Однокоренные слова. Корень слова. Класс: 3 класс
план-конспект урока (3 класс)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Учебный предмет: русский язык
Система начального образования: УМК Школа России
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др.
Год издания учебника: 2018 год, № страниц учебника с.61-62
Тема урока: Однокоренные слова. Корень слова.
Класс: 3 класс
Учитель: Уразова Г.С.
Цели урока: совершенствовать умение находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Формируемые УУД: учащиеся научатся находить однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать свою речь. Умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_odnokorennye_slova._koren_slova_uchitel_urazova_g.s.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Учебный предмет: русский язык
Система начального образования: УМК Школа России
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др.
Год издания учебника: 2018 год, № страниц учебника с.61-62
Тема урока: Однокоренные слова. Корень слова.
Класс: 3 класс
Учитель: Уразова Г.С.
Цели урока: совершенствовать умение находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Формируемые УУД: учащиеся научатся находить однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать свою речь. Умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы.
Оборудование:
1. Учебник
2. Презентация к уроку
1. Организационный момент.(1мин)
Добрый день, ребята. Сегодня, у нас необычный урок, на уроке у нас гости, посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте про себя друг другу удачи. Садимся за парты, начинаем урок русского языка.
2. Самоопределение к деятельности.(2мин)
Предлагаю вам, послушать сказку и подумать, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
- Здравствуйте, - говорит один, - я корень, а ты кто?
- А я тоже корень, - отвечает другой.
- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живешь?
- А я живу в словах, - ответил второй.
-Ну как же корень может жить в словах!? – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. Слайд 1. А от тебя что растет?
- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй.
- От меня и от других таких же корней, как я, вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри- ка, сколько разных слов выросло только из одного корня сад. Слайд 2
- Подумаешь! – не унимается первый. Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно есть. А твоих слов не съешь!
- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать - то нельзя! Не сдается второй.
Услышав их спор люди и говорят:
- Не спорьте, друзья, оба вы необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Слайд 3
Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.
Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Об однокоренных
словах).
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
- Сформулируйте тему урока.
Слайд 4
Тема: Однокоренные слова. Корень слова.
Исходя из темы урока, поставьте цель урока.
Слайд 5
Цель урока: будем учиться находить однокоренные слова, выделять в словах корень.
3.Работа по теме урока(25 мин)
Откройте тетради, положите правильно,
запишите дату и слова Классная работа
Минутка чистописания по образцу
Откройте учебники страница 61. (Упр.107)
- Прочитайте
-Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова.
берёзка
березняк
подосиновик
Как называется общая часть родственных слов? (корень)
-Выполните письменное задание к упр. (третье задание).
-Прочитайте однокоренные слова, назовите корень.
-Прочитайте ниже правило.
-какие слова называются однокоренными? (слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением)
-как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)
А сейчас, послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»
- Вы кто такие? Слайд 7
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.
А ты кто? Слайд 8
- А я ваша тетка – гусеница.
Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?
Учитель. Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница – это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово»
Вы согласны с Петей? Почему не согласны? ( Слово «гусеница» имеет другое смысловое значение)
-Какие слова можно называть однокоренными? (слова с одинаковым корнем и близкие по смыслу).
Слайд 9
Посмотрите на экран и прочитайте правило ещё раз.
Вернулись к учебникам, страница 61, упр.108. (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка).
Какие слова с одинаковым корнем нашли? (Грибы, грибной).
(Работа в парах)
Сейчас, мы с вами поиграем в игру, которая называется
Игра «Третий лишний». Играем парами. Нужно будет найти лишнее слово
в каждой строчке и зачеркнуть.
1) Желток, железо, жёлтый.
2) Носильщик, нос, носатый
3) Часовщик, часть, час.
4) Печурка, печать, печник
-А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (нет)
-Что у них ещё должно быть общее? (лексическое значение)
Физминутка (1мин)
5.Закрепление изученного материала.(18мин)
1)Работа по учебнику.
Сейчас, мы с вами поработаем в группах. Выберите командира, кто будет защищать группу.
Открыли учебники страница 62, упр. 109
-Разделите слова на группы. Запишите. Выделите в них корень.
Нашли упр. 110 на странице 62
(самостоятельное выполнение проверка)
-Назовите синонимы ( путь, дорожка)
Назовите однокоренные слова. (картошку, картошка, картошечка)
Слайд 10
2.Работа со словом из словаря
-Отгадайте загадку.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать по осень стали-
Не одну нашли , а десять!
Как её названье, дети? Слайд 11 (картофель)
-Найдите слово Картофель в орфографическом словаре
-Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
-Составьте предложение со словом картофель. Запишите.
-Запомните написание этого слова.
7. Рефлексия. (4мин)
Сейчас, вы самостоятельно поработаете по карточкам.
Спишите однокоренные слова выделите в них корень. Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить.
1)Бегать, бегун, пробег, беговой. (бег)
2)Домашний, домишко, домовой, домик. (дом)
3)Светить, светлый, светленький, светильник. (свет)
4)Конюшня, конный, конница, коняга. (конь)
-Какие слова называются однокоренными. (Это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.)
-Как пишутся корни в однокоренных словах. (Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково)
Слайд 12
Д.З
Стр.61, правило выучить, упр.111(п).
Слайд 13
-Оцени свою работу на уроке.
«Тему хорошо понял(а)» (зелёный кружок)
«Дома ещё поработать надо» (синий кружок)
«Тему не понял(а) (красный кружок)
Слайд 14
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс
Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....
Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...
Методическая разработка. Конспект занятия " Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова".
конспект занятия...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"
Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...
Урок русского языка во 2 классе "Родственные (однокоренные слова. Корень слова"
Данный урок построен в соответствии с новыми образовательными стандартами. В ходе урока используются современные образовательные технологии. Изучение нового более трудный тип урока по сравнению с закр...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Однокоренные слова.Корень слова".
Материал предназначен для учителей начальной школы...