Запоминалки для развития грамотности письма
методическая разработка

Попова Алла Юрьевна

Запоминалки для развития грамотности письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapominalki_dlya_razvitiya_gramotnosti_pisma.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ушмунская средняя общеобразовательная школа

Запоминалки для развития грамотности письма

Учитель: начальных классов :

Попова А.Ю.

Запоминалки для развития грамотности письма

В первом и втором классах все дети стараются избегать трудностей в обучении. Они с удовольствием выполняют ту работу, которая вызывает положительные эмоции. Им все еще больше нравится учиться играя. Предлагаю использовать родителям и учителям так называемые запоминалки, собранные когда то мною из журналов «Начальная школа».

Запоминалки – это маленькие и веселые рифмованные упражнения, насыщенные орфограммами. Запоминалки служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания, в игровой форме. Их использование позволяет ребенку непроизвольно запомнить правописание часто встречаемых слов.Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения, помогают понять и запомнить правила проверки.

В статье «Грамотно писать не легко!», мы говорили о том, как помочь ребенку научиться видеть и проверять безударную гласную в слове. Сейчас я предлагаю вам использовать веселые стишки-запоминалки на это правило: 

Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!

Сосна, вода, дела, трава —
проверить надо все слова.
Безударный гласный — стоп! 
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте —
Удареньем проверяйте:

сосны, воды, травы, дело,

а теперь пишите смело.

Село, гнездо, сосна, весна —
одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
подскажут гласную они:
с
ёла, гнёзда, вёсны
и, конечно, с
осны.


Гряда, цена, скала весна,

коза, стрела, стена, сосна,

места, земля, столяр, сова —

проверить надо все слова.

Ты будь внимательным, мой друг:

в словах есть безударный звук,

поставь его под ударенье,

потом пиши стихотворенье.

Для самостоятельных упражнений: 



Р...чной, л...сной, г...ристый,
М...рекой, р...дной, л...систый.
Проверь слова, да не сп...ши,
красиво, грамотно сп...ши.




Стр.на, з.мля, стр.ла, с.сна,
Гр…да, .игла, зв…зда, в…сна,
Р…са, з…рно, сл..ды, л…сток,
К…рмушка, оз…ро, цв…ток.
Диктанту нашему конец,
кто не ошибся — молодец!

Для обучения правописанию парной звонкой и глухой согласной в слове , рассмотренной в статье "Писать грамотно не легко!" можно использовать такие упражнения:

Если слышишь парный звук,
будь внимательным, мой друг,
парный сразу проверяй,
слово смело изменяй:
«зу
б» — на «зубы»,
«лёд» — на «льды» —
будешь грамотным и ты.

Где растёт морковь?
На гря
дках.
Буквы пишут где?
В тетра
дках.
Чистим что мы?
Чистим зу
бки.
Одеваем в холо
д?
Шу
бки.
Любим все?
Сне
жки, салазки.
А читаем часто?
Ска
зки.

Звук согласный проверяй,
рядом гласной подставляй!
Гря
дка.
Нет чего? — Нет гря
док.
А тетра
дка? —
Нет тетра
док.
Зу
бки! Изменили — зубы.
Шу
бки! Проверяем — шубы.
Ждем сне
жинок и салазок
И побольше чудных ска
зок.

Мы
шка, кошка, глазки, лапки,
дру
жба, книжки и тетрадки,
шу
бка, шапка и сапожки,
и берё
зка, и серёжки.


Обед, завод, медведь, кровать,
отря
д, народ, этаж, тетрадь,
но
ж, стриж, снег, гараж,
лоша
дь, пруд, труд, шалаш. 


Ры
бка, грядка, кружка, гладко,
тра
вка, сетка и тетрадка,
кры
шка, лапка, лодка, ласка,
кни
жка, ложка, утка, сказка.


Ло
жка, лодка, рыбка, грядка,
шу
тка, утка и тетрадка,
кни
жка, крышка и рубашка,
тра
вка, сетка, промокашка.


Дру
жки, снежки, прыжки,
сапо
жки, рожки, пирожки,
лу
жки, флажки и ложки,
кру
жки и поварёшки.

Эти запоминалки помогут малышу понять, для чего служит разделительный Ъ, а для чего смягчающий Ь, где их писать. Подробнее дано в статье

Писать грамотно не легко!” 

