Запоминалки для развития грамотности
опыты и эксперименты по русскому языку

Мордвинова Снежана Николаевна

рус.яз

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapominalki_dlya_razvitiya_gramotnosti_pisma.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Запоминалки для развития грамотности письма

В первом и втором классах все дети стараются избегать трудностей в обучении. Они с удовольствием выполняют ту работу, которая вызывает положительные эмоции. Им все еще больше нравится учиться играя. Предлагаю использовать родителям и учителям так называемые запоминалки, собранные когда то мною из журналов «Начальная школа».

Запоминалки – это маленькие и веселые рифмованные упражнения, насыщенные орфограммами. Запоминалки служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания, в игровой форме. Их использование позволяет ребенку непроизвольно запомнить правописание часто встречаемых слов.Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии  написания и произношения, помогают понять и запомнить правила проверки.  

В статье «Грамотно писать не легко!», мы говорили о том, как помочь ребенку научиться видеть и проверять  безударную гласную в слове. Сейчас я предлагаю вам использовать веселые стишки-запоминалки на это правило: 

Безударный хитрый гласный: 
Слышим мы его прекрасно, 
А в письме какая буква? 
Здесь поможет нам наука: 
Гласный ставь под ударенье
Чтоб развеять все сомненья!

Сосна, вода, дела, трава — 
проверить надо все слова. 
Безударный гласный — стоп! 
Писать опасно! 
Слуху вы не доверяйте — 
Удареньем проверяйте:

сосны, воды, травы, дело,

а теперь пишите смело.

Село, гнездо, сосна, весна —
одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
подскажут гласную они:
с
ёла, гнёзда, вёсны
и, конечно, с
осны.


Гряда, цена, скала весна,

коза, стрела, стена, сосна,

места, земля, столяр, сова —

проверить надо все слова.

Ты будь внимательным, мой друг: 

в словах есть безударный звук,

поставь его под ударенье,

потом пиши стихотворенье.

Для самостоятельных упражнений: 



Р...чной, л...сной, г...ристый,
М...рекой, р...дной, л...систый.
Проверь слова, да не сп...ши,
красиво, грамотно сп...ши.




Стр.на, з.мля, стр.ла, с.сна,
Гр…да, .игла, зв…зда, в…сна,
Р…са, з…рно, сл..ды, л…сток,
К…рмушка, оз…ро, цв…ток.
Диктанту нашему конец,
кто не ошибся — молодец!

Для обучения правописанию парной звонкой и глухой согласной в слове , рассмотренной в статье "Писать грамотно не легко!" можно использовать такие упражнения:

 

Если слышишь парный звук,
будь внимательным, мой друг,
парный сразу проверяй,
слово смело изменяй:
«зу
б» — на «зубы», 
«лёд» — на «льды» —
будешь грамотным и ты.

Где растёт морковь?
На гря
дках.
Буквы пишут где?
В тетра
дках.
Чистим что мы?
Чистим зу
бки.
Одеваем в холо
д?
Шу
бки.
Любим все?
Сне
жки, салазки.
А читаем часто?
Ска
зки.

Звук согласный проверяй,
рядом гласной подставляй!
Гря
дка.
Нет чего? — Нет гря
док.
А тетра
дка? —
Нет тетра
док.
Зу
бки!  Изменили — зубы.
Шу
бки!  Проверяем — шубы.
Ждем сне
жинок и салазок
И побольше чудных ска
зок.

Мы
шка, кошка, глазки, лапки,
дру
жба, книжки и тетрадки,
шу
бка, шапка и сапожки,
и берё
зка, и серёжки.


Обед, завод, медведь, кровать,
отря
д, народ, этаж, тетрадь,
но
ж, стриж, снег, гараж,
лоша
дь, пруд, труд, шалаш. 


Ры
бка, грядка, кружка, гладко,
тра
вка, сетка и тетрадка,
кры
шка, лапка, лодка, ласка,
кни
жка, ложка, утка, сказка.


Ло
жка, лодка, рыбка, грядка,
шу
тка, утка и тетрадка,
кни
жка, крышка и рубашка,
тра
вка, сетка, промокашка.


Дру
жки, снежки,  прыжки,
сапо
жки, рожки, пирожки,
лу
жки, флажки и ложки,
кру
жки и поварёшки.

Эти запоминалки помогут малышу  понять, для чего служит разделительный Ъ, а для чего смягчающий Ь, где их писать. Подробнее дано в статье 

Писать грамотно не легко!” 

Мягкий знак, мягкий знак —
без него нельзя никак!
Без него не написать
тридца
ть, двадцать, десять, пять.
Вместо «шес
ть» получим шест,
вместо «ес
ть» напишем ест,
станут пе
нками «пеньки»,
уго
лками — «угольки»,
«ба
нька» в банку превратится.
Вот что может получи
ться, е
если будем забыва
ть
мягкий знак в словах писа
ть.

