РП Азбука добра 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Иванова Ирина Валерьевна

Программа кружка «Азбука добра» разработана и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа является модифицированной, разработана и составлена на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой «Этика: азбука добра». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_azbuka_dobra_2_klass.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: духовно-нравственное,

Кружок: «Азбука добра»        

Начальное общее образование: 2 класс, 68 часов

Срок реализации: 1 год

Разработана на основе:

авторской программы «Этика: азбука добра»,

Хомяковой И.С. и Петровой В.И.

Автор – составитель  программы

учитель  начальных классов:

Иванова И.В. - первая квалификационная категория;

2018г.

ВВЕДЕНИЕ

        Программа кружка «Азбука добра» разработана и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа является модифицированной, разработана и составлена на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой «Этика: азбука добра».

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука добра» составлена на уровень начального общего образования по духовно-нравственному направлению развития личности.

        Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями.

        Практическая значимость программы направлена на нравственное развитие личности каждого ребенка, который  имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, а также на  использование помощи родителей для  формирования первоначального представления о моральных нормах и правилах в обществе и в семье.  

        Реализация программы рассчитана на один год.  Общее кол-во часов в год - 68 часов:

1). 34 часа внеурочной деятельности используется, как часы регулярных еженедельных занятий. Продолжительность занятия   — 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

2).  20 часов используются в период осенних и весенних каникул, занятия   проводятся 5 раз в неделю по 2 часа ежедневно.

3). 14 часов — это   разовые мероприятия (праздники, конкурсы, выставки, экскурсии, проекты, акции, сборы и др.)             

        Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Возраст детей, которым адресована программа – 8-9 лет. Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр, викторин, тестов.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей будет представлена на конкурсах разного уровня (школа-город-республика), выставках, акциях, праздниках, театрализованных представлениях.

Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются компьютер, мультимедийный проектор.

1. Цель и задачи программы

        Целью программы является - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.               

Задачи программы:  

  • Обучающие - познакомить обучающихся начальной школы с нравственными понятиями и разнообразными видами деятельности; дать начальные представления о моральных нормах,    правилах   поведения и  взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
  • Воспитательные – воспитывать такие личностные качества как доброта, отзывчивость, уважение к окружающим людям, уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и традиций образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
  • Развивающие  - формировать потребности и мотивы нравственного поведения обучающихся; обогатить эмоциональный мир школьников; формировать неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

2. Планируемые результаты реализации программы

Личностные результаты:

В процессе освоения данной программы  обучающиеся  получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, о семье, труде, учении, обучающиеся  начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, понятие семьи, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

У обучающихся  будут сформированы: 

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в ходе реализации  программы «Азбука добра» включены упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, о семье,  трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

В ходе реализации программы «Азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням, но во втором классе возможно формирование только первого и второго уровня и частично третьего уровня.

  • Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
  • Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Во втором   классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  представлена на конкурсах, выставках, акциях, праздниках, театрализованных представлениях. Конкурсы является важным итоговым этапом занятий. Они проводятся  внутри класса, школы, города и республики. Результаты участия вписываются в портфолио детей. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

       Система отслеживания и оценивания результатов освоения программы «Азбука добра» также проходит через диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».  

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

- диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

- диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родите

лей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

3. Содержание курса кружка внеурочной деятельности

        Содержание программы «Азбука добра» ориентировано на вовлеченность родителей и детей в игровые, творческие формы, в проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков и ответственности перед семьёй.

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой:

Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем

Формы проведения

Формы организации

теоретические

практические

Раздел 1.  Школьный этикет-15ч

1.

Дисциплина в школе и классе

Что такое дежурство. Кто такие дежурные

Беседа в классе,  вопросы по теме.

Рассказ с элементами обсуждения о значимости книг в жизни каждого человека.

Практическое занятие: уборка в классе, взаимодействие с родителями.

Тренинг: помощь  мамы в уходе за цветами.

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

Игра с элементами театрализации «Мой любимый урок»

1

2

2.

В библиотеке: люби книгу

Как обращаться с книгами

1

2

3.

Твоя школа: соблюдение чистоты и порядка

1

2

4.

Гигиена тела и школьных принадлежностей

1

1

5.

Твой класс: соблюдение чистоты и порядка. Порядок в твоем портфеле.

