Профессиональное воспитание учащихся начальной школы как одна из ступеней к самоопределению.
статья (3 класс)

http://new.teacherjournal.ru/mladshaya-shkola/3200...

 

Задача подготовки юношей к серьёзному выбору сферы будущей деятельности ложится именно на школу. Азы профориентации следует закладывать уже на этапе обучения в начальной школе.

Необходимо создание условий для повышения готовности учащихся к социально-профессиональному определению.

Как правило, уже на стадии обучения в начальной школе, у учащихся проявляется разница в восприятии определённых учебных дисциплин, склонность и пристрастия к различным видам деятельности. Предполагаем, что профессиональная ориентация младших школьников должна быть посвящена, в первую очередь, определению сферы их интересов и склонностей. Эта сфера должна обогащаться знаниями о профессиях, в которых данные задатки будут наиболее способствовать достижению высоких результатов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profobrazovanie_dlya_uchitedskoy_gazety.docx25.25 КБ
PDF icon pavlovskoy_1.pdf492.32 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Название образовательного учреждения: НОЧУ СОШ «Юджин-Центр», ГБОУ «Школа Новокосино» 
  2. ФИО авторов:

Черкесова Любовь Ивановна - учитель начальных классов,

Майорова Елена Валерьевна -учитель-логопед,

Павловская Елена Николаевна - учитель начальных классов,

Рыжкова Ольга Викторовна – учитель начальных классов,

Дубинская Галина Федоровна – учитель начальных классов.

Обобщение педагогического опыта. Тема: «Профессиональное воспитание учащихся начальной школы как одна из ступеней к самоопределению».

  1. Класс: Учащиеся начальных классов.

Профессиональное воспитание учащихся начальной школы как одна из ступеней к самоопределению.

Не секрет, что очень часто на вопрос, адресованный к старшеклассникам о том, кем (в профессиональном плане) они собираются стать в жизни, чему её посвятить, приходится слышать ответ: «Я ещё не решил...». Причём, как правило, этот ответ является искренним. Безусловно, это, как минимум, странно. Это особенно странно в условиях сегодняшнего дня. Не вызывает сомнения, что подготовка представителей молодого поколения к осознанному выбору профессии, своего места жизни представляется весьма актуальной.

В этой связи очевидным является тот факт, что задача подготовки юношей к серьёзному выбору сферы будущей деятельности ложится именно на школу. Азы профориентации следует закладывать уже на этапе обучения в начальной школе.

Необходимо создание условий для повышения готовности учащихся к социально-профессиональному определению.

Осуществляя работу по профессиональному образованию и воспитанию школьников, необходимо учитывать следующие принципы, способствующие качественным результатам.

  1. Систематичность и преемственность.

Знакомство с профессиями начинается еще в дошкольном возрасте, новые и разнообразные формы работы по профориентации должны укрепить интерес к данной теме и в начальном звене школьной жизни.

В дальнейшем, в среднем и старшем звене, за счет многообразия методов и сложившейся системе работы, многие школьники будут осознанно осуществлять выбор профессиональной деятельности.

  1. Дифференцированный и индивидуальный подход.

Осуществляя работу по профориентированию в школе, педагогический состав учитывает многое факторы: возрастное и личностное созревание учащихся; уровень сформированности интересов каждого ребенка; особенности личностных устремлений; успешность в овладении теми или иными школьными предметами.

  1. Формы работы по профессиональному воспитанию.

Наиболее благоприятно сочетание групповых, массовых и индивидуальных форм работы. Выбор формы зависит от направленности мероприятия и возраста учащихся.

  1. Совместная работа семьи, школы, служб дополнительного образования, центров профориентации молодежи.

Согласованность работы, привлечение родителей, совместные досуговые мероприятия данной направленности, значительно повышают эффективность работы.

  1. Ориентированность на изменения в профессиональных запросах и потребностях жизни общества.

На сегодняшний день имеется достаточно большое количество различных методических разработок профориентационной направленности для использования в средней и старшей школе. В начальной же школе ощущается их явный недостаток.

Очень многие процессы в нашем мире развиваются «по спирали», т.е. одни и те же процессы происходят периодически, но каждый раз на новом уровне. Процесс получения любых знаний – не исключение. Его возможно изобразить в виде конической винтовой линии, «вершина» которой условно находится в начальной школе, т.е. линии, уходящей в бесконечность. Нам думается, что винтовая линия (пространственная фигура) лучше, нежели плоская спираль отражает суть этого процесса – витки становятся шире от класса к классу.

Как правило, уже на стадии обучения в начальной школе, у учащихся проявляется разница в восприятии определённых учебных дисциплин, склонность и пристрастия к различным видам деятельности. Предполагаем, что профессиональная ориентация младших школьников должна быть посвящена, в первую очередь, определению сферы их интересов и склонностей. Эта сфера должна обогащаться знаниями о профессиях, в которых данные задатки будут наиболее способствовать достижению высоких результатов.

В начальной школе, когда, вместо игровой деятельности, приоритетной становится познавательная, расширение и углубление знаний о сферах человеческой деятельности видится весьма рациональным. Это тот случай, когда «зёрна познания упадут на благодатную почву». Ещё не закончился период игр, и получаемые знания позволят углубить и расширить представления ребёнка о «мире профессий». В этот период целесообразно предоставить максимально возможное количество информации об этом мире, чтобы к моменту осознанного выбора, который ждёт его в старших классах, он мог объективно оценить и сопоставить свои ориентиры, пристрастия и возможности.