День, динь, сон, тень,
сыр, сок, ло
сь, лень,
нос, нёс, ры
ть, ныть,
кон, ко
нь, шум, шить.
Укажи, в каких словах
не напише
шь мягкий знак.



Разделительный Ь 
Я в корнях(словах) стою, друз
ья.
Вороб
ьи, семья, жильё —
перед
я, ю, и, е, ё.
Вороб
ьи, жильё, ручьи,
лист
ья, крылья, стулья, чьи,
колья, пер
ья и семья,
в
ьюга, осенью, друзья.

Разделительный Ъ 
Было «сели»,
стало «с
ъели»,
догадаться вы сумели,
почему случилось так?
Кто виновник?
Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
без него писать не сможем:
с
ъезд, съедобный, объясненье,
И под
ъезд, и объявленье

   Приведу несколько заданий такого типа, направленных на накопление зрительного восприятия орфограммы

 в именах и фамилиях людей, названиях городов:

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
и Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте —
Имя буквой выделяйте.

Кошка — Маришка,
Котёнок — Тишка,
Щенок — Дружок,
Цыплёнок — Пушок,
Корова — Бурёнка,
Коза — Найдёнка,
Поросёнок — Хрюша
и бычок — Гаврюша.
Все их
клички до одной
пишут с буквы прописной!

Кошка — Пушинка,
Собака — Смешинка,
Петух — Крикун,
Козёл — Бодун,
Воробей — Тишка,
Поросёнок — Гришка.
Красотка-синичка.
Как напишешь клички?

Задания, направленных на накопление зрительного восприятия орфограммы  

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу 

Ча и ща, ча и ща
ро
ща, чаща и свеча,
пи
ща, туча, саранча —
с буквой
 а и ща и ча.

Пища, чаща, роща, куча, 
саран
ча, кочан и туча,
да
ча, гуща и свеча —
все слова н
а ча и ща.



Сочетанья ща и ча
в словах пи
ща и свеча,
ку
ча, гуща, каланча,
ту
ча, роща, саранча, 
ча
ща, дача и печать —
нужно с буквой
 а писать.



Я грамотно писать хочу,
слова на
чу и щу учу:
чулок, и чудо, и чугун,
чудак, и щука, и ворчун,
чумазый, чучело, чурбан,
чудесный, чувство и чулан,
кри
чу, ворчу, ищу, тащу —
я с
у пишу и чу, и щу.

Щука, чум, ищу, молчу —
я слова учу, учу.
Чу да щу, чу да щу —
я пятерку получу.



Не стучу, не пищу,
не ворчу и не кричу,
а у
чу да учу 
все слова на
щу и чу:
чум, чудак, чулок, чурбан,
щука, чудо и чулан.

Правописание ЧН и ЧК 


Ёлочка и белочка,
ту
чка, щучка, стрелочка,
бо
чка, почка, спичка,
ре
чка, ручка, птичка,
шуто
чка, минуточка,
до
чка, прибауточка,
було
чка и строчка,
све
чка, печка, точка!

Речка, ночка, строчка,
точка, кочка, дочка,
срочный, булочный, ночной,
точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
где чн, а где чк.

Козочка, горочка, 
33 пригорочка. 
Ой чк! чк! чк! 
Кочка, почка, звёздочка

Вы убедитесь , что детям нравится встречаться с запоминалками снова и снова.  Усвоение орфограмм в запоминалках и рифмованных заданиях будет непроизвольно переноситься  ими на незнакомые слова, регулируемые тем же орфографическим правилом правописания.

Стихотворная форма заданий вырабатывает одновременно  и темп, и ритм речи, формирует навык чтения и письма, способствует выработке самоконтроля. Самое главное – положительное отношение к учению!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками,как один из факторов развития грамотной личности в условиях реализации ФГОС

В работе представлена памятка по работе над ошибками, способы исправления ошибок, а так же упражнения по работе с памяткой....

Запоминалки для развития грамотности письма

Запоминалки для развития грамотности письма...

Роль чтения в развитии грамотности и формировании графического лексикона

В статье раскрывается роль чтения ( обучение чтению) в формировании письменной речи ребёнка....

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Решение орфографических задач как средство развития грамотной личности

Развитие грамотности учащихся через решение орфографических задач....

Запоминалки для развития грамотности письма

В первом и втором классах все дети стараются избегать трудностей в обучении. Они с удовольствием выполняют ту работу, которая вызывает положительные эмоции. Им нравится учиться играя. Данные "зап...