендаций, направленных на внедрение методических приёмов обучения контролю.

Именно поэтому четыре года назад я начала работу над исследовательским  проектом, Формирование действия контроля у учащихся в процессе обучения русскому языку, разработанному в результате изучения и обобщения опыта ведущих специалистов системы развивающего обучения: В. В. Давыдова, В. В. Репкина, А. Б. Воронцова и др.

Цель исследования: разработка методики формирования действия контроля у младших школьников в процессе обучения русскому языку.

Задачи:

1. Проанализировать и обобщить результаты психолого-педагогических исследований в области формирования действия контроля.

2. Изучить основы методики формирования приемов самоконтроля в процессе обучения русскому языку, более полно учитывающей возрастные и познавательные особенности учащихся младшего школьного возраста.

3. Определить требования, разработать систему упражнений и заданий, нацеленных на формирование действия контроля у младших школьников, и методические рекомендации по их использованию в процессе обучения.

4.Экспериментально проверить эффективность разработанной методики в процессе обучения русскому языку учащихся начальных классов.

Конечный результат: разработанная методика формирования действия контроля у младших школьников в процессе обучения русскому языку; повышение уровня сформированности действия контроля у обучающихся к концу четвёртого  класса.

Методологической основой исследования являются основные положения теории учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, принцип ведущей роли обучения в развитии учащихся Л.В. Выготского, Л.В. Занкова.

Условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением. Функция контроля заключается в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении различных  больших и малых погрешностей, а также внесении необходимых корректив в них. Отсутствие такого прослеживания и таких корректив может стать препятствием для решения учебной задачи. Поэтому в своей работе я уделяю формированию действия контроля особое внимание. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Результатом этой работы является качество обученности   моих учеников на конец 1 четверти - 82%.

При  разработке педагогической технологии контроля мною учитывался тот факт, что формирование учебной деятельности  проходит несколько возрастных стадий, каждая из которых имеет свои особенности.

А. Б. Воронцов выделяет три стадии.

Первая стадия формирования учебной деятельности  

 (первое полугодие 1-го класса)

Предметом контроля и оценки со стороны учащегося в этот период являются:

  • соблюдение договорённости внутри класса о «правилах игры» во время урока, разработанных совместно детьми и учителем в курсе «Введение в школьную жизнь»;
  • действия одноклассников и учителя;
  • собственные действия на основе заданного эталона.

Результатом изучения педагогической технологии по материалам специалистов системы развивающего обучения стала подборка приёмов по формированию действия контроля. Остановлюсь лишь на некоторых из них.

Для формирования действия контроля у учащихся на первой стадии  я применяла следующие педагогические приёмы:

  • «задания-ловушки» (готовые ловушки на рефлексию освоения способа действия);
  • «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
  •  «умные вопросы»
  • «разноцветные поправки».

Приём «разноцветные поправки»  я использую в первом и втором классах. Школьникам даётся задание написать работу. После выполнения работы им говориться, что есть возможность сделать поправки (карандашом зелёного цвета), причём наличие или отсутствие поправок не будет влиять на общую оценку работы. На следующий день сообщается, что есть возможность ещё раз вернуться к тексту и улучшить его (поправки карандашом синего цвета). Составление поправок по ходу работы ручкой и разноцветных после работы, в том числе отсроченных, позволяет выявить разные формы самоконтроля, свидетельствует о потребности ученика в улучшении своей работы.

Состояние самоконтроля школьников выявляется и через определённые специальные вопросы учителя на разных этапах работы.

До начала работы:

- С чего начнёшь?

- Из каких этапов будет состоять эта работа?

- Как ты сможешь себя проверить?

По ходу работы:

- На каком этапе находишься?

- Есть ли другие способы решения задачи?

После работы:

- Каким способом ты работал?

- Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения?

- В каких ситуациях это может тебе пригодиться?

Результатом такой работы к концу первой стадии является умение детей :

  • проводить пооперационный контроль;
  • задавать «умные» вопросы;
  • проводить самостоятельную коррекцию выявленных недостатков;
  • высказывать свою точку зрения при оценке своих сверстников.

