Социоигровые технологии.Из опыта работы.
методическая разработка

Медведь Инна Сергеевна

Предлагаю вашему вниманию материал  выступления на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя начальных классов

МБОУ «СШ№8»города Нижневартовска

Медведь Инны Сергеевны

Социоигровые технологии на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.

         Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

        Современный урок строится  с требованиями ФГОС.  Для реализации этих требований я выбрала социоигровую  технологию (СИТ).     Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая делает урок одновременно открытым для свободного потока новых знаний и увлекательным - положительно эмоционально окрашенным, а эмоциональность игры активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Это реализует стремление учеников к совместному поиску, позволяет работать не у всех на виду и в одиночку, а в благоприятных условиях.

 Авторы технологии Вячеслав Михайлович Букатов и Андрей Петрович Ершов  сам термин «социоигровая технология» объясняют так:« Организация занятий с детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая»).           

        Анализируя работы основателей социоигровой педагогики и законы общения, которые предлагают В.М. Букатов и А.П. Ершов, приходим к выводу, что  работа современного учителя очень тесно перекликается с этой технологией. На уроке учитель всегда находит место и время для игровых заданий.

Главная цель социоигровой технологии – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания; воспитать самостоятельно мыслящую и социально активную личность.

Задачи:

  • помочь детям эффективно общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для учеников;
  •  показать  детям активные формы жизнедеятельности в познании и утверждении  их собственной личности;
  • обеспечить душевное благополучие.

Основные принципы в социоигровой «режиссуре урока»:

  • обязательное движение учащихся,
  • вариативность видов деятельности,
  • организация малых групп.

         При проведении игровых заданий и упражнений  могут быть реализованы следующие потребности: наличие собственной деятельности; творчество; общение; власть; потребность в ином; самоопределение через ролевое экспериментирование; самоопределение через пробы деятельностей.

 Предлагаю вашему вниманию игры, которые применяю на своих уроках.

«Эстафета» проводится  на уроках математики в разных направлениях: по рядам, вариантам, змейкой, наискосок, по кругу. Например,  на этапе актуализации знаний во время устного счёта можно предложить называть  числа в прямом, обратном порядке, чётные или нечётные числа, варьировать работу с таблицей умножения, а также при подведении итога урока.

 «Говорить хором». Среди учеников (особенно первоклассников) немало таких, которые не могут говорить на аудиторию, боясь допустить ошибку, сказать неверно. Работая в микрогруппах, им помогает  хоровая работа. Учитель говорит: «Кто знает ответ, встаньте и скажите его хором». Если кто-то из учеников ошибается, то педагог сразу услышит это. Например, на уроке окружающего мира при изучении  темы «Природа в классе» учащиеся получают задание по группам:найти комнатное растение в классной комнате по описанию или по картинке и затем выбрать нужное название.Ребята в группе говорят ответ хором.А на уроке «Какие бывают животные» во время групповой работы детям предлагается игра «Третий лишний».Результат ученики в микрогруппе озвучивают хором.

 «Встать при наличии ошибки». На уроках русского языка можно договориться с учениками, если кто-то из них видит ошибку, то он не поднимает руку, а встаёт (что является обращением к классу). Например, ученик пишет на доске словарные слова, кто-то из одноклассников, сидящих за партой, встаёт, другие учащиеся смотрят на доску (ведь кто-то встал) и ищут ошибку, если они находят её, то тоже встают. Отвечающий у доски видит и начинает проверку. Бывает, что ошибается и встающий. Если его не поддерживают другие, то он начинает проверять себя.