Мягкий знак, мягкий знак —
без него нельзя никак!
Без него не написать
тридца
ть, двадцать, десять, пять.
Вместо «шес
ть» получим шест,
вместо «ес
ть» напишем ест,
станут пе
нками «пеньки»,
уго
лками — «угольки»,
«ба
нька» в банку превратится.
Вот что может получи
ться, е
если будем забыва
ть
мягкий знак в словах писа
ть.

День, динь, сон, тень,
сыр, сок, ло
сь, лень,
нос, нёс, ры
ть, ныть,
кон, ко
нь, шум, шить.
Укажи, в каких словах
не напише
шь мягкий знак.



Разделительный Ь 
Я в корнях(словах) стою, друз
ья.
Вороб
ьи, семья, жильё —
перед
я, ю, и, е, ё.
Вороб
ьи, жильё, ручьи,
лист
ья, крылья, стулья, чьи,
колья, пер
ья и семья,
в
ьюга, осенью, друзья.

Разделительный Ъ 
Было «сели»,
стало «с
ъели»,
догадаться вы сумели,
почему случилось так?
Кто виновник?
Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
без него писать не сможем:
с
ъезд, съедобный, объясненье,
И под
ъезд, и объявленье

Приведу несколько заданий такого типа, направленных на накопление зрительного восприятия орфограммы

в именах и фамилиях людей, названиях городов:

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
и Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте —
Имя буквой выделяйте.

Кошка — Маришка,
Котёнок — Тишка,
Щенок — Дружок,
Цыплёнок — Пушок,
Корова — Бурёнка,
Коза — Найдёнка,
Поросёнок — Хрюша
и бычок — Гаврюша.
Все их
клички до одной
пишут с буквы прописной!

Кошка — Пушинка,
Собака — Смешинка,
Петух — Крикун,
Козёл — Бодун,
Воробей — Тишка,
Поросёнок — Гришка.
Красотка-синичка.
Как напишешь клички?

Задания, направленных на накопление зрительного восприятия орфограммы

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу 

Ча и ща, ча и ща
ро
ща, чаща и свеча,
пи
ща, туча, саранча —
с буквой
 а и ща и ча.

Пища, чаща, роща, куча, 
саран
ча, кочан и туча,
да
ча, гуща и свеча —
все слова н
а ча и ща.


Сочетанья ща и ча
в словах пи
ща и свеча,
ку
ча, гуща, каланча,
ту
ча, роща, саранча, 
ча
ща, дача и печать —
нужно с буквой
а писать.


Я грамотно писать хочу,
слова на
чу и щу учу:
чулок, и чудо, и чугун,
чудак, и щука, и ворчун,
чумазый, чучело, чурбан,
чудесный, чувство и чулан,
кри
чу, ворчу, ищу, тащу —
я с
у пишу и чу, и щу.

Щука, чум, ищу, молчу —
я слова учу, учу.
Чу да щу, чу да щу —
я пятерку получу.



Не стучу, не пищу,
не ворчу и не кричу,
а у
чу да учу 
все слова на
щу и чу:
чум, чудак, чулок, чурбан,
щука, чудо и чулан.

Правописание ЧН и ЧК 


Ёлочка и белочка,
ту
чка, щучка, стрелочка,
бо
чка, почка, спичка,
ре
чка, ручка, птичка,
шуто
чка, минуточка,
до
чка, прибауточка,
було
чка и строчка,
све
чка, печка, точка!

Речка, ночка, строчка,
точка, кочка, дочка,
срочный, булочный, ночной,
точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
где чн, а где чк.

Козочка, горочка, 
33 пригорочка. 
Ой чк! чк! чк! 
Кочка, почка, звёздочка

Материал сайта: http://1-4class.blogspot.com/2010/02/blog-post.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

"Развитие речи и грамотного письма- важнейшие слагаемые формирования учебно- познавательных компетенций".

Понятие "компетенция".Развитие речи и грамотного письма на уроках русского языка и литературного чтения. Опыт использования на уроках русского языка и литературного чтения пословиц....

Тетрадь по развитию навыков грамотного письма

      Тетрадь предназначена для формирования навыков грамотного письма в начальных классах.Тетрадь содержит:·...

Развитие навыков продуктивного чтения и грамотного письма. Изложение. (3 класс)

Материал содержит  компьютерную презентацию на тему: "Развитие навыков продуктивного чтения и грамотного письма. Изложение." Данный материал подходит для учащихся 3 класса. Цель: развитие устной ...

Запоминалки для развития грамотности письма

В первом и втором классах все дети стараются избегать трудностей в обучении. Они с удовольствием выполняют ту работу, которая вызывает положительные эмоции. Им нравится учиться играя. Данные "зап...