1

1

6.

Уход за цветами в кабинете

1

1

Раздел 2.   Правила   общения– 10 ч

7.

Сопереживание, помощь друзьям

Беседа с элементами обсуждения о дружбе и друзьях.

Практическое занятие с использованием  презентации родителей о классе.

Тренинг: Твои друзья и друзья  семьи. Кто важнее и нужнее?

 «Театр в классе» -   зарисовки классной жизни.

1

1

8.

Дал слово - держи

1

3

9.

Диалоги со сверстниками

Я, ты, он, она – вместе классная семья

1

 3

Раздел   3. Как стать трудолюбивым – 12 ч

10.

Учусь все делать сам

Организация деятельности

Помоги себе сам

Беседа об обязанностях в семье.

Рассказ с элементами обсуждения   о семейных традициях.

Практическое занятие с привлечением родителей класса для изготовления подарков для дедушек и бабушек в семье.

Тренинг «Береги честь семьи»

Экскурсия в краеведческий музей «Традиции и обычаи русского народа».

Игра с элементами театрализации «Русская горница»

1

3

11.

Взаимопомощь в школе

Взаимопомощь дома

 1

3

12.

Беречь результаты труда своего и чужого. Сохраним школьное имущество

1

3

Раздел 4.  Правила опрятности и аккуратности – 9 ч

13.

Правила личной гигиены

Береги свое здоровье – профилактика заболеваний

Встреча  с медицинским работником школы, беседа о здоровом образе жизни.  

Просмотр обучающего видео по теме «Здоровье - оберегай, от болезней – убегай! »  с элементами обсуждения.

Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи с привлечением мам и пап, медицинских работников.

Экскурсия в медицинский кабинет школы.

Игра с элементами театрализации «Помощь четвероногому другу»

1

2

14.

Бережное отношение к своей одежде дома

Бережное отношение к домашнему имуществу.

1

2

15.

Бережное отношение к школьным принадлежностям

Сберегу природу в своём городе

1

2

Раздел 5. Внешкольный этикет – 8 ч

16.

Правила поведения в общественных местах

В транспорте

На детских игровых площадках

Беседы – инструктажи о правилах поведения в общественных местах.

Практическое занятие: посещение вместе с родителями класса театральных  представлений в театре «Сказка» в г.Абакан ,  в ДК Визит г.Саяногорска.  

Участие в акции  «Кормушки  для птиц»  с привлечением  родителей класса.

1

3

17.

Бережное отношение к природе

Я – юный эколог

1

3

Раздел 6. Наши мероприятия – 14 ч

18.

Участие   в мероприятиях, посвященных    дню пожилого человека.

Практическое занятие: изготовление открыток  и поздравление пожилых людей по микрорайону школы, с привлечение родителей класса.

2

19.

Участие в мероприятиях, посвященных    Дню Матери.

Подготовка и участие детей и родителей класса в фестивале хоровых коллективов школы ко дню Матери.

2

20.

Обычаи и традиции русской Масленицы.

Организация, подготовка и участие детей и родителей  класса в школьном КТД «Масленица». Посещение этнографического комплекса «Ымай» детей и родителей класса.

4

21.

Участие в мероприятиях, посвященных    дню Защитника Отечества

Экскурсия в пожарную часть п.Черемушки: «Профессия папы-пожарный!».

Игровая программа с элементами театрализации «Наши мамы – лучше всех»

1

22.

Участие в мероприятиях, посвященных    дню 8 Марта

1

23.

Участие в мероприятиях, посвященных    дню Космонавтики.

Тренинг – игра «Дорога в космос».

1

24.

Участие в мероприятиях, посвященных    дню Победы.

Практическое занятие: изготовление открыток  и поздравление ветеранов микрорайона, с привлечение родителей класса. Участие детей и родителей  в городском мероприятии «Бессмертный полк».

3

Итого

18

50

68 ч

  1. Список литературы:

 Используемый для  разработки программы и организации образовательного процесса:

 

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост.  Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  9. Черемисина, В.Г. Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста  / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  10.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

Рекомендуемый для детей и родителей:

  1. Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007 год.
  2. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006 год
  3. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 6 -7 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  4. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004
  5. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
  6. Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991
  7. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
  8. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010
  9. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
  10. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...