«Работа в группах». Распределение на группы на моих уроках (независимо от предмета) происходить так:  раздаю  школьникам части разрезанной открытки (количество частей должно соответствовать желаемому количеству человек в группе).Учащиеся собирают из них открытку, тем самым определяя состав группы. Собравшись в группу, ученики сообщают об этом одновременным хлопком. Так же они будут показывать и момент завершения работы над заданием. Групповая работа уместна при:

 — составлении задач;

— чтении текста с выбором непонятных, незнакомых слов (прочитав текст и отметив непонятные слова, учащиеся сравнивают, одинаковые ли слова они выбрали: то, что непонятно одному, может быть понятно другому, общие непонятные слова выписываются на доску, и уже всем классом выясняется их значение);

 — пересказе текста по предложению, слову, логическим частям;

— работе над выразительностью в ходе чтения стихотворений с разной интонацией;

 — рассказе о растениях, животных и т.д., когда все участники группы объединяют свои знания о предмете и сообщают их классу.

«Взаимодействие в работе». Стараюсь  конструировать урок так, чтобы дети  постоянно взаимодействовали друг с другом:  в ходе сравнения ответов, поиска одинаковых решений, проверки чужих тетрадей и т.д. Например,  предлагаю учащимся сравнить решения задачи и объединиться в группы по их совпадению. На уроке математики  даю  задание: «Записать в тетрадь соседа по парте пример, в котором было бы два действия сложения и два действия вычитания и вернуть хозяину». После этого каждый проверяет правильность записи примера и решает его.

«Иди, спроси». Если ученики что – то не понимают, в чём-то сомневаются, то они пользуются приёмом «Иди, спроси», причём не у учителя, а у одноклассника. Как правило, ученики с большим интересом и ответственностью подходят к процессу объяснения: открывают книгу, делают рисунок, задают наводящие вопросы. Иногда они обращаются к учителю с вопросом: «Как это объяснить?» Педагог может переадресовать вопрос другому ученику, которому он доверяет.

«Счётная машинка». Каждой парте (паре учеников) присваиваю число или знак действия или знак равенства. Я (или ученик) называет пример, допустим, 12+10+9=… . Пара, отвечающая за соответствующее число, действие или знак равенства, встаёт и хлопает в ладоши. После вычислений встают те пары учеников, которые обозначают результат.

Универсальность методов и приёмов СИТ заключается в том, что их можно использовать как на разных этапах урока, так и на отдельно взятых школьных предметах, а использование их в урочной и внеурочной деятельности дают уже первые всходы:

- увеличение количества учащихся, принимающих участие в интеллектуальных и творческих конкурсах;

- у  учащихся сформировалась необходимость в дополнительном поиске знаний и умений;

- у многих моих учеников сформировалось умение добиваться поставленной цели, быть успешными;

- следуя моей педагогической миссии, повысился уровень моих достижений;

         - положительная динамика результатов мониторинговых   обследований.

         При систематическом использовании социоигровых технологий на уроке в начальной школе я отмечаю, что ученики:

 - всегда готовы к работе;

 -активны на уроке;

 - умеют работать в коллективе;

-готовы работать с любым учителем;

- не боятся высказывать своё мнение;

- ходят в школу с удовольствием.

       

При систематическом использовании социоигровых технологий на уроке в начальной школе можно отметить, что ученики:                                                                                                                                                                                                                                           * всегда готовы к работе;                                                                                                                                                                          * активны на уроке;                                                                                                                                                                                                                                       * умеют работать в коллективе;                                                                                                                                                        * готовы работать с любым учителем;                                                                                                                                                           * не боятся высказывать своё мнение;                                                                                                                                                     * ходят в школу с удовольствием.

Социоигровые технологии помогают учителю организовать свою деятельность нетрадиционно, интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Из опыта работы.

Важнейшей задачей в  образовательном учреждении является создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих т...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Здоровьесберегающие технологии (Из опыта работы Дука М.В.)

Ресурс представляет собой описание опыта работы по теме: "Управление здоровьем школьника через здоровьесберегающуюорганизацию педагогического процесса на уроках и во внеклассной работе"...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология (из опыта работы)

Школьная практика подтверждает, что интерес к чтению художественной литературы у детей заметно снижается.  Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. От умения читать, з...