Статья "Работа со словарем"
статья

Статья "Работа со словарем"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, коллеги! Сегодня мне бы хотелось рассказать вам о тех приемах, которые я применяю в своей практике с ребятами 2, 3 и 4 класса при работе с различными видами словарей и о тех, приемах, которые затем помогают учащимся создавать и вести свой словарь школьника.

«Словарная работа – это не эпизод в
работе учителя, а систематическая,
хорошо организованная, педагогически
целесообразно построенная работа,
связанная со всеми разделами курса
русского языка»

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. Работа со словарями является одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов. Известно, что с помощью словарей учащимся предоставляется возможность:

  • обогатить свой словарный запас;
  •  уточнить и активизировать его;
  • познакомиться с лексическим значением незнакомых слов;
  • усвоить грамматические формы, нормы языка;
  •  научиться правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения.

     Ещё Константин Ушинский говорил о том, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

    Никому не секрет, что использование новых технологий в работе, приводит к повышению интереса у детей на уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку, а именно культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи. Важно на доступном объёме слов «открыть» детям прежде всего сам факт: есть помощник, который позволяет решить возникшую орфографическую задачу. Затем необходимо научить школьников пользоваться этим «помощником» и обеспечить накопление ими соответствующего опыта. Эти задачи должен решать словарь учебника. Если они решаются успешно, то через какое-то время у самих учеников появляется потребность в словаре большего объёма. Для начала несколько таких словарей должны быть к услугам учеников на книжной полке в классе. Стимулируя обращение к ним, хваля за их использование по собственной инициативе, мы одновременно и обучаем, и воспитываем своих учеников. Словари - сокровища национального языка, наши друзья и помощники. Чем раньше школьник заведет дружбу со словарями, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания. И наша задача - помочь ему в этом.

   Как соблюдаются эти условия в учебнике Русского языка В.В.Репкина, входящем в комплект учебников по системе Эльконина - Давыдова?

    В начальных классах на уроках работы со словарями я использую «Орфографический словарь» Т.В. Шкляровой и «Учебный словарь русского языка» В.В. Репкина.

С этими словарями знакомлю ребят на вводном занятии, на котором мы открываем секреты построения словаря.

На доске записано предложение: «У письма свои с?креты».

Задаю вопросы: В каком слове пропущена безударная гласная? Как записать это слово?

Появляются варианты: «секрет» и «сикрет».

- Какое же из них правильное? Как узнать?

И здесь возникает такая ситуация, когда ученики сами не могут точно ответить на вопрос, какая гласная пропущена в слове.

Предлагаю воспользоваться орфографическим словарем и найти нужное слово самостоятельно. Проходит минута, другая, пока ученики не осознают, что они не могут найти это слово.

- Почему у нас ничего не получилось? (Ответы детей)

- Оказывается, не только у письма могут быть секреты. Они есть и у словарей. Прочитайте первые десять слов в словаре. С какой буквы они начинаются? (С буквы А).

- А теперь прочитайте последние десять слов в словаре. Они тоже начинаются с одной буквы. С какой? (С буквы Я).

- Почему слова, начинающиеся с буквы А, помещены в начале словаря, а слова, начинающиеся с буквы Я, - в его конце? (Ответы детей)

- Конечно же, слова в словаре расположены в алфавитном порядке – это и есть главный секрет словаря.

Обращаю внимание детей на первую страницу словаря, где все буквы расположены в алфавитном порядке.

- Какое слово находится в словаре раньше: «виноград» или «секреты»? «Звезда» или «секреты»? «Лекарство» или «секреты»? «Ракета» или «секреты»? «Телевизор» или «секреты»?

- Вот мы и выяснили, что слово «секреты» находится после слов, начинающихся с буквы Р, но перед словами, начинающимися с буквы Т. Однако, слов, начинающихся с буквы С в словаре много – неужели придется читать все слова? (Дети предлагают свои способы ответа на этот вопрос)

- Конечно же, нам не придется читать все слова подряд: ведь слова, начинающиеся с одной буквы, в словаре расположены с учетом алфавитной последовательности второй, третьей и так далее букв. Какая же вторая буква в слове «секреты»? И или Е? Но это мы и хотим узнать. Значит, надо проверить, есть ли слово «секреты» среди слов на СИ- и среди слов на СЕ-.

В результате самостоятельной поисковой (исследовательской) работы слово найдено: ребята сообщают, что пишется оно с буквой Е.

- Прочитайте, пожалуйста, какое слово вы нашли в словаре? (Слово «секрет»).

- Но нам нужно было отыскать слово «секреты». Так какое из изменений существительного записано в словаре – то, которое называет один предмет или то, которое называет много предметов?

- Вот и открыт еще один секрет словаря: в нем существительные даны в единственном числе.

Конечно, нахождение слов в орфографическом словаре – это кропотливое дело для детей. И от нас зависит, будет ли эта работа проводиться крайне медленно или в быстром темпе, весело, даже азартно. Как показывает опыт, идеальный вариант – это одинаковые словари у всех детей: мы закупаем одинаковые словари для ребят первого класса и дарим им на празднике «Прощание с букварем». 

Потом мы составляем алгоритм работы со словарём.

Алгоритм работы со словарным словом:  

  • Запишите слово с дырочками.
  • Найдите слово в словаре и подчеркните орфограммы (в словаре).
  • Прочитайте слово орфографически, запомните, закройте словарь.
  • Заполните дырочки и подчеркните орфограммы в тетради.

      При работе с орфографическим словарем использую прием «Помоги товарищу»: нашел слово сам – помоги отыскать и товарищу по парте. На этом этапе дети работают парами.