Вторая стадия формирования учебной деятельности  

(второе полугодие 1-го класса – первое полугодие 4-го класса)

Эта стадия ставит своей целью формирование и становление коллективного субъекта учебной деятельности. О сформированности учебной деятельности к концу этого периода обучения можно говорить только для класса в целом как учебной общности, который работает под руководством учителя.

Со стороны учащихся предметом контроля являются:

  • отдельные операции, входящие в состав способа действия;
  • работа модели (схемы) в различных условиях (при конкретизации учебной задачи);
  • соотнесение результатов, полученных в ходе решения задачи, с её условиями;
  • проблемы и трудности, возникающие в ходе выполнения заданий;
  • «помощники», которые можно использовать при возникновении трудностей в решении задач;
  • действия одноклассников и учителя.

На данном этапе, помимо операционного контроля и оценки, начинает играть роль упреждающий контроль и прогностическая оценка.

Для формирования действия контроля у учащихся на второй стадии мною были использованы следующие педагогические приёмы:

  • софизмы;
  • неполное задание;
  • диктант для робота;
  • выполнение задания по инструкции с ограничениями;
  • отвлекающая или провокационная форма предъявления задания или инструкции.    

 Софизмы

(способность обнаруживать и опровергать псевдологичное рассуждение)

Софизмы – это умышленно ложные размышления, формально кажущиеся правильными. Способность обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение есть яркое свидетельство самостоятельности мысли.

Тексты подобных заданий учащийся получает на карточке. Каждое задание представляет собой мини-диалог учителя и учеников. В диалоге последнее слово принадлежит ребёнку: ученик должен высказать свою точку зрения.

Примерные задания

1)Учитель: Вставьте пропущенную букву в слове ЗВЁЗД_ЧКА.

Сева: Проверочное слово ЗВЕЗДА. Пишу А.

Учитель: Кто хочет оценить ответ Севы?

Я:____________________________________

В результате работы к концу второй стадии обучающиеся могут:

  1. обнаружить недостаточность знаний и умений для решения задач нового типа;

2) поставить задачу по поиску недостающих способов действия;

3) выдвинуть содержательные гипотезы о новом, неизвестном явлении;

4) проверить эти гипотезы экспериментально или обращаясь к источнику информации: учителю, учебнику, справочнику;

5)создать модельно-схематические средства для фиксации новых свойств изучаемого явления и новых способов действия;

6) успешно действовать новым способом, адекватно контролируя и оценивая себя и своих партнёров.

Не менее ярким показателем уровня сформированности действия контроля являются контрольные срезы, проводимые администрацией школы. Остановлюсь на двух показателях: проверка безударной гласной в корне слова (этой проблеме в городе уделяется большое внимание) и пропуск и замена букв. :(слайд)

Третья стадия

(второе полугодие 4-го класса – 6 класс)

Эта стадия является заключительным периодом первого этапа развивающего образования. Этот период обучения можно назвать стадией «опробования» и «экспериментирования». Наиболее эффективным средством обучения на третьей стадии формирования учебных действий является разновозрастное сотрудничество. Предметом внимания учителя должно являться умение учащихся 4-5 классов выстраивать работу с младшими школьниками, в том числе и контрольно-оценочную.  

В соответствии с мнением Д. Б. Эльконина, контроль в учебной деятельности бывает двух видов: по результату и по процессу. Контроль по результату осуществляется на основании того, выполнено задание или нет, насколько качественно оно выполнено. Контроль по процессу предполагает выяснение тех операций, способов, действий, с помощью которых получен результат. Формирование полноценного контроля возможно только на основе контроля по процессу. Как нельзя лучше для этого подходят разработанные мной Тестовые диагностические работы включающие основные  разделы программы по русскому языку.

