Однокоренные слова. Корень слова. Класс: 3 класс
план-конспект урока (3 класс)

Уразова Гольбану Синхатовна

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Учебный предмет: русский язык

Система начального образования: УМК Школа России

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др.

Год издания учебника: 2018 год, № страниц учебника с.61-62

Тема урока: Однокоренные слова. Корень слова.

Класс: 3 класс

Учитель: Уразова Г.С.

 

Цели урока: совершенствовать умение находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.

Формируемые УУД: учащиеся научатся находить однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать свою речь. Умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Учебный предмет: русский язык

Система начального образования: УМК Школа России

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др.

Год издания учебника: 2018 год, № страниц учебника с.61-62

Тема урока: Однокоренные слова. Корень слова.

Класс: 3 класс

Учитель: Уразова Г.С.

Цели урока: совершенствовать умение находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.

Формируемые УУД: учащиеся научатся находить однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать свою речь. Умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы.

Оборудование:

1. Учебник

2. Презентация к уроку

1. Организационный момент.(1мин)

Добрый день, ребята. Сегодня, у нас необычный урок, на уроке у нас гости, посмотрите  на гостей, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте про себя  друг другу удачи. Садимся  за парты, начинаем урок русского языка.

2. Самоопределение к деятельности.(2мин)

Предлагаю вам, послушать сказку и подумать, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Встретились однажды  корень  куста и корень  слова.

- Здравствуйте, - говорит один, - я корень, а ты кто?

- А я тоже корень, - отвечает другой.

- Я  в земле живу, - сказал первый. – А ты где живешь?

- А  я живу в словах, - ответил второй.

-Ну как же корень  может жить в словах!? – усмехнулся   первый. – Вот я  корень так  корень! Посмотри: от меня в земле берут начало  ростки и вырастает  целый  куст смородины  или  орешника, а то и целое дерево. Слайд 1.  А от тебя  что растет?

- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой  второй.

- От меня и от других таких же корней, как я, вырастают ценные кусты, только не растений, а новых  слов. Посмотри- ка, сколько разных слов   выросло только из одного корня сад.  Слайд 2

- Подумаешь! – не унимается  первый.  Зато на кустах и деревьях, которые от  меня вырастают, зреют вкусные фрукты и  ягоды, которые можно есть. А твоих  слов не съешь!

- А  без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать  - то нельзя! Не сдается второй.

Услышав  их спор  люди и говорят:

- Не спорьте, друзья, оба вы необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

Слайд 3

Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов  всегда есть тоже  общий корень – общая  для всех часть, от которой  все они произошли.

Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Об однокоренных

словах).

Так же, как и у кустов,

 Корень слова есть у слов.

-  Сформулируйте  тему  урока.

Слайд 4

Тема: Однокоренные слова. Корень слова.

Исходя из темы урока, поставьте цель урока.

Слайд 5

Цель урока: будем учиться находить однокоренные слова, выделять в словах корень.

3.Работа по теме урока(25 мин)

Откройте тетради, положите правильно,

запишите дату и слова Классная работа

Минутка чистописания по образцу

Откройте учебники  страница 61. (Упр.107)

- Прочитайте

-Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова.

берёзка

березняк

подосиновик

Как называется общая часть родственных слов? (корень)

-Выполните письменное задание к упр. (третье задание).

-Прочитайте однокоренные слова, назовите корень.

-Прочитайте ниже правило.

-какие слова называются однокоренными? (слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением)

-как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)

А сейчас, послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»

- Вы кто такие? Слайд 7

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.

 А ты кто? Слайд 8

- А я ваша тетка – гусеница.

Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?

Учитель. Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница – это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово»

Вы согласны с Петей? Почему не согласны? ( Слово «гусеница» имеет другое смысловое значение)

-Какие слова можно называть однокоренными? (слова с одинаковым корнем и близкие по смыслу).

Слайд 9

Посмотрите на экран и прочитайте правило ещё раз.

Вернулись к учебникам, страница 61, упр.108. (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка).

Какие слова с одинаковым корнем нашли?  (Грибы, грибной).

(Работа в парах)

Сейчас, мы с вами поиграем в игру, которая называется

Игра «Третий лишний». Играем парами. Нужно будет найти лишнее слово

в каждой строчке и зачеркнуть.

1) Желток, железо, жёлтый.

2) Носильщик, нос, носатый

3) Часовщик, часть, час.

4) Печурка, печать, печник

-А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (нет)

-Что у них ещё должно быть общее? (лексическое значение)

Физминутка (1мин)

5.Закрепление изученного материала.(18мин)

1)Работа по учебнику.

Сейчас, мы с вами поработаем в группах. Выберите командира, кто будет защищать группу.

Открыли учебники страница 62, упр. 109

-Разделите слова на группы. Запишите. Выделите в них корень.

Нашли  упр. 110 на странице 62

 (самостоятельное выполнение проверка)

-Назовите синонимы ( путь, дорожка)

Назовите однокоренные слова. (картошку, картошка, картошечка)

Слайд 10

2.Работа со словом из словаря

-Отгадайте загадку.

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать по осень стали-

Не одну нашли , а десять!

Как её названье, дети? Слайд 11 (картофель)

-Найдите слово Картофель в орфографическом словаре

-Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

-Составьте предложение со словом картофель. Запишите.

-Запомните написание этого слова.

7. Рефлексия. (4мин)

Сейчас, вы самостоятельно поработаете по карточкам.

Спишите однокоренные слова выделите в них корень. Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить.

1)Бегать, бегун, пробег, беговой. (бег)

2)Домашний, домишко, домовой, домик. (дом)

3)Светить, светлый, светленький, светильник. (свет)

4)Конюшня, конный, конница, коняга. (конь)

-Какие слова называются однокоренными. (Это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.)

-Как пишутся корни в однокоренных словах. (Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково)

Слайд 12

Д.З

Стр.61, правило выучить, упр.111(п).

Слайд 13

-Оцени свою работу на уроке.

«Тему хорошо понял(а)» (зелёный кружок)

«Дома ещё поработать надо» (синий кружок)

«Тему не понял(а) (красный кружок)

Слайд 14

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс

Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"

Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...

Урок русского языка во 2 классе "Родственные (однокоренные слова. Корень слова"

Данный урок построен в соответствии с новыми образовательными стандартами. В ходе урока используются современные образовательные технологии. Изучение нового более трудный тип урока по сравнению с закр...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...