ПК 4.1
учебно-методический материал

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чесменская средняя общеобразовательная школа имени Гаврилова М.В.»

457220 Челябинска область, Чесменский район, с. Чесма, улица Чапаева 28а, тел. +7(351-69)2-17-53, e-mail chesma.upr.obr@mail.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «окружающий мир»

на 4 четверть 2019-2020 учебного года

Челябинск, 2020 г.

Дата

Тема и тип урока

Планируемые результаты

Виды деятельности уч-ся

Формы контроля

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

31.03.2020

Мудрость старости.

(УОНЗ)

Мудрость старости.

Познавательные:

- раскрывать значение понятия «мудрость старости» и использовать его в активном словаре;

- понимать нравственный смысл сказок, в которых почитается мудрость стариков.

Регулятивные:

-выполнять взаимопроверку,

самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

-формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.

С помощью ключевых слов выражать свое впечатление от образа старого человека в произведении живописи.

Текущий контроль.

2.04.2020

Путешествие к А. С. Пушкину.

(УОНЗ)

История рода.

Творческое наследие.

Духовная преемственность поколений

Познавательные:

- раскрывать значение понятий

«история рода», «творческое наследие», «духовная преемственность поколений» и использовать их в активном словаре;

- уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.

Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты. Подбирать одно-два стихотворения (или отрывки из сказок) А.С. Пушкина; выразительно читать их, иллюстрировать или драматизировать в небольшом спектакле (по выбору).

Текущий контроль.

Опрос.

Составление

родословного

древа

А.С.Пушкина

7.04.2020

За страницами учебника. Моя семья-моя гордость.

(УОМН)

Познавательные:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления родословного древа своей семьи.

Регулятивные:

- выполнять задание в соответствии с целью.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

Проект

9.04.2020

Всемирное наследие.

(УОНЗ)

Семь чудес света.

Всемирное наследие.

Всемирное культурное наследие.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие» и использовать их в активном словаре;

- определять объекты Всемирного природного и культурного наследия и обосновывать свое мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия.

Опрос.

14.04.2020

Московский Кремль.

(УОНЗ)

Кремль.

Кремлёвская стена.

Московский Кремль.

Музей-заповедник.

Историко-культурный памятник.

Собор.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «собор» и использовать их в активном словаре;

- определять объекты Всемирного природного и культурного наследия России обосновывать свое мнение;

- знать историко-культурное значение Московского Кремля и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлевского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку.

Фактологический диктант. Опрос.

16.04.2020

Озеро Байкал.

(УОНЗ)

Озеро.

Озеро Байкал.

Пресная вода.

Целлюлозно-бумажный комбинат.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «озеро», «озеро Байкал», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат» и использовать их в активном словаре;

- определять объекты Всемирного природного и культурного наследия России и обосновывать свое мнение;

- знать уникальность озера Байкал и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

Показывать местонахождение озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях,

флоре, фауне и особых экологических проблемах (по выбору).

Текущий контроль. Опрос.

Тест.

21.04.2020

Путешествие в Египет.

(УОНЗ)

Фараон.

Гробница.

Египетская пирамида.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «фараон», «гробница», «египетская пирамида» и использовать их в активном словаре;

- определять географическое расположение Египта и обосновывать своё мнение;

- знать объекты Всемирного культурного наследия Египта и обосновывать своё мнение;

- знать историко-культурное значение Египта и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий

Показывать на карте местоположение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святыня Египта (по выбору).

Текущий контроль. Опрос.

Тест

23.04.2020

Путешествие в Грецию.

(УОНЗ)

Акрополь.

Мудрец.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «акрополь», «мудрец» и использовать их в активном словаре;

- определять географическое расположение Греции и обосновывать своё мнение;

- определять объекты Всемирного культурного наследия Греции и обосновывать своё мнение;

- знать историко-культурное значение Греции и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий.

Показывать на карте местоположение Греции и Афин на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции (по выбору).

Тест

28.04.2020

Путешествие в Иерусалим.

(УОНЗ)

Иерусалим.

Скрижали. Сокровище.

Сокровищница.

Духовный.

Духовные сокровища.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «Иерусалим», «скрижали», «сокровище», «сокровищница», «духовный», «духовные сокровища» и использовать их в активном словаре;

- определять объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение;

- определять местоположение Иерусалима в Израиле и обосновывать своё мнение;

- знать значение Иерусалима как духовного наследия для верующих людей и обосновывать своё мнение;

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Узнавать на фотографии облик его достопримечательностей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору).

Текущий контроль.