И в это же время идёт новая работа со словарными словами, на котором использую следующие приемы: «Собери слово», «Вставь букву», «Переводчик» и другие. На этом этапе детям выдаётся лист с десятью группами словарных слов, с каждой группой слов мы работаем в классе уже группами по следующей памятке:

 Памятка

(как работать со словарными словами в словаре)

  1. Запишите слово, выдели безударные гласные зелёным цветом, поставь ударение.
  2. Раздели слово на слоги.
  3. Раздели слово на слоги для переноса, укажи все возможные варианты.
  4. Подбери к слову несколько (если возможно) однокоренных слов.
  5. Запиши с этим словом пословицы, поговорки (если возможно).
  6. Если ничего не записал к пункту №5, то запиши два своих предложения с этим словом.

         И вот здесь дети знакомятся с другими словарями: толковым, орфоэпическим, словообразовательным, словарём синонимов, антонимов и др. Они узнают о том, что все словари устроены одинаково, то есть слова располагаются в алфавитном порядке, а также, для чего нужен тот или иной словарь. С этих пор словари обязательно находятся в каждом классе и в любой момент ребята могут ими воспользоваться.

Всем известно, что в русском языке много слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Работа со словарными словами должна вестись на каждом уроке русского языка. Главное, надо сделать эту работу интересной, познавательной, разнообразной. Вместе с тем, надо стремиться к тому, чтобы у детей снизилась тревожность перед написанием словарного диктанта. Нашей задачей является не заучивание словарных слов дома или в классе, а быстрое их запоминание…. Для этого я использую следующие приёмы работы:

Эффективные приёмы и формы работы со словарем:

«Собери слово», «Расшифруй слово», «Отгадай загадку, напиши отгадку»

Игра «Диктор».

Расставь ударения, произнеси правильно.

«Составь предложение»

Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово или несколько словарных слов.

«Немой словарик»

Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.

«Магазин трудных слов»

Учащиеся делятся на две группы, “продавцов” и “покупателей”, первая группа выбирает из словаря слова на определённую тему (“Овощи”, “Фрукты” и т. д.) и обозначает пропуски в них. Вторая группа детей, получая слова и пользуясь словарём, вставляет нужные буквы.

 «Галерея фразеологических оборотов»

Учащиеся выполняют рисунки, иллюстрируя известные фразеологические обороты, выставляют их в классе и предлагают друг другу угадать фразеологизм.

Игра «Эрудит»

Ведущий (учитель или ученик), не называя слова, объясняет всем его лексическое значение. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.

Игра «Кто больше».

Подбери синонимы, антонимы к словам.

 «Переводчики»

Учащиеся с помощью словарей иностранных слов дают объяснение предложенным словам.

На мой взгляд, целесообразно проводить работу со словарями систематически, со второго по четвёртый класс. Результаты такой работы мы видим при проведении проверочных работ по русскому языку. Даже слабые ученики пишут словарные слова без ошибок.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сотникова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» Стрежевой 2020 год Эффективные приёмы при работе со словарём

Слайд 2

« Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая , хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» А.В . Текучев, ученый-методист

Слайд 3

Константин Ушинский : «…дитя , которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

Слайд 5

Словари – это сокровища национального языка, наши друзья и помощники.

Слайд 6

У письма свои с?креты . сикрет секрет

Слайд 7

Алгоритм работы со словарным словом: • Запишите слово с дырочками. • Найдите слово в словаре и подчеркните орфограммы (в словаре). • Прочитайте слово орфографически, запомните, закройте словарь. • Заполните дырочки и подчеркните орфограммы в тетради.

Слайд 8

Памятка (как работать со словарными словами в словаре) 1. Запишите слово, выделите безударные гласные зелёным цветом, поставьте ударение. 2. Разделите слово на слоги. 3. Разделите слово на слоги для переноса, укажите все возможные варианты. 4. Подберите к слову несколько (если возможно) однокоренных слов. 5. Запишите с этим словом пословицы, поговорки (если возможно). 6. Если ничего не записали к пункту №5, то запишите два своих предложения с этим словом .

Слайд 10

Основные приёмы работы со словарем: «Собери слово» «Расшифруй слово» «Вставь букву» «Переводчики» «Составь предложение» «Магазин трудных слов» «Кто больше» «Немой словарик» «Галерея фразеологических оборотов» «Диктор»

Слайд 11

Учиться работать со словарем - это значит учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас. Словари вносят оживление в учебный процесс и положительно влияют на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка

В статье описывается опыт работы со словарем П.Грушникова в начальной школе...

Система работы с толковым словарем на уроках русского языка

В статье описывается опыт работы с толковым словарем Е.Леоновича в начальной школе...

Внеклассное мероприятие по русскому языку:"Виды словарей".

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3-4 классов. познакомить с видами словарей русского языка; развивать умение работать со словарём по памятке; обогатить словарный запас детей; воспит...

СОЗДАНИЕ СЛОВАРЕЙ.Проект

Аннотация: учебное пособие «Школьные словари» создает основу для сознательного усвоения лингвистических и речеведческих знаний и их применений в устной и письменной речи учащихся....

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

Заседание научного клуба «Ключ и заря» по теме: «Путешествие в страну словарей. Какие бывают словари?» во 2 классе ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект  внеурочного занятия «Ключ и заря» предназначен для учителей начальных классов. Содержание данного конспекта знакомит обучающихся с учебными словарями  (орфог...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 4 класса в рамках празднования «Дня Словаря» «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке.»

Цели: вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера;прививать любовь и уважение к родному языкуЗадачи:обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудици...