СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА
статья

Бабинцева Галина Сергеевна

Система развивающего обучения Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода  обучения.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemno.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

В СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА

                                                                                     Бабинцева Г.С.

                                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                                    МАОУ «СОШ № 19», г.Улан-Удэ

           В основу стандарта второго поколения положен системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

        Федеральный государственный образовательный стандарт  и  система  развивающего обучения Л.В.Занкова  имеют единое психолого-педагогическое основание, которое  полностью совпадает с целью, поставленной перед российским образованием разработчиками Концепции новых ФГОС, где говорится «Целью и смыслом современного образования является развитие личности».                                

        Эта общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В.Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка».

        Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода  обучения.  

Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у учеников опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования и в дальнейшем развить хорошо социализированную личность.

Теоретические исследования показывают, что способность к саморазвитию формируется  при организации учебной деятельности в соответствии со следующей структурой: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в индивидуальной деятельности, выявление причин затруднения, определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения.

Особенности методики развивающего обучения позволяет учащимся самостоятельно добывать знания при минимальной косвенной помощи учителя. УМК системы Л.В.Занкова построен таким образом, что учащиеся выходят на новые знания не только при изучении нового материала, но и во время работы с заданиями, направленными на закрепление изученных ранее вопросов.

       Чем руководствуется учитель в развивающей системе, готовясь к уроку? Безусловно, личным опытом, возможностями детей и особенностями системы.

Научить развиваться можно только при постоянном включении ребенка в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием этапов деятельности, позволивших выйти из затруднения.

 Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика: за познанием мира.

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – Я умею! У меня получится!

Эмоционально – ценностная оценка – Если я считаю так, то…. (формирование мировоззрения).

        Для того чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов  развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке.

      Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение  с которым вызывает у детей  эмоциональную реакцию удивления или  затруднения.  Создать учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.

    Основными методами постановки учебной проблемы являются:

- побуждающий от проблемной ситуации диалог

- подводящий к теме диалог                                                                                                    - применяем мотивирующие приёмы

   Для достижения необходимых результатов при постановке проблемной ситуации на уроке можно использовать следующие приемы:

Приём 1.

Одновременно предъявить противоречивые факты

Приём 2.

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Приём 3.

Дать задания с ловушкой. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Приём 4.

Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Приём 5.  

Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Приём 6.

Предъявить  научный факт в виде интригующего сообщения. Условно такие приемы называются: «яркое пятно» и  «актуальность». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

           Для меня создание проблемных ситуаций на уроке  дает возможность по-новому открывать знания со своими учениками. Учу детей видеть проблему, уметь задать вопрос. Вопрос выведет детей на размышление, а мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря, с противоречия.  Противоречие приводит к тому, что ученик переживает интеллектуальное затруднение и осознает, что знаний недостаточно.

           Я хотела бы сегодня поделиться с вами практическими приёмами создания проблемных ситуаций на уроке   в системе Л. В. Занкова.  

1 метод.   Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Этот метод является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:  

  1. создания проблемной ситуации;
  2. побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
  3. побуждения к формулированию учебной проблемы;
  4. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы

 Рассмотрим один из этапов урока математики в 3 классе.

 Перед детьми лежат рисунки с данным изображением.

   рис 1                                 рис 2

У: Разделите все геометрические фигуры (рис1) на две группы. Запишите в тетрадь.                                                                                                                              У:  На какие группы вы разделили?  Д: (1 5 4 6 8 - овалы; 2 3 7 - круги)                          У: Хорошо, молодцы! Может кто-нибудь разделил по-другому?                                    Д: (1 3 7 8 – часть плоскости, можно найти площадь;2 4 5 6 – просто контур)     У: Верно. Молодцы!  Посмотрите на рис 2. Какую из этих фигур можно назвать кругом? (1 или 2) Д: (думаю рис 1; нет, рис 2)                                             У: Опять наши мнения разошлись. Чтобы узнать какая из этих фигур круг, и как называется другая фигура, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Возьмите заготовку (шаблон круглой формы) на столе, положите в тетрадь и простым карандашом обведите её. (Дети выполняют практическое задание)                                               У: Как вы думаете, как можно назвать ту кривую линию, которая у вас получилась? Подсказка: около чего  мы вели эту кривую линию? (около круга)  У: Значит, как ее можно назвать? Д: (окружность). Молодцы!                             У: Давайте вернемся к нашим фигурам на рис2. Итак, как называется 1 фигура? Д: (круг) Вторая фигура? Д: (окружность)                                                    

2 метод.  Подводящий к теме диалог.                                                                             У: Сегодня мы начинаем изучать следующий раздел: «Из истории Земли».