Опрос.

30.04.2020

Путешествие в Китай.

(УОНЗ)

Иероглиф.

Мудрец.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «иероглиф», «мудрец» и использовать их в активном словаре;

- определять географическое расположение Китая и обосновывать своё мнение;

- определять объекты Всемирного культурного наследия Китая и обосновывать своё мнение;

- знать историко-культурное значение Китая и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий.

Показывать на карте местоположение Китая и Пекина. Узнавать на фотографии облик Великой Китайской стены, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая (по выбору).

Опрос.

Тест.

7.05.2020

Всемирные духовные сокровища.

(УОНЗ)

Всемирное духовное наследие.

Познавательные:

- определять объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение;

- знать смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение;

- определять общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Сравнивать пословицы разных народов России и мира о человеческих достоинствах и соответствующие фрагменты из текстов Священных книг.

Формулировать понятие о Всемирных духовных сокровищах.

Практическая работа. Текущий контроль.

12.05.2020

За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. (УОМН)

Познавательные:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления родословного древа своей семьи.

Регулятивные:

- выполнять задание в соответствии с целью.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

Викторина

14.05.2020

Что мы узнали. Чему научились.

(УРК)

Познавательные:

- использовать приобретенные знания для выполнения теста.

Регулятивные:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

Проектная деятельность

19.05.2020

Закрепление изученного материала. КВН.

(УОМН)

Познавательные:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления родословного древа своей семьи.

Регулятивные:

- выполнять задание в соответствии с целью.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

21.05.2020

Резервный урок.

(УРК)

Познавательные:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления родословного древа своей семьи.

Регулятивные:

- выполнять задание в соответствии с целью.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

Контрольный тест.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Система учебников «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник») создана на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. Первые учебники и учебные пособия системы «Перспектива» начали выпускаться с 2006 года. «Перспектива» создавалась коллективом ученых и педагогов Российской академии образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение».

Слайд 3

Целью реализации образовательной программы « Перспектива» является : создание условий для становления и развития личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости ; в сестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин . - обеспечение достижения обучающимися целевых установок, знаний, умений, компетенций, определяемых личностными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающихся младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями их развития и состояния здоровья.

Слайд 4

Задачи реализации образовательной программы «Перспектива»: формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья ; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности ; - участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды ;

Слайд 5

-«Я в мире и мир во мне» : важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей. - «Хочу учиться!» : ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели. - «Я общаюсь, значит, я учусь» : процесс обучения невозможен без общения. То есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру — находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой. - «В здоровом теле здоровый дух!» : здесь важнонаучить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. Умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано. УМК «ПЕРСПЕКТИВА»: новая идеология построения учебников .

Слайд 6

Информационно-образовательная среда УМК «ПЕРСПЕКТИВА» Учебно-методический комплекс Для ученика: вспомогательные ресурсы по предметам Тетрадь для развития речи Тетрадь для отработки навыков чтения Информатика и математика Тетрадь по ОБЖ Творческая тетрадь по литературному чтению CD , DVD Самостоятельные и контрольные работы Атлас-определитель Великан на поляне Методическая поддержка через Интернет-сайт Консультативная поддержка родителей и учителей через Интернет-сайт Дистанционные КПК Очные КПК Для учителей и родителей: дополнительные ресурсы Рабочие программы Учебник Рабочая тетрадь Методическое пособие для учителя Программа «Мир деятельности» Технологические карты для учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Слайд 3

Система учебников «Школа России» в Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Слайд 4

Главная идея программы: программа Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Слайд 5

Цели обучения: Принципы: 1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности; 2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков; 3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться; 4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности. - приоритет воспитания в образовательном процессе; - личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; - сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Слайд 6

УМК «Школа России» построена таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС. Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся.

Слайд 7

Реализация методологической и методической основы ФГОС — организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.

Слайд 8

«Основы религиозных культур и светской этики» Задачи учебного курса ОРКСЭ: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Слайд 9

Программа разработана на основе: ФГОС НОО; концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования; примерной программы начального общего образования; Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Слайд 10

Комплект учебников «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. При этом учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надёжность, стабильность, открытость новому , которые должны быть неотъемлемыми характеристиками начальной школы для того, чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.

Слайд 11

Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие: - Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка. - Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма. - Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации. - Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Слайд 3

Отличительные особенности УМК «Перспективная начальная школа» использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование; п равила и термины выделяются синей рамкой; т емы прописываются и выделяются синем цветом; сложность в изложении материала. Замена простых и лёгких для запоминания понятий сложными конструкциями.

