Самовоспитание по И.А. Кочетову
консультация

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании воспитанников, педагогам следует активно заниматься его организацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.

1 слайд.

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании воспитанников, педагогам следует активно заниматься его организацией.

Содержание и формы работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того насколько сами педагоги компетентны в вопросах самовоспитания и его методов.

В целом же организация самовоспитания проводится по трем основным направлениям, это:

а) формирование в детском коллективе мнения о необходимости и пользе самовоспитания;

б) оказание помощи воспитанникам в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

в) практическая помощь воспитанникам в разработке программ самовоспитания и их реализации.

Анализ показывает, что в ходе самовоспитания дети испытывают серьезные трудности, причины которых заключены в следующем, это:

  • слабое владение навыками самопознания и самооценки,
  • неумение определить цели и задачи самовоспитательной и самообразовательной работы;
  • нерациональном планировании работы над собой.

Это говорит о том, что самовоспитание подопечных нельзя пускать на самотек, этими процессами необходимо руководить.

Какую же работу должен осуществлять педагог в процессе руководства самовоспитанием?

2 слайд

Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей, характера ученика.

Обычно оно включает: совершенствование гражданских, эстетических, морально-нравственных, организаторских и физических качеств; формирование общей культуры, выработку умений управлять своим поведением, потребностями и чувствами.

Кочетов Александр Иоакимович в своих работах предлагает подросткам конкретный план работы над собой. Который состоит из 6 этапов. 

Процесс самовоспитания проходит в несколько этапов:

осознание требований к себе;

самопознание, критическая самооценка своей деятельности и поведения;

планирование работы над собой, выработка программы и правил поведения;

практическая реализация программы самовоспитания;

самоконтроль, самооценка и само корректировка своих действий, поведения.

Рассмотрим подробно каждый из этапов самовоспитания.

3 слайд. Мой нравственный идеал.

На I этапе. Педагогу необходимо стимулировать у воспитанников интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств.

На данном этапе необходимо организовать работу по формированию у воспитанников нравственных идеалов. Носителем их чаще всего бывает конкретный человек - выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда.  Также формирование нравственных идеалов происходит посредством Устного народного творчества, чтения сказок о добре и зле, пословицах и поговорках о труде, вежливости, доброте, просмотра и обсуждения фильмов о героических подвигах.

Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, народу у воспитанников будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.

 Во многих школах для учащихся используют клубные формы работы. В этих клубах организуют встречи с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, устраивают вечера, оформляют стенды и витрины, посвященные вопросам самовоспитания, обсуждают методы, с помощью которых можно совершенствовать личностные качества, организуют читательские конференции школьники слушают беседы о методах работы над собой, и т. д.

4 слайд Какой я есть.

Для того, чтобы подростки стали заниматься самовоспитанием, они должны в определенной мере осознать себя, свои качества и недостатки, то есть у них должна быть критическая самооценка. Важно помочь воспитанникам разобраться в своих собственных положительных качествах и недостатках, задуматься о самом себе, «открыть самого себя».

Процесс самооценки сложен и противоречив. Дети нередко допускают ошибки, или завышая самооценку и просто не замечая своих недостатков, или недооценивая свои положительные качества, черты характера, знания. В результате наблюдаются проявления самодовольства, неоправданные притязания или же снижение требовательности к себе, прекращение работы над собой.

Побуждая подростков к самоанализу, надо учитывать, что осознание школьником своей личности само по себе не всегда активизирует его стремление к самовоспитанию. Бывает и так, что он оказывается в позиции равнодушного созерцателя своих недостатков и не пытается исправить их. Вывести его из этого состояния может лишь недовольство самим собой. Такое отношение к себе возникает и активизируется в том случае, если учащийся осознает и переживает противоречие между своими потребностями, желаниями и личными возможностями, слабостью своих сил. Когда он осознает, что заветная мечта, жизненно важные устремления не сбываются, потому что он сам в этом виноват, возникает недовольство собой.

 Это диагностический этап, на котором с помощью взрослых ребенок должен ответить себе на вопросы: 1) Мои достоинства. 2) Мои недостатки. 3) Мои интересы и увлечения. 4) Цель моей жизни. 5) Отношение к учебе. 6) Отношение к труду. 7) Отношение к людям; и дать себе объективную самооценку. 

