Проектная деятельность учащихся в начальной школе.
материал

Полещук Галина Владимировна

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся в начальной школе.

Проектная деятельность учащихся в начальной школе является  неотъемлемой частью образования  по ФГОС НОО. Проектная деятельность обучающихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (постановка проблемы, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана и организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

Проект – это «пять П»:

  1. Проблема.
  2. Проектирование (планирование).
  3. Поиск информации.
  4. Продукт.
  5. Презентация.

В методе проектов на первое место становится исследовательская деятельность.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности:

  • урок-исследование;
  • урок-лаборатория;
  • урок—творческий отчёт;
  • урок изобретательства;
  • урок «Удивительное рядом»;
  • урок—защита исследовательских проектов;
  • урок-экспертиза;
  • урок открытых мыслей.

На внеурочных занятиях могут быть использованы следующие формы исследовательской деятельности:

  • исследовательская практика обучающихся;
  • круглые столы;
  • дискуссии;
  • интеллектуальные игры;
  • встречи с интересными людьми;
  • экскурсии;
  • участие обучающихся в конкурсах, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.

Использование метода проектов учителями позволяет развивать творческие способности детей, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества необходимо, так как у них ещё не угас интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих.

Метод проектов позволяет строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес, практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни; проект сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

Метод проектирования выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

  • учащиеся  учатся превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; ее обилие не приводит к системности знаний.
  • формируются навыки к самостоятельному приобретению новых знаний.
  • знания даются не в отрыве от жизни.

     Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся, стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам,  сплачивает коллектив.

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности.

Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

В третьем и четвертом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывание темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива.

По количеству участников проектная деятельность может быть организована по-разному:

  • индивидуальная;
  • в микрогруппах (2 - 5 участников);
  • коллективная деятельность всех учащихся.

В практике используются следующие виды проектов:

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы;
  • творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Структура проекта.

1. Подготовительный этап и целеполагание.

  • проблемное введение в тему урока;
  • постановку цели и задач урока совместно с учащимися, постановку вопроса (поиск гипотезы);
  • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.

2. Разработка проекта - учитель вместе с учащимся составляет план деятельности по достижению цели, отвечая на поставленные вопросы: в каких источниках можно найти информацию, к кому обратиться за дополнительными знаниями.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

В ходе работы над проектом нужно постоянно активизировать интерес ребенка. Маленький исследователь может рассказать о своих промежуточных результатах перед классом, перед родителями на собрании.

4. Презентация результатов проекта.

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: выставка, макет, книга и т.д. Учащиеся приобретают навыки работы с компьютером, коммуникативные навыки. После презентации дети с удовольствием отвечают на вопросы, оценивают друг друга.

5.​ Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:

a) письменная работа (реферат, отчёты о проведённых исследованиях и др.)

b) художественная творческая работа, которая может быть представлена в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, театрального представления, компьютерной анимации и др.;

c) техническая творческая работа (материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийный и программный продукт и др.)

Для защиты индивидуального проекта обучающиеся готовят:

1) продукт проектной деятельности; 

2) краткую пояснительную записку к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием всех этапов проекта:

  • исходного замысла, цели и назначения проекта;
  • краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
  • списка использованных источников.

Защита осуществляется на одном из учебных занятий (урок, классный час, кружок, внеклассное мероприятие и др.).

Оценка за выполнение проекта фиксируется в журнале.

По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года.

Хотелось бы  отметить, что степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап: учитель - ученик

2-й и 3-й этапы: учитель - ученик

Последний этап: учитель - ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Практическая часть и результаты работы.

Проектную деятельность с обучающимися необходимо организовать, если Вы хотите:

  • повысить мотивацию школьников к учению;
  • расширить свой творческий потенциал;
  • способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
  • создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;
  • способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;
  • наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;
  • получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

Для оценки своей работы над проектом ученику предлагаются следующие критерии: была ли работа интересной, легкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или требовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной. В ходе презентации работ желательно использовать не только традиционную наглядность, но и современные средства информационных и коммуникационных технологий (мультимедийный проектор и др.), применять которые дети могут с помощью взрослых (или самостоятельно) при наличии соответствующих возможностей.

Вывод: если ученик сумеет справиться с учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать свою собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Но хочется отметить, проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение. И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах, ведь исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся и развитию познавательной активности.

Использование проектной деятельности в сочетании с информационными технологиями позволяет повысить мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечить высокий уровень дифференциации обучения, формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной ...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе

Материал может быть интересен  учителям начальных классов....

Проектная деятельность учащихся в начальной школе и ее роль в формировании УУД

Анализ проектной деятельности на уроках в начальной школе...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе

Статья содержит определение, этапы проектной деятельности....

СПРАВКА по организации проектной деятельности учащихся в начальной школе

СПРАВКАпо  организации проектной  деятельности учащихся  в начальной школеЦель проверки: определение уровня организации проектной  деятельности   учителями  начально...

Проект «Организация проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Целью нашего исследования является изучение особенностей организации проектной деятельности в начальной школе и выработка рекомендаций для родителей учащихся....

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в условиях ФГОС. Первые шаги в проект.

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в условиях ФГОС.Первые шаги в проект...