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНИКОВ « НАШ МИР» Учебник включает в себя словарь; Тема «готовимся к школьной олимпиаде»; «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Раздел «музейный дом», где представлены различные картины; На протяжении всего изучения предмета ведется диалог в библиотеке между главными героями; В начале учебника присутствуют общепринятые сокращения; Пояснения к незнакомым словам находятся в низу страницы;

Слайд 5

«РУССКИЙ ЯЗЫК» В конце учебника присутствуют задания для членов клуба «Ключ и заря»; Слова и буквы в тексте часто выделяются ярким цветом, для того чтобы дети обратили внимание; «МАТЕМАТИКА» Страницы с приложениями ; Задания часто написаны запутанным языком, сложным для понимания даже взрослому.

Слайд 6

Данная программа очень противоречива, и оставляет чувство не понимания, с какой целью она была написана. Тем не менее , многое зависит от учителя, который должен уметь работать с УМК «Перспективная начальная школа ».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чесменская средняя общеобразовательная школа имени Гаврилова М.В."

РАССМОТРЕНО

Протокол методического совета

№___ «     »                 2019 года

Статья № _____  

                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                     Директор  Потемина Е.Г.

                                                     «    »___________ 2019 года

Программа

Курса по внеурочной деятельности

 «Чудеса из бумаги»

Направление: общекультурное направление

Авторы – составители:

Уржумова Ольга

Вид: художественное творчество

Симовских Анастасия

Возраст детей: 3 класс/ 9-10 лет 

Студентки 35 группы

Срок реализации: 2019/2020 учебный год

Чесма, 2019 год.

3 класс (68 ч, 2 часа в неделю)

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать их досуг. Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить разработанная нами программа «Чудеса из бумаги».

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций.

Программа «Чудеса из бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Цель программы - создание оптимальных организационно-педагогических условий для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание условий для самореализации ребенка в творчестве.

Планируемые результаты:

1) Познавательные:

- формировать умения использовать знаки, символы, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- формировать условия для использования методов и приемов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни;

2) Личностные:

- формировать стремление смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

- формировать внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.

3) Метапредметные:

- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами.

Данная программа рассчитана на 68 часов для детей 9-10 лет. Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты: создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях; применение индивидуальных, групповых форм обучения; формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их.

Младший школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.

Курс охватывают как практическую, так и теоретическую часть занятий.

Освоение детьми программы «Чудеса из бумаги» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия.

После обучения учащиеся научатся:

- организовывать свое рабочее место;

-овладеет основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

-узнает основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

-следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

-пользоваться инструкционными картами и схемами;

-работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;

-уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;

-уметь сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

В процессе занятий используются различные формы их организации: квест, занятие – путешествие, проект, занятие игра, занятие – фантазирование, индивидуальная и груп-повая формы работы. Форма подведения итогов: выставка работ и чаепитие с участием родителей.

Тематическое планирование

Разделы

Темы программ

Количество часов

Формы организации деятельности учащихся на занятие

Всего

Теоретических

Практических

I. Введение

2

2

-

    1. Инструменты и материалы

1

1

-

Занятие - путешествие

    2. Правила техники безопасности

1

1

-

Беседа

II. Материал - бумага

5

4

1

  1. История бумаги

1

1

-

Экскурсия

  1. Цветовая гармония

2

1

1

Беседа

Индивидуальная работа

  1. Виды и свойства бумаги

1

1

-

Занятие - игра

  1. Виды работ из бумаги

1

1

-

Квест

III. Аппликация

11

2

9

  1. Виды аппликаций. Правила работы с ножницами и клеем

2

1

1

Беседа

Индивидуальная работа

  1. Обрывная аппликация «Осенний пейзаж»

2

-

2

Индивидуальная работа

  1. Объемная аппликация «Щенок»

2

-

2

Индивидуальная работа

  1. Аппликация «Костюмы народа севера»

1

-

1

Индивидуальная работа

  1. Польская вычинанка

3

1

2

Беседа

Индивидуальная работа

  1.         Подготовка выставки всех работ

1

-

1

Чаепитие

Выставка работ

IV. Бумагапластика

9

2

7

  1. Бумагапластика простых фигур (витая спираль). Игрушка «Солнышко»

2

1

1

Занятие – путешествие Индивидуальная работа

  1. Моделирование из бумаги

2

1

1

Беседа
Индивидуальная работа

  1. Изготовление изделий по трафаретам, симметричное складывание

1

-

1

Индивидуальная работа

  1. Гофрировка (гармошка, фонарик). Игрушки – гармошки

1

-

1

Индивидуальная работа

  1. Коллективный проект «Неприступная крепость»

2

-

2

Групповая работа

  1. Подготовка выставки всех работ

1

-

1

Чаепитие

Выставка работ

V. Оригами

12

2

10

  1. Знакомство с основными базовыми формами – заготовками «книжечка», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик»

2

1

1

Беседа
Индивидуальная работа

  1. Оригами «Бабочка», «Рыбка»

2

-

2

Индивидуальная работа

  1. Модульное оригами «снеговик»

2

-

2

Групповая работа

  1. Кусудамы – волшебные шары

3

1

2

Беседа

Индивидуальная работа

  1. «Аленький цветочек» мозаика из ромбиков

2

-

2

Индивидуальная работа

  1.         Подготовка выставки всех работ

1

-

1

Чаепитие
Выставка работ

VI. Конструирование из бумаги

8

3

5

  1. История 3D конструирования

1

1

-

Беседа

  1. Открытки Pop-Up. История возникновения

2

1

1

Занятие – путешествие

Индивидуальная работа

  1. Изготовление календаря «Времена года»

2

-

2

Индивидуальная работа

  1. Создание собственного шаблона

3

1

2

Занятие - фантазирование

VII. Цикл творческих работ

4

-

4

  1. Коллективная работа. Игрушки для ёлки своими руками

1

-

1

Групповая работа

  1. Мозаика из модулей

2

-

2

Групповая работа

  1. Подготовка выставки всех работ

1

-

1

Чаепитие
Выставка работ

VIII. Квиллинг

7

1

6

  1. История возникновения техники квиллинг. Приёмы работы с бумагой в технике квиллинг.

2

1

1

Беседа

Индивидуальная работа

  1. Композиция «Подсолнухи».

2

-

2

Индивидуальная работа

  1. Композиция «Веселый зайчата»

2

-

2

Индивидуальная работа

  1. Подготовка выставки всех работ

1

-

1

Чаепитие
Выставка работ

IX. Декупаж

5

1

4

  1. История декупажа. Материалы и инструменты

1

1

-

Беседа

  1. Основы декупажа

1

-

1

Индивидуальная работа

  1. Пасхальные яйца в технике декупаж

2

-

2

Индивидуальная работа

  1. Калейдоскоп работ

1

-

1

Чаепитие
Выставка работ

ВСЕГО:

68

17

51

Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Введение

Тема 1. Инструменты и материалы. Дети знакомятся с инструментами и материалами, с которыми им предстоит работать. Готовится занятие-путешествие по островам. Каждый остров — это отдельно взятые инструменты и материалы. В конце путешествия рассказывают, какие острова посетили, о каких новых инструментах материалах узнали. Проводится методика «Зеркало» (модифицированная методика А.Л.Венгера, представлена Е.С.Бахуриной)

Тема 2. Правила техники безопасности. Знакомства и повторение с правилами техники безопасности. Опрос детей на тему: «Какие правила техники безопасности вы знаете, при работе на занятие». Рассказ детям о том, как правильно работать с теми или иными инструментами и материалами. Проводится методика «Анализ образца» (автор А.Л.Венгер)

Раздел 2. Материал – бумага.

Тема 3. История бумаги. Ознакомление с истории возникновения бумаги. Ее использовании в повседневной жизни. Готовится экскурсия по историческим местам, где возникла тот или иной вид бумаги. Рассказ интересных фактов при зарождении бумаги. Проводиться тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Тема 4.  Цветовая гармония. Изучение цвета и его оттеков. Создание цветового круга. Детям рассказывается о том, что такое цветовая гармония, о различных сочетаниях цветов. Дети рисуют свой собственный ахроматический цветовой круг. Проводиться тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо).

Тема 5. Виды и свойства бумаги. Изучение свойств бумаги. Какие бывают виды бумаги. Проводиться занятие-игра. Дети делятся на микро-группы. Детям выдаются различные виды бумаги и карточки с заданиями, на которых написано, что необходимо сделать со своим видом бумаги. После окончания дети узнаю о свойства бумаги, (но не о всех). Рассказывают друг другу о проделанной работе и что узнали.

Тема 6. Виды работ из бумаги. Анализ представленных учителем работ. Распределение работ по видам. Подготавливается квест, каждая станция — это определенная работа, выполненная из бумаги. Детям необходимо выполнить задание или решить задачу, чтобы узнать какой это вид работы.

Раздел 3. Аппликация.