Ведение дневника. Для организации самовоспитания подросткам и старшеклассникам рекомендуется вести дневник самонаблюдений. Он содержит разделы:

1) Цели жизни;

2) Жизненные планы и самовоспитание;

3) Профессиональные планы, какие возможности для этого есть, какими развитыми силами и способностями обладаю, что еще необходимо у себя выработать, чтобы добиться осуществления своей мечты;

4) Личные планы: самовоспитание характера: какие волевые качества следует в первую очередь у себя развивать, в какой последовательности, как научиться владеть собой, управлять своим поведением, заставлять себя делать то, что надо, воздерживаться от нежелательных поступков, преодолевать трудности.

5 слайд. 3-й этап. Каким я должен стать

3-й этап – выработка программы работы над собой. На этом этапе воспитанник сравнивает «я» в настоящем, «я», каким его хотят видеть другие, и «я», каким представляет себя в будущем.

При постановке целей самовоспитания можно составить список черт, которые следовало бы усилить в личности, и список черт, которые хотелось бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей, также может быть целью самовоспитания.

Л.Н. Толстой большое значение придавал самовоспитанию. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.

В процессе самовоспитания лучше начинать с простых, реальных, достижимых целей, например: не употреблять бранные слова; не перебивать собеседника, держать свое слово, делать самому уроки и т. д.

По мере приобретения опыта самовоспитания цели должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными.

Эффективным средством самовоспитания является ведение личного дневника, в который заносятся результаты работы по искоренению дурного и выработке хорошего. Такой дневник позволяет контролировать процесс самовоспитания, анализировать эффективность тех или иных методов для собственной личности, выбирать наиболее оптимальные пути решения задач самовоспитания

6 слайд

На четвертом этапе  Кочетов А.И предлагает подросткам спроектировать свой образ жизни.

4-й этап – первичное (пробное) самовоспитание – создание своего образа жизни. Подросток стремится попробовать свои силы в той или иной области, в которой происходит самосовершенствование, уточняет характер внешних требований, свои силы и возможности, вносит коррективы в программу самовоспитания.

Если воспитанник убедится, что может работать над собой, внешние условия являются подходящими, а требования окружающих неизменны, пробное самовоспитание переходит в постоянное.

7 слайд

5  этап –  Тренировки и упражнения.

На 5-й этапе происходит активное осуществление программы самовоспитания, включая изменение себя и обстоятельств.

Действенную роль в организации самовоспитанием играет оказание воспитанникам практической помощи в разработке целей работы над собой, конкретизации ее содержания и методов.

Здесь важны разъяснительные беседы, индивидуальные советы и рекомендации, оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться).

Необходимо детально разъяснить воспитанникам в чем состоит метод самоубеждения, чем характеризуется метод самовнушения, в чем выражаются методы само принуждения и самоприказа, а также эмпатии, самонаказания и т.д.

 8 слайд.На этом этапе более значимы практические занятия. На таких занятиях воспитанников учат правильно ставить перед собой цели, разрабатывать программу ее достижения, и исполнять ее, применяя для этого известные и наиболее эффективные методы самовоспитания.

День недели

Задача

Выполнение задачи (полностью, частично, не выполнена)

Какая причина невыполнения и какой недостаток характера помешал выполнению задачи

Прием самовоспитания

Понедельник

Пробежать 4 круга по парку

Выполнено за 17 минут

-

Самоприказ

Вторник

Пробежать 4 круга по парку

Выполнено за 18 минут

-

Самоприказ

Среда

Пробежать 5 кругов по парку

Пробежал/а 4 круга за 18 минут

Устал, не смог себя заставить, не проявил силы воли

Самонаказание

(Не буду вечером смотреть телевизор)

Четверг

Пробежать 5 кругов по парку

Выполнено за 23 минуты

-

Самоприказ

Пятница

Пробежать 5 кругов по парку

Выполнено за 23 минуты

-

Самоприказ

Суббота

Пробежать 5 кругов по парку

Выполнено за 23 минуты

-

Самоодобрение

(Какой я молодец, что держусь!)

Воскресенье

Пробежать 5 кругов по парку

Выполнено за 22 минуты

-

Самопоощрение.Куплю себе шоколадку)

Также можно использовать такую форму работы, как упражнения. «задание самому себе». Суть ее состоит в следующем. Каждый учащийся продумывает то конкретное задание по самовоспитанию, которое он определяет на предстоящий месяц, записывает его на отдельном листке и кладет в конверт. Эти конверты сдаются педагогу, воспитателю, и в определенное время вскрываются. Воспитанники отчитываются и обсуждают, а какой мере они выполнили поставленную задачу, намечают конкретные цели по дальнейшему самовоспитанию.

8 слайд.

6-й этап – завершающий: оценка результатов самовоспитания.