У: Что такое земля? Д: планета; то, по чему мы ходим; почва, в которую садим зерна.                                                                                                                    У: Я предлагаю вам  вспомнить, что мы знаем о Земле, как о планете. У вас на столах лежат вопросы. А также и ответы. На каждом ответе записана буква.   Ваша задача соединить вопрос  с правильным ответом. Если справитесь, получится слово.

1. Какую форму имеет Земля?

Форму шара

М

2. Что такое Земля: звезда или планета?

Планета

О

3. Назовите естественный спутник Земли  

Луна

Д

4. Как называется самая большая звезда?

Солнце

Е

5. Назовите место Земли в солнечной системе

Земля – третья планета солнечной системы

Л

6. Кто впервые облетел Землю?

Ю.А.Гагарин

Ь

У: Проверяем. Какое слово у вас получилось?        Модель.                                       У: Что   такое модель?      Маленькая игрушка, похожая на настоящий  корабль или  машину. У меня есть модели гоночных автомобилей.                          У: Как вы считаете, есть ли  модель у планеты Земля? Да, есть.                                 У: Как она называется?  Глобус.                                                                                        У: Догадались, какая сегодня у нас тема урока? Глобус – модель Земли.                 У: Какую цель поставим на урок? Узнать, что называется глобусом.                      У:А что вы хотели бы узнать о глобусе?   Какие глобусы самые древние? Какие бывают глобусы? Как устроен глобус?

3 метод. Применяем мотивирующие приёмы.

Окружающий мир 2 класс.  

У: Мы продолжаем путешествовать по материкам. Прослушайте внимательно стихотворение – загадку. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь?

Она располагается под нами.                                                                                          Там, очевидно, ходят верх ногами,                                                                              Там наизнанку вывернутый год.                                                                                  Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,                                                                                          Там протекают реки без воды                                                                                          Они в пустыне пропадают где-то

У: Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили?                       (Здесь всё наоборот; лето в январе, реки без воды)                                                                                                                                  У: Какой возникает вопрос? (Что это за материк, где всё наоборот?)                                        У: Сегодня на уроке мы с таким материком и познакомимся.

      Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, постоянно размышляешь  о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Все уроки должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.  Поэтому хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется, это кусочек его жизни, это урок, проводимый по системе Л.В.Занкова. На уроках учащиеся обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия.

       Системно-деятельностный подход направлен на владение приемами поисковой и творческой деятельности, на решение поставленных проблем, на умение продолжить мыслительную деятельность за пределами требуемого, а так же  обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Такое обучение открывает перспективу: что предстоит учить потом, где  и какие трудные и интересные вопросы ждут детей. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую «вести» за собой других.

      Такое  обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества.

       Одной из форм системно-деятельностного подхода является проектная деятельность. Учащиеся  выполняют исследовательские, творческие, межпредметные, информационные проекты. В деятельности по исследованию, решению проблем, самостоятельному добыванию знаний оценивается только успех.

   Таким образом, системно-деятельностный подход в системе развивающего обучения Л.В.Занкова нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

В свое время Леонид Владимирович Закнков сказал: «Пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждение, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками».  

Список  использованной  литературы:

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. - № 4. С. 18-22.
  2. Ковалёва Г.С. Состояние российского образования. – М.: Педагогика.  -  2001. -  №2.
  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - Москва,  2006.
  4. Системно-деятельностный подход  на уроках в начальной школе согласно ФГОС  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/629753/ 
  5. Цыганова Е.Н. Образовательные стандарты второго поколения. Беседа  с А.М. Кондаковым// Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. -  №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе, построенный на основе системно-деятельностного подхода по системе Занкова Л.В. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд в столбик.

В связи с введением ФГОСов у многих учителей возник вопрос: "Как же строить урок по-новому?" На курсах дают в основном одну теорию и в лучшем случаи фрагменты уроков. Выношу на ваш суд, коллеги, свой ...

Статья «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность» (Система Л.В.Занкова)

В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандар...

Выступление на Педсовете "Системно-деятельностный метод и построение системы дидактических принципов при работе со стандартами второго поколения"

В работе представлены основные задачи образования, приводятся доказательства того, как ребёнок лучше овладевает материалом, структура урока при деятельностном методе....

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...