Тема 7. Виды аппликаций. Правила работы с ножницами и клеем. Подробное изучение вид аппликации. Повторение правил работы с ножницами и клеем. Анализ представленных работ. Готовится рассказ о различных видах аппликации. На втором часе занятия дети самостоятельно создают карту видов аппликации.

Тема 8. Обрывная аппликация «Осенний пейзаж». Создание собственной поделки в технике обрывной аппликации «Осенний пейзаж». Подготавливают примеры работ. 1) подготовка нужных материалов; 2) разметка шаблонов; 3) заготовка деталей; 4) сборка всех деталей на основу; 5) оформление собственной работы.

Тема 9. Объемная аппликация «Щенок». Создание собственной поделки в технике объемной аппликации «Щенок». Подготавливают примеры работ. 1) подготовка нужных материалов; 2) разметка шаблонов; 3) заготовка деталей; 4) сборка всех деталей на основу; 5) оформление собственной работы.

Тема 10. Полу объемная аппликация «Костюмы народа севера». Создание собственной поделки в технике полу объемной аппликации «Костюмы народа севера». Подготавливают примеры работ. 1) подготовка нужных материалов; 2) разметка шаблонов; 3) заготовка деталей; 4) сборка всех деталей на основу; 5) оформление собственной работы.

Тема 11. Польская вычинанка. Изучение истории польской вычинанки. Создание собственной поделки в технике польской вычинанки.  Подготавливают примеры работ. 1) подготовка нужных материалов; 2) разметка шаблонов; 3) заготовка деталей; 4) сборка всех деталей на основу; 5) оформление собственной работы.

Тема 12. Подготовка выставки всех работ. Подготовка к выставке. Выставка работ. Подведение итогов излучиной техники.

Раздел 4. Бумагапластика.

Тема 13. Бумагапластика простых фигур (витая спираль). Игрушка «Солнышко». Знакомство с техникой бумагапластики. Освоение базовых навыков работы. Готовится занятие-путешествие по планетам. Каждая планета отдельная модель, изготовленная в технике бумагапластики. Изготовление игрушки «солнышко». Подготавливают примеры работ. 1) подготовка нужных материалов; 2) разметка шаблонов; 3) заготовка деталей; 4) сборка всех деталей на основу; 5) оформление собственной работы.

Тема 14. Моделирование из бумаги. Освоение условных знаков. Работа по схемам. Изготовление собственной технологической карты простых фигур. Рассказ о условные знаки, их представление.

Тема 15. Изготовление изделий по трафаретам, симметричное складывание. Изготовлений изделий по трафаретам. Освоение техники складывания. Подготавливают примеры работ. 1) подготовка нужных материалов; 2) разметка шаблонов; 3) заготовка деталей; 4) сборка всех деталей на основу; 5) оформление собственной работы.

Тема 16. Гофрировка (гармошка, фонарик). Игрушки – гармошки. Изучение техники складывание гармошка. Изготовление игрушки-фонарик. Подготавливают примеры работ. 1) подготовка нужных материалов; 2) разметка шаблонов; 3) заготовка деталей; 4) сборка всех деталей на основу; 5) оформление собственной работы.

Тема 17. Коллективный проект «Неприступная крепость». Подготовка материалов. Анализ схем. Распределение обязанностей. Создание «Неприступной крепости». 1) подготовка нужных материалов; 2) разметка шаблонов; 3) заготовка деталей; 4) сборка всех деталей на основу; 5) оформление собственной работы.

Тема 18. Подготовка выставки всех работ. Подготовка к выставке. Выставка работ. Подведение итогов излучиной техники.

Раздел 5. Оригами.

Тема 19. Знакомство с основными базовыми формами – заготовками «книжечка», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик». Знакомства с истории оригами. Освоение базовых форм оригами. Изучение условных знаков. Складывание базовых форм по схемам.

Тема 20. Оригами «Бабочка», «Рыбка». Анализ схем складывание. Складывание моделей «Бабочка», «Рыбка».

Тема 21. Модульное оригами «снеговик». Анализ схем сборки. Заготовка деталей в группах. Сборка изделия «Снеговик» по схеме.

Тема 22. Кусудамы – волшебные шары. История модуля кусудама. Анализ схемы складывания. Изготовление кусудамы.

Тема 23. «Аленький цветочек» мозаика из ромбиков. Анализ схем складывание. Заготовка модулей по схеме. Сборка мозаики из ромбиков «Аленький цветочек».

Тема 24. Подготовка выставки всех работ. Подготовка к выставке. Выставка работ. Подведение итогов излучиной техники.

