Запоминалки для развития грамотности письма
материал по русскому языку (1, 2 класс)

Смирнова Ольга Александровна

В первом и втором классах все дети стараются избегать трудностей в обучении. Они с удовольствием выполняют ту работу, которая вызывает положительные эмоции. Им нравится учиться играя. Данные "запоминалки" собраны из журналов "Начальная школа". Это маленькие и рифмованные упражнения, насыщенные орфограммами. Запоминалки служат для выделения орфограммы в слове и запоминания его написания в игровой форме. Их использование позволяет ребёнку непроизвольно запомнить правописание часто встречаемых слов. Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения, помогают понять и запомнить правила проверки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                «Запоминалка» безударной гласной

Безударный хитрый гласный: 
Слышим мы его прекрасно, 
А в письме какая буква? 
Здесь поможет нам наука: 
Гласный ставь под ударенье
Чтоб развеять все сомненья!

Сосна, вода, дела, трава — 
проверить надо все слова. 
Безударный гласный — стоп! 
Писать опасно! 
Слуху вы не доверяйте — 
Удареньем проверяйте:

сосны, воды, травы, дело,

а теперь пишите смело!

Село, гнездо, сосна, весна —
одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
подскажут гласную они:
с
ёла, гнёзда, вёсны
и, конечно, с
осны!

Гряда, цена, скала весна,

коза, стрела, стена, сосна,

места, земля, словарь, сова —

проверить надо все слова.

Ты будь внимательным, мой друг:

в словах есть безударный звук,

поставь его под ударенье,

потом пиши стихотворенье.

Для самостоятельных упражнений:


Р...чной, л...сной, г...ристый,
М...рской, р...дной, л...систый.
Проверь слова, да не сп...ши,
красиво, грамотно сп...ши.

Стр.на, з.мля, стр.ла, с.сна,
Гр…да, .гла, зв…зда, в…сна,
Р…са, з…рно, сл..ды, л…сток,
К…рмушка, оз…ро, цв…ток.
Диктанту нашему конец,
кто не ошибся — молодец!



Предварительный просмотр:

Мягкий знак и твёрдый знак

Мягкий знак, мягкий знак —
без него нельзя никак!
Без него не написать
тридца
ть, двадцать, десять, пять.
Вместо «шес
ть» получим шест,
вместо «ес
ть» напишем ест,
станут пе
нками «пеньки»,
уго
лками — «угольки»,
«ба
нька» в банку превратится.
Вот что может получи
ться,  
если будем забыва
ть
мягкий знак в словах писа
ть.

Разделительный Ь 
Я в корнях(словах) стою, друз
ья.
Вороб
ьи, семья, жильё —
перед
я, ю, и, е, ё.
Солов
ьи, жильё, ручьи,
лист
ья, крылья, стулья, чьи,
кол
ья, перья и семья,
в
ьюга, осенью, друзья.

День, динь, сон, тень,
сыр, сок, ло
сь, лень,
нос, нёс, ры
ть, ныть,
кон, ко
нь, шум, шить.
Укажи, в каких словах
не напише
шь мягкий знак.

Разделительный Ъ 
Было «сели»,
стало «с
ъели»,
догадаться вы сумели,
почему случилось так?
Кто виновник?
Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
без него писать не сможем:
с
ъезд, съедобный, объясненье,
И под
ъезд, и объявленье



Предварительный просмотр:

«Запоминалка» для парной согласной

Если слышишь парный звук,
будь внимательным, мой друг,
парный сразу проверяй,
слово смело изменяй:
«зу
б» — на «зубы», 
«лёд» — на «льды» —
будешь грамотным и ты.

Где растёт морковь?
На гря
дках.
Буквы пишут где?
В тетра
дках.
Чистим что мы?
Чистим зу
бки.
Одеваем в холо
д?
Шу
бки.
Любим все?
Сне
жки, салазки.
А читаем часто?
Ска
зки.

Звук согласный проверяй,
рядом гласной подставляй!
 
Гря
дка.
Нет чего? — Нет гря
док.
А тетра
дка? —
Нет тетра
док.
Зу
бки!  Изменили — зубы.
Шу
бки!  Проверяем — шубы.
Ждем сне
жинок и салазок
И побольше чудных ска
зок.

Для самостоятельной работы
Мы
шка, кошка, глазки, лапки,
кру
жка, книжки и тетрадки,
шу
бка, шапка и сапожки,
и берё
зка, и серёжки.

Обед, завод, медведь, кровать,
отря
д, народ, этаж, тетрадь,
но
ж, стриж, снег, гараж,
лоша
дь, пруд, труд, шалаш. 

Ры
бка, грядка, кружка, гладко,
тра
вка, сетка и тетрадка,
кры
шка, лапка, лодка, ласка,
кни
жка, ложка, утка, сказка.

Ло
жка, лодка, рыбка, грядка,
шу
тка, утка и тетрадка,
кни
жка, крышка и рубашка,
тра
вка, сетка, промокашка.

Дру
жки, снежки,  прыжки,
сапо
жки, рожки, пирожки,
лу
жки, флажки и ложки,
кру
жки и поварёшки.



Предварительный просмотр:

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

Ча и ща, ча и ща 
ро
ща, чаща и свеча,
пи
ща, туча, саранча —
с буквой
а и ща и ча.

Пища, чаща, роща, куча, 
саран
ча, кочан и туча,
да
ча, гуща и свеча —
все слова на
 ча и ща.

Сочетанья ща и ча 
в словах пи
ща и свеча,
ку
ча, гуща, каланча,
ту
ча, роща, саранча, 
ча
ща, дача и печать —
нужно с буквой
а писать.

Я грамотно писать хочу,
слова на
чу и щу учу:
чулок, и чудо, и чугун,
чудак, и щука, и ворчун,
чумазый, чучело, чурбан,
чудесный, чувство и чулан,
кри
чу, ворчу, ищу, тащу —
я с
у пишу и чу, и щу.

Щука, чум, ищу, молчу —
я слова у
чу, учу.
Чу да щу, чу да щу —
я пятерку полу
чу.

Не стучу, не пищу,
не вор
чу и не кричу,
а у
чу да учу 
все слова на
щу и чу:
чум, чудак, чулок, чурбан,
щука, чудо и чулан.



Предварительный просмотр:

Правописание ЧН и ЧК


Ёлочка и белочка,
ту
чка, щучка, стрелочка,
бо
чка, почка, спичка,
ре
чка, ручка, птичка,
шуто
чка, минуточка,
до
чка, прибауточка,
було
чка и строчка,
све
чка, печка, точка!

Козочка, горочка, 
33 пригорочка. 


Ой чк! чк! чк! 
Кочка, почка, звёздочка

Речка, ночка, строчка,
точка, кочка, дочка,
срочный, булочный, ночной,
точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
где чн, а где чк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

"Развитие речи и грамотного письма- важнейшие слагаемые формирования учебно- познавательных компетенций".

Понятие "компетенция".Развитие речи и грамотного письма на уроках русского языка и литературного чтения. Опыт использования на уроках русского языка и литературного чтения пословиц....

Тетрадь по развитию навыков грамотного письма

      Тетрадь предназначена для формирования навыков грамотного письма в начальных классах.Тетрадь содержит:·...

Развитие навыков продуктивного чтения и грамотного письма. Изложение. (3 класс)

Материал содержит  компьютерную презентацию на тему: "Развитие навыков продуктивного чтения и грамотного письма. Изложение." Данный материал подходит для учащихся 3 класса. Цель: развитие устной ...

Запоминалки для развития грамотности письма

Запоминалки для развития грамотности письма...