Необходимо отметить, что формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых, а также формирование ранних профессиональных устремлений самих учащихся, осуществляется не только в графике урочных и досуговых мероприятиях, но и во время дополнительных занятий (например, с учителем-логопедом). В первом классе, при прохождении лексической темы «Профессии», закрепляются знания об уже известных профессиях, воспитывается уважительное отношение к труду взрослых, формируется положительное отношение к трудовой деятельности. В начальной школе на коррекционно-развивающих занятиях с учителем-логопедом, дети получают знания о новых профессиях, в рамках работы по словообразованию, расширяют представления по образованию слов, обозначающих профессии людей. Таким образом, элементы ранней профориентации, «сопровождают» детей во всем многообразии школьной жизни.

Таким образом, информацию, расширяющую представления ребёнка о «мире профессий» целесообразно предоставлять ему постоянно, начиная с младшего школьного возраста, год от года, обогащая её новыми знаниями (винтовая линия).


Четыре уровня профессионального воспитания в начальной школе

Методы и приёмы:

- словесные, - наглядные, - практические, - метод проектов

Формы организации:

- беседа, - рассказ, - сюжетно-ролевые игры, - игровое моделирование, - диспуты,

- тренинги, - конкурсы, - социальное творчество, - работа с родителями

1 класс (Первый уровень)

Общая характеристика уровня

Содержание

Формирование знаний о труде, о «мире профессий»;

Проблемная ситуация: «зачем человек трудится?», сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Повар», «На ферме», «В магазине»), мини-рассказы учеников о профессиях в своей семье, чтение учителем отрывков из произведений, конкурс загадок, кукольный театр;

2 класс (Второй уровень)

Обогащение представлений о различных сторонах профессий;

Беседы, пресс-конференции, описание профессий, викторины, галерея рисунков, проблемные ситуации, сценки, семейные династии, мини-проект «Профессия моих родителей», праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

3 класс (Третий уровень)

Формирование интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией; получение первого опыта самостоятельного освоения профессией, овладение навыками трудовой деятельности через игру;

Подготовка компьютерных презентаций,

(Приложение 2) практические работы, тематическое рисование, мини-проекты, Дискуссии «качества, необходимые в профессии», экскурсии в «Города профессий», квесты, «выпуск классной газеты»

 

4 класс (Четвертый уровень)

Формирование у обучающихся чувства трудовой ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей;

Экскурсии на производство, встречи и беседы с интересными людьми разных профессий, создание проектов, решение практических задач и ситуаций, оформление классного уголка, «смежные» профессии, рисование с помощью графических компьютерных программ, творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать», диспут «За наукой ли будущее?»

Список источников

  1. https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/klassnyj-chas/puteshestvie-v-mir-professij.html

Рекомендации по подготовке презентации «В мире профессий» (3 класс)

Задачи:

  • научиться применять правила создания компьютерной презентации;
  • ознакомить учащихся с профессиями по описанию в игровой форме;
  • прививать интерес к различным видам деятельности;
  • активизировать личное участие в формировании своего будущего;
  • пробудить интерес к знакомству с различными видами деятельности;
  • развивать ассоциативное мышление, сообразительность.

Описание профессии

Дипломат

Квалифицированный полиглот, эрудит, оратор, психолог, юрист. Уровень его подготовки должен быть самым высоким

Телеведущий

Лицо канала, именно от него зависит популярность телепередачи. Ведущий не только выходит в прямой эфир, но и участвует в подготовке материала.

Художник

Одна из привилегий художника – возможность отразить в своих произведениях красоту мира, вкладывая в них свои чувства и мысли. Дизайн и прикладное искусство.

Бортпроводник

Главный человек в салоне летящего авиалайнера. Он заботится о комфорте и безопасности пассажиров, оказывает им любую поддержку и помощь

Учитель

Человек, задействованный в сфере образования, который обучает и воспитывает молодое поколение. Его задача – так преподнести информацию, чтобы слушатели смогли ее запомнить, понять и научились использовать полученные знания в жизни.

Архитектор

Так называют специалистов, работающих в сфере строительства и проектирования различных зданий, памятников, территории

Ученый

Не просто представитель научного мира, специалист в какой-либо области науки

Космонавт

Подготовленный человек, осуществляющий полет в космическом пространстве.

Профессии будущего

Существуют профессии будущего, которые уже становятся реальностью. По мнению специалистов, в число которых вошли ведущие учёные, аналитики и технологи, одними из самых популярных сфер среди выпускников будущего станут космос и виртуальная реальность. Исследователи уверены, что, вопреки распространенному мнению, роботы не заменят людей, а наоборот, в эру цифровых технологий появится больше возможностей для карьерного и личностного роста (Из доклада «10 профессий будущего: что будет в 2025 году и позже». В Microsoft и The Future Laboratory решили узнать, каким будет рынок труда через 10 лет. Исследование компании с комментариями экспертов вышло в британском издании The Independent.

https://www.ucheba.ru/

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание учащихся начальной школы

Нравственное воспитание- одна  из самых важных задач школы. В статье говорится о том,как происходит становление и развитие детского коллектива.Диагностика нравственной воспитаности учащихся. Диаг...

Нравственное воспитание учащихся начальной школы.

Статья раскрывает  истоки формирования  нравственного воспитания младших школьников....

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на уроках чтения

Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках чтения в начальной школе....

Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы

Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы...

РОЛЬ СЕМЬИ В УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ребенок – это драгоценная чаша, которую ЖИЗНЬ дала нам на хранение и развитие в нем творческого  огня.            Чтобы семья успешно справл...