Раздел 6. Конструирование из бумаги.

Тема 25. История 3D конструирования. Знакомства с истории и основами 3D конструирования.

Тема 26. Открытки Pop-Up. История возникновения. Знакомство с историей возникновения техники Pop-Up. Изучение условных знаков. Занятие-путешествие к истокам техники Pop-Up. Создание базовых форм по схемам.

Тема 27. Изготовление календаря «Времена года». Анализ схем. Изготовление календаря «Времена года». 1) подготовка нужных материалов; 2) разметка шаблонов; 3) заготовка деталей; 4) сборка всех деталей на основу; 5) оформление собственной работы.

Тема 28. Создание собственного шаблона. Анализ предложенным учителем схем. Создание собственных схем на основе базовых моделей. Изготовление открытки по собственным схемам. 1) подготовка нужных материалов; 2) разметка шаблонов; 3) заготовка деталей; 4) сборка всех деталей на основу; 5) оформление собственной работы.

Раздел 7. Цикл творческих работ

Тема 29. Коллективная работа. Игрушки для ёлки своими руками. Выбор техники для работы. Изготовление игрушки на ёлку. 1) подготовка нужных материалов; 2) разметка шаблонов; 3) заготовка деталей; 4) сборка всех деталей на основу; 5) оформление собственной работы.

Тема 30. Мозаика из модулей. Анализ схемы. Распределение обязанностей. Изготовление мозаики из модулей. 1) подготовка нужных материалов; 2) разметка шаблонов; 3) заготовка деталей; 4) сборка всех деталей на основу; 5) оформление собственной работы.

Тема 31. Подготовка выставки всех работ. Подготовка к выставке. Выставка работ. Подведение итогов излучиной техники.

Раздел 8. Квиллинг

Тема 32. История возникновения техники квиллинг. Приёмы работы с бумагой в технике квиллинг. Изучение истории возникновения техники квиллинг. Знакомства с приёмами работы. Анализ представленных учителем работ. Создание карты базовых форм в технике квиллинг.

Тема 33. Композиция «Подсолнухи». Создание композиции «Подсолнух» в технике квиллинг. 1) подготовка нужных материалов; 2) разметка шаблонов; 3) заготовка деталей; 4) сборка всех деталей на основу; 5) оформление собственной работы.

Тема 34. Композиция «Веселый зайчата». Создание композиции «Веселые зайчата» в технике квиллинг. 1) подготовка нужных материалов; 2) разметка шаблонов; 3) заготовка деталей; 4) сборка всех деталей на основу; 5) оформление собственной работы. Проводится методика «Зеркало» (модифицированная методика А.Л.Венгера, представлена Е.С.Бахуриной)

Тема 35. Подготовка выставки всех работ. Подготовка к выставке. Выставка работ. Подведение итогов излучиной техники.

Раздел 9. Декупаж

Тема 36. История декупажа. Материалы и инструменты. Знакомство с историей декупажа. Ознакомление с материалами и инструментами. Проводиться тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Тема 37. Основы декупажа. Знакомство с основами декупажа. Заготовка основы для декупажа. Выбор единой модели. Изготовление и оформление изделия. Проводится тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо).

Тема 38. Пасхальные яйца в технике декупаж. Изготовления изделие пасхального яйца в технике декупаж. Проводится методика «Анализ образца» (автор А.Л.Венгер)

Тема 39. Калейдоскоп работ. Подведение итогов курсов. Выставка работ Чаепитие с родителями. 

Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности

«Чудеса из бумаги»

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Срок проведения

Предметные

1. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности.

2. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач.  

 - применять приобретенные знания и умения для самостоятельных творческих работ;

- формировать ценностное отношение к творческому труду;

- овладеть названием материалов, ручных

инструментов и приспособлений, их

значение.

Методика «Анализ образца» (автор А.Л.Венгер)

Сентябрь, май

Личностные

1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

2. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

3. Формирование наличия мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материалам и духовным ценностям.

- проявлять интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- проявлять познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватно понимать причину успешности/ не успешности творческой деятельности.

Методика «Зеркало» (модифицированная методика А.Л.Венгера, представлена Е.С.Бахуриной)

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Сентябрь,  май

2-3 занятие

Метапредметные

1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- уметь планировать, оценивать учебные действия, планировать технологический процесс;

- знать о взаимосвязи красоты и пользы в

образе художественной вещи;

- иметь представление о ценностном отношении к прекрасному.

Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и

стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо).