Очень важно научить детей отмечать даже незначительные позитивные изменения в работе над собой, подчеркивать их успешность и целеустремленность, подкрепляя их уверенность в своих силах, активизируя физическую и социальную активность, содействуя дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания.

Формой контроля является самоотчет и самопроверка. Самоотчет может быть проведен первоначально перед своими друзьями, классом, а затем и перед самим собой.

9 слайд. Заключение

Самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать эффективно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическое руководство по организации самовоспитания воспитанников. формирование в детском коллективе мнения о необходимости и пользе самовоспитания ; оказание помощи воспитанникам в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления; практическая помощь воспитанникам в разработке программ самовоспитания и их реализации. •слабое владение навыками самопознания и самооценки, •неумение определить цели и задачи самовоспитательной и самообразовательной работы; •нерациональное планирование работы над собой. Трудности при самовоспитании Основные направления при организации самовоспитания

Слайд 2

План работы над собой по Кочетову А. И. 1 этап Мой нравственный идеал. (Определи общественную цель и смысл своей жизни). 2 этап Какой я есть. (Познай самого себя). 3 этап Каким я должен стать. (Определи программу самовоспитания) 4 этап Режим. (Создать свой образ жизни). 5 этап Тренировки, упражнения. (Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки). 6 этап Самоконтроль. (Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания

Слайд 3

План работы над собой по Кочетову А. И. 1-й этап. Мой нравственный идеал. Определите цель и смысл своей жизни . Девиз жизни. Конечная цель моих стремлений и деятельности. Что люблю в людях и что ненавижу. Духовные ценности человека.

Слайд 4

План работы над собой по Кочетову А. И. 2-й этап. Какой я есть. Познайте самого себя.. 1. Мои достоинства. 2. Мои недостатки. 3. Мои интересы и увлечения. 4. Цель моей жизни. 5 . Отношение к учебе. 6. Отношение к труду. 7. Отношение к людям. Объективная самооценка

Слайд 5

План работы над собой по Кочетову А. И. 3-й этап. Каким я должен стать. Постановка целей, определение программы самовоспитания. 1 . Требование ко мне родителей и учителей. 2 . Требования ко мне товарищей, коллектива. 3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки. Программа самовоспитания .

Слайд 6

План работы над собой по Кочетову А. И. 4-й этап. Режим. Создайте свой образ жизни, пробуйте воспитывать себя. 1 . Распорядок дня. 2. Бережное отношение ко времени. 3 . Гигиена труда и отдыха. 4. Правила жизни.

Слайд 7

План работы над собой по Кочетову А. И. 5-й этап. Тренировки, упражнения. Тренируйте себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки . 1. Самообязательства. 2 . Задания самому себе на день, неделю, месяц. 3. Самоубеждение . 4 . Самопринуждение . 5. Самообладание. 6. Самоприказ .

Слайд 8

День недели Задача Выполнение задачи (полностью, частично, не выполнена) Какая причина помешала выполнению задачи Прием самовоспитания Понедельник Пробежать 4 круга по парку Выполнено за 17 минут - Самоприказ Вторник Пробежать 4 круга по парку Выполнено за 18 минут - Самоприказ Среда Пробежать 5 кругов по парку Пробежал/а 4 круга за 18 минут Устал, не смог себя заставить, не проявил силы воли Самонаказание(Не буду смотреть телевизор) Четверг Пробежать 5 кругов по парку Выполнено за 23 минуты - Самоприказ Пятница Пробежать 5 кругов по парку Выполнено за 23 минуты - Самоприказ Суббота Пробежать 5 кругов по парку Выполнено за 23 минуты - Самоодобрение (Какой я молодец, что держусь!) Воскресенье Пробежать 5 кругов по парку Выполнено за 22 минуты - Самопоощрение (Куплю себе шоколадку) Программа по достижению цели

Слайд 9

План работы над собой по Кочетову А. И. 6-й этап. Самоконтроль. Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания . 1. Самоанализ и самооценка работы над собой. 2 . Самопоощрение или самонаказание.

Слайд 10

Самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания, и, если показать учащимся необходимость самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение взаимоотношений учителя и ученика в самовоспитании младших школьников

Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспит...

Самовоспитание в начальной школе. Ресурсы БРС.

Всю свою жизнь от рождения до последних дней человек находится в процессе самовоспитания ...Нужно ли управлять этим процессом? И если -да, то какие инструменты  использовать?...

Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественн...

Практикум для учащихся "Первые шаги самовоспитания"

Данный материал содержит конспект занятия и презентацию. В ходе практикума  учащиеся знакомятся с некоторыми приемами самовоспитания через групповые задания. Затем каждому ребенку предоставляется...