 Проводится этот вид контроля после открытия учащимися общего способа. Тестовая работа направлена на выявление освоения отдельных предметных операций с целью последующей коррекции, как со стороны учителя, так и самими учащимися. Цель данной работы – наметить «точечную» (по отдельным операциям) помощь учащимся. В четвёртом классе учащиеся уже сами составляют таблицу для тестовой диагностической работы. Например, чтобы проверить, насколько полно и верно овладел ученик способом проверки орфограмм слабых позиций в основе слова, ему необходимо выполнить отдельно четыре специальных задания на все четыре операции, входящие в это действие. Один из вариантов может быть таким:(слайд)

Таблицу к тестовой работе по теме «Определение уровня овладения проверкой орфограммы слабой позиции в личных окончаниях глаголов»  составили учащиеся четвёртого класса, работая в группах. :(слайд)

Особое место в формировании действия контроля отводится работе над ошибками. Анализ ошибок проводится ежедневно. Учащийся должен проанализировать, почему он ошибся, как должен был действовать и на полях показать правильное решение, объясняя схематично. Для сильных учеников учитель делает пометку на полях той строки, где допущена ошибка, для слабых – подчёркивает слово. У отдельных учащихся при проверке возникают трудности. В таких случаях на полях они ставят знак вопроса. С этими детьми  учитель проводит индивидуальную работу:(слайд)

Диагностика сформированности действия контроля

В образовательной системе Эльконина –Давыдова предлагаются различные методики, позволяющие определить уровень сформированности учебной деятельности.

Наиболее приемлемыми  для меня оказались методические приёмы диагностики, описанные Алексеем Борисовичем Воронцовым.  По его мнению необходимо

- осуществлять контроль и оценку без привлечения 5-бальной системы оценивания, используя содержательные фиксации текущих и итоговых результатов;

- проводить диагностику хода формирования учебной деятельности, уровня формирования умственных операций, способностей учащихся преимущественно на предметном материале, не загружая учителя и учащихся множеством чисто психологических и психотехнических методик.

Воронцов определяет 3 уровня сформированности действия контроля. В диагностических заданиях  он предлагает использовать приёмы и методики, описанные мной выше. Тексты диагностик представлены в «Методическом пособии».

На основе этой методики мной осуществлялась диагностика уровня сформированности действия контроля у учащихся моего класса.

Постоянное применение приёмов, формирующих действие контроля, повлияло на  качество выполнения проверочной работы за 1 четверть - 100%. Качество знаний умений и навыков у выпускников составило 87%. Ученица моего класса в 2008году заняла 1 место в городской олимпиаде «Юниор». Высокая активность обучающихся моего класса в международных играх «Русский медвежонок» и «Кенгуру» была отмечена организационными комитетами.

Формирование действия контроля как проявления активности младшего школьника в учебном процессе является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития их познавательных способностей. Эти умения воспитывают в детях такие важные качества, как критичность ума, чувство ответственности за свою работу, уверенность в своих действиях, а также повышают интерес к учёбе. Проектно-исследовательская деятельность, которой мои ученики успешно занимаются уже 4 года, является продуктом именно высокой мотивации. В прошлом году четверо обучающихся стали лауреатами всероссийского конкурса «Первые шаги в науке».

Кроме того наша школа участвует в разработке и экспериментальной апробации технологии развития мыследеятельностных способностей. Развивающее обучение в системе Эльконина-Давыдова подразумевает развитие данных способностей, одной из которых является организация действия. Я считаю, что представленная сегодня мной система работы  в первую очередь направлена на развитие этой способности. Результаты Турнира способностей, проведённого в октябре 2009 года в нашей школе, это подтвердили.

В заключении хочу сказать, что Система развивающего обучения, Проектная деятельность, Развитие мыследеятельностных способностей, Система работы по формированию действия контроля у обучающихся взаимосвязаны и в совокупности работают

  • на формирование предметных и универсальных способов действия, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  •  воспитание умения учиться – способности к самоорганизации в целях решения учебных задач;
  •  желание и умение учиться, готовность к образованию в средней школе и самообразованию;
  •  инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Что является результатом обучения в начальной школе согласно стандартам второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов

В выступлении описана система работы учителя-логопеда по сотрудничеству с педагогами начальной школы для осуществления коррекции трудностей в обучении младших школьников....

Выступление на городском методическом объединении учителей эстетического цикла на тему: «Растём и развиваемся с помощью искусства"

  Материал выступления посвящён проблеме   сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы   с помощью  использования здоровьесберегающих технологий....

Выступление на городском методическом объединении

Тема выстурления "Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе" ....

Выступления на городском методическом объединении, открытые уроки

В данном разделе представлены материалы выступления на городском методическом объединении учителей начальных классов...

Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов

в своём выступлении на ГМО учителей начальных классов представила опыт работы...