Сентябрь, май

Методическое оснащение курса

  1. Для учащихся:

Обязательная литература:

1. Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги [Текст] / Б.Г. Гагарин. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 2008. – 32 с.

2. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование [Текст] / Л.А. Парамонова – М.: издательский дом «Карапуз», 2005. – 239 с.

Дополнительная литература:

1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

2. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

3. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, —М.: Рольф Аким, 1999.

4. Соколова С. Школа оригами: аппликации и мозаика. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»;СПб.:Валери СПД, 2002. – 176с., ил. (Серия: «Академия «Умелые руки».)

5. Проснякова Т.Н. забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2010. – 104с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

Интернет – ресурсы:

1. Поделки из бумаги своими руками в разных техниках 42 идеи. Пошаговые схемы поделок из бумаги для взрослых и детей. Легкие и сложные поделки из белой, цветной и гофрированной бумаги: [Электронный ресурс] // – URL: https://bantomaniya.ru/master-klassy/podelki-iz-bumagi.

2. Модульное оригами снеговик – Оригами: [Электронный ресурс] // – URL: http://origamir.ru/bez-rubriki/modulnoe-origami-snegovik.html.

  1. Для учителя:

Обязательная методическая литература:

1. Конышева Н. М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2010. – 88с.

2. Бондарева Н. Д. Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе графической деятельности и конструирования (на примере уроков трудового обучения). Автореф. Дис. канд. пед. наук (13.00.02). – М., 2005. –18 с.

3. Акулёнок Г. А. Методическое пособие для занятий дополнительного образования "Художественное конструирование из бумаги"

Дополнительная литература:

1. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.

2. Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 64с.

3. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.

4. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.

5. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.

Интернет – ресурсы:

1. Киргами, pop-up | Страна Мастеров: [Электронный ресурс] // – URL: https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/1723 

2. Польские вытынанки: [Электронный ресурс] // – URL: https://www.liveinternet.ru/users/4677078/post215058659.

Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

Наименование

Количество

Техническое обеспечение

Проектор

1 шт.

Ноутбук (компьютер)

1 шт.

Принтер

1 шт.

Канцелярия

Цветная бумага (12 цветов)

8 шт.

Ножницы

1 шт.

Клей карандаш

4 шт.

Линейка

1 шт.

Простой карандаш

2 шт.

 Цветной картон

7 шт.

Бумага для принтера

1 шт.

Резак

1 шт.

Гуашь

1 упаковка

Кисти

2 шт.

Папка формата А4

1 шт.

Клей титан

1 шт.

Двухсторонний скотч

1 шт.

Фломастеры

1 шт.

Другие материалы

Шпажки

1 упаковка

Фольга

1 шт.

Салфетки

3 упаковки


Список использованной литературы

        1. Программа внеурочной деятельности Студии творчества «Бумажные фантазии»: [Электронный ресурс] // – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2014/01/24/programma-vneurochnoy.

        2. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Бумажные фантазии": [Электронный ресурс] // – URL: https://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-38.html.

        3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

иоп

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

             

Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Методика «Зеркало» (модифицированная методика А.Л.Венгера, представлена Е.С.Бахуриной).

 Это упрощенная модификация одноименной методики, разработанной в школе Венгера. Она направлена на выявление способности к пространственным операциям, конструктивной активности мышления, наблюдательности, «зеркальности» восприятия, внимания, способности ориентироваться на образец, речевого развития, особенности личности ребенка.

Цель: выявить уровень сформированности ориентировочной основы продуктивной деятельности; определить особенности способности к пространственным операциям, наблюдательности, умения ориентироваться на образец.

Оборудование: карточка – образец «Аппликация «Геометрические фигуры», лист белой бумаги (формат А4), кисть, клей, салфетка.

Ход исследования: Ребенку предлагается карточка-образец с аппликацией «Геометрические фигуры» и поясняется, что он должен выполнить такую же аппликацию, но вверх ногами. Для этого необходимо проанализировать образец и определить: из каких геометрических фигур состоит аппликация, количество фигур, их размер, расположение на листе бумаги. Затем ребенку необходимо определить как будут расположены фигуры на листе бумаги в положении «вверх ногами», какие материалы и инструменты потребуются для работы.

