Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников как фактор духовного развития (из опыта работы МО начальных классов МБОУ «Мар-Кюельская СОШ)
статья

Дорофеева Саргылана Витальевна

 В данной работе описывается опыт работы МО начальных классов МБОУ "Мар-Кюельская СОШ" по гражданско-патриотическому воспитанию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_mo_npk.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МКУ «Муниципальный орган управления образования»

Сунтарского улуса (района)

МБОУ «Мар – Кюельская средняя общеобразовательная школа»

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников как фактор духовного развития (из опыта работы МО начальных классов   МБОУ «Мар-Кюельская СОШ)

Выполнили: МО учителей

начальных классов:

Гольдеров Ф.С

Дорофеева С.В

Саввинова Е.С

Степанова А.В

2020 г.

Актуальность: Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.  

С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России,  возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

«Без прошлого нет будущего» - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.

         Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.

 Цель:  формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.

          Задачи:

1.Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.

2.Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

3. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

4.Углубление знаний об истории, традициях, культуре родного края.

5.Воспитание уважения к защитникам Отечества.

6.Воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;

7. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

Практическая значимость: все ключевые дела в школе проводятся в разновозрастных группах и опыт может применяться в   малочисленных школах улуса.

Для достижения поставленной цели были определены следующие  направления:  

1.Краеведческая работа

  Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Формирование фундамента основ личности закладывается с детства. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную. Дети с родителями составляют свою родословную, знакомятся с профессиями, хобби родителей. Так, доклад ученика 4-го класса Саввинова Марата на республиканской НПК «Теруччу-2017» отмечен дипломом 3-й степени, работа ученицы 4-го класса  Потаповой Айны «Суруйааччы ебугэлэрим», доклад ученицы 1-го класса Потаповой Селены «Мин хос эьэм – Ага дойду сэриитин кыттыылаа5а» успешно участвовали в 1-й республиканской заочной НПК «Стимул».  

За последние годы определился круг традиционных мероприятий: «День пожилого человека», «День Матери», «Папа, мама и я- спортивная семья».

 Программа «Маар-Куелум – мин дойдум» предусматривает знакомство с прошлым, настоящим своей «Малой родины», особенностями природы и культурного наследия.  В каждом классе ведется внеурочный курс «Маар-Куелум-мин дойдум». Родители вместе с детьми создали настольную игру «Маар-Куел ытык бэлиэ сирдэринэн айан».

По итогам работ проводятся викторины, игры и ребята получают сертификаты.  (квест-игры).

           Программа «Дойдум миэнэ – Сунтаарым» предусматривает знакомство с достопримечательностями родного улуса, экскурсии по музеям, знакомство с известными людьми.  

Программа «Сахам сирин таптыыбын» предусматривает знакомство с историей,    географией, искусством, культурой и традициями родной республики. Проводятся тематические классные часы, викторины, конкурсы рисунков, поделок, чтецов. В школе работает историко-краеведческий музей, который рассказывает об истории села.

 Каждый год проводится фестиваль «Ыллаа-туой, ого саас!», «Битва ансамблей», национальные игры предков, настольные игры.   Дети с удовольствием занимаются в кружках художественного чтения. Так наши ученики ежегодно участвуют в российских, республиканских, улусных конкурсах художественного чтения и занимают призовые места. Невозможно воспитать нравственного человека не затрагивая формирование умения видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края

2.Экологическое направление

          Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни.  

Традицией стало осенью и весной проводить «День природы» . Это в первую очередь- поход в природу со взрослыми, во- вторых- трудовой десант,  затем- изучение природного окружения, многообразия растений и животных, укрепления своего здоровья, конкурсы самодельных плакатов в защиту природы. Это и  сбор интересных кореньев, веток, шишек, плодов  для всевозможных поделок из собранного материала. Дети  приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе.  Всем классом участвуют в операции «Ягода». Из собранной брусники весь учебный год в буфете готовится брусничный морс для горячего питания. Каждый год проводится акция «Береги подснежники», «Помоги птицам», сбор лекарственных трав для пожилых и ветпункта.  

3. Военно-патриотическое направление

Военно-патриотическое направление ориентировано на формирование и развитие первоначальных понятий и представлений о родине, необходимости защищать её от врагов, о подвиге и героизме, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традиций. Каждый год в предверии дня Победы проходят смотр песни и строя, уроки Мужества, конкурс плакатов, акция «Открытка ветерану». С осени начали проект «Здесь жил ветеран», «Мои 75 побед». Учащиеся узнавали где жили ветераны в родном селе,  повесили звездочки, в течение учебного года устанавливают свои маленькие победы: «75 слов в минуту», «Чтение 75 рассказов», «75 пятёрок» и т.д.

В связи 75-летием Победы в школе начался проект «75 дней до Победы». Младшие школьники начали поисковую работу «Учителя-участники ВОВ». По итогам работы должны быть созданы альбомы с собранными материалами. Дети на переменах с большим интересом играют в настольную игру «Города-герои» по проекту семьи Петровых.

 Ежегодно проводится военно-спортивная игра для младших школьников «Орленок». «Орленок» - это целый  игровой комплекс, открывающий просмотр для детского самоутверждения, это истинное самоуправление, это школа командования и подчинения. У ребят формируется чувство ответсвенности, взаимовыручки, возможность испытать себя.

Заключение

 Наиболее важными достижениями гражданско-патриотического воспитания в нашей школе стали:

 - дети заняты разнообразной содержательной и творческой деятельностью, которая способствует воспитанию целого ряда положительных качеств, развитию инициативы, активной жизненной позиции, формированию ответственности;

- все школьные и внешкольные мероприятия проходят на высоком организационном уровне;

- положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы;

- стабильно высокие показатели удовлетворённости родителей воспитательной работой школы;

- сохраняются и преумножаются  традиции школы;

- накоплен опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию в РВГ;

- стал более эффективным процесс педагогического содействия развитию личности учащихся, формированию их нравственного, познавательного, коммуникативного и физического потенциалов;

Только на основе возвышающихся чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей, развивается достоинство личности.  Поэтому гражданско-патриотическое воспитание всегда и везде  является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....

Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ"  Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo...

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...

Статья"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ НРАВСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

2017 год – год экологии в Российской Федерации. О необходимостиэкологического воспитания речь идет и в принятых «Основах государ-ственной политики в области экологического развития Российс...