Оценка результатов:

высокий уровень – работа выполнена правильно, аккуратно, самостоятельно; детали аппликации расположены на листе в нужном порядке и положении; материалы и инструменты использовались правильно;

выше среднего уровень – работа выполнена в целом правильно, достаточно аккуратно, с незначительной помощью педагога; допускаемые в процессе работы ошибки замечались и устранялись самостоятельно; материалы и инструменты использовались, в целом, правильно;

средний уровень – при выполнении задания допущены ошибки в расположении геометрических фигур, которые были самостоятельно или с незначительной помощью исправлены; работа выполнена достаточно аккуратно; отмечается некоторая неловкость при использовании материалов и инструментов;

ниже среднего уровень – в ходе работы требовалась значительная помощь педагога; в работе допущены ошибки в расположении геометрических фигур, которые были замечены при помощи педагога, однако самостоятельно устранить их ребенок затруднялся; работа выполнена недостаточно аккуратно; отмечается неловкость при использовании материалов и инструментов;

низкий уровень – в ходе работы требовалась постоянная помощь педагога; допущены ошибки в расположении геометрических фигур или отсутствует зеркальное отображение фигур; самостоятельно обнаружить ошибки и устранить их ребенок не смог; работа выполнена неаккуратно; отмечается неловкость при использовании материалов и инструментов или неумение ими воспользоваться.

Методика «Анализ образца» (автор А.Л.Венгер)

        Эта методика направлена на выявление уровня развития таких операций мышления как сравнение, анализ и синтез.

Цель: выявить уровень сформированности ориентировочной основы трудовой деятельности, умение анализировать образец.

Ход обследования: На столе перед ребенком выкладывается из спичек фигурка человека так, чтобы образец не соответствовал детскому стандартному варианту. Сначала проверяющий спрашивает: «Что это? Если ребенок сам не говорит, что это - человек, то ему сообщают это. Далее проверяющий говорит: «Я хочу, чтобы ты мне сделал точно такого же. Внимательно посмотри. Запомнил? Ты рядом с этим человечком сделай точно такого же». Образец закрывают листом, ребенку дают спички и указывают место на столе рядом с листом, где он должен выполнить задание. Во время проведения этой методики внимание ребенка не следует обращать ни на какие особенности исходной фигуры, говорится только - «внимательно посмотри».

В большинстве случаев наблюдаются те или иные отклонения, например, спички, выложены головками к центру, ноги широко расставлены.

Когда ребенок закончил работу, проверяющий говорит: «Молодец, хорошо, но давай, посмотрим: у тебя точно так же, как у меня, или нет», и открывает образец. Ребенок может сказать, что все точно так же, или же отчасти исправить конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги, или наоборот. В этих случаях экспериментатор дает ребенку наводящие вопросы, организуя его действия по анализу образца: «Что есть у человека?» - «Голова». - «Посмотри, у тебя так же?» и т. д. То есть, проверяющий, не называя частей образца, побуждает ребенка последовательно их осмотреть. Если ребенок и в этом случае не замечает никаких расхождений, тогда дается прямая подсказка: «Что у моего человечка на ногах?» - «Тапочки». После этого проверяющий молчит, а ребенок, как правило, исправляет свою фигурку.

Оценка результатов

высокий уровень – работа выполнена правильно, аккуратно, самостоятельно; фигурка человека из спичек составлена в нужном порядке; разницы с образцом нет;

выше среднего уровень – работа выполнена в целом правильно, достаточно аккуратно, с незначительной помощью педагога; допускаемые в процессе работы ошибки по расположению спичек на плоскости замечались ребенком и устранялись самостоятельно;

средний уровень – при выполнении задания допущены ошибки в расположении спичек, которые были самостоятельно или с незначительной помощью исправлены; работа выполнена достаточно аккуратно, но отмечаются некоторые отличия при сравнении с образцом;

ниже среднего уровень – в ходе работы требовалась значительная помощь педагога; в работе допущены ошибки в расположении спичек, которые были замечены при помощи педагога, однако самостоятельно устранить их ребенок затруднялся; работа выполнена недостаточно аккуратно;

низкий уровень – в ходе работы требовалась постоянная помощь педагога; допущены ошибки в расположении спичек, схематическое изображение человека значительно отличается от образца; самостоятельно обнаружить ошибки и устранить их ребенок не смог, в ходе работы постоянно отвлекался.

Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо).

Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.

1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой

фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб)

как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание

фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать

название для выполненного рисунка.

2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут

быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных

незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении

задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных

изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные

фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в

преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении

разнообразных идей.

Основные показатели креативности:

- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к

порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и

измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи,

переходить от одного аспекта проблемы к другому;

- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых

необычных, неочевидных идей;

- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует

способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

Критерии оценивания работ учащихся

  1. Аккуратность;
  2. Оформление;
  3. Целостность, завершённость полнота материалов и компонентов;
  4. Оригинальность.