ПК 4.1. Учебно методические материалы
методическая разработка (2 класс)

Усатова Валерия Геннадьевна

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2296887/4f4d0da6-1e9e-4f6c-a2bc-048b8a30609c/s1200?webp=false

ВЕСЁЛАЯ ОРФОГРАФИЯ

        

Авторы-составители:

Третьякова Т.А.,

Усатова В.Г.

Челябинск, 2020

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра гуманитарных дисциплин

«ВЕСЁЛАЯ ОРФОГРАФИЯ»

Сборник дидактических игр для младших школьников второго класса

Авторы-составители:

Третьякова Т.А.

Усатова В.Г.

Челябинск, 2020

«Весёлая орфография» Сборник дидактических игр для младших школьников / авторы-составители Т. А. Третьякова, В. Г. Усатова. - Челябинск, 2020. –  43с.

Сборник «Весёлая орфография» содержит игры на формирование и закрепление орфографического навыка у обучающихся 2 класса. Материал может быть использован на уроках русского языка при изучении и закреплении орфографических тем. Сборник адресован учителям начальных классов, методистам и студентам школьного отделения педагогического колледжа.

Рецензент «Синтяева Г.А., преподаватель МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания, кандидат педагогических наук».

Содержание

Предисловие                                                               6

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова                                                             10

Слова с удвоенными согласными                           13

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова пред согласным                              17

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч                          20

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу                    22

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце или перед согласным                                                                  25

Разделительный мягкий знак                                  28

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных                                            30

Правописание частицы НЕ с глаголом                   33

Как пишутся предлоги со словами                         36

Список использованных источников                     42

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому обучение русскому языку всегда занимало ведущее положение в образовании подрастающего поколения, поскольку язык – это и средство человеческого общения, и, по меткому выражению Н. И. Жинкина, канал формирования интеллекта. Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Обучение орфографии в начальной школе является одной из важных задач современного образования. На каждом уроке русского языка перед учителем встают вопросы: как помочь школьнику грамотно писать, как сформировать орфографическую зоркость у обучающихся  и добиться качественных результатов в обучении правилам правописания.

Обучение орфографии осуществляется наилучшим образом при использовании дидактических игр, направленных на усвоение орфографических правил, алгоритмов их применения, способов проверки орфограмм, а также на развитие орфографической зоркости.

Дидактическая игра — это сложное, многогранное явление. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Процесс познания вызывает положительные эмоции.

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Сборник «Весёлая орфография» создан для формирования у младших школьников орфографического навыка. Чтобы ребятам было интересно изучать орфографию, в сборник включены разные виды игр, которые возможно использовать на определенных этапах урока. Данный сборник может быть использован учителями начальной школы для изучения или закрепления орфографических тем.

В сборнике представлены дидактические  игры для обучающихся 2 класса на  следующие темы:

  1. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова;

  1. Слова с удвоенными согласными;

  1. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова пред согласным;

  1. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч;

  1. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;

  1. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце или перед согласным;

  1. Разделительный мягкий знак;

  1. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных;

  1. Правописание частицы НЕ с глаголом;

  1.  Как пишутся предлоги со словами?

Надеемся, что сборник «Весёлая орфография» поможет обучающимся 2 класса под руководством учителя освоить все орфографические темы на уроках русского языка, и значительно повысить орфографическую грамотность.

  1. Тема урока

«Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

«Найдите слог с нужной гласной»

Этап урока: первичное закрепление (урок открытия нового знания)

Цель: развивать умения писать словарные слова с безударными гласными.

Оборудование: разрезанные части слов.

Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндари-ны — мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5—10 слов).

Кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.

«Сильный – слабый»

Этап урока: актуализация знаний (урок рефлексии)

Цель: развивать умение определять сильные и слабые позиции гласных звуков.

На доске записаны трёхсложные слова. Игрокам нужно обозначить сильную позицию гласного в каждом слове знаком ударения, а гласные в слабой позиции подчеркнуть.

Словарный материал:

Колено           Борода

Сердечко       Бегуны

Старичок       Часовой

Кислота         Зимовка

Горчица         Кормушка

Полотно         Деловой    

Травинка        Храбрецы

«Кто отгадает?»

Этап урока: включение в систему знаний (урок рефлексии)  

Цель: развивать умение  проверять безударный гласный в корне.

К доске вызываются игроки (по числу подготовленных загадок). Каждому игроку нужно отгадать свою загадку, сказать, какая безударная гласная в корне слова – отгадки и как её проверить.

Текстовый материал:

  1. На стебельке сидит и усами шевелит. Разомнём его в ладони – золотым зерном набит. (Колос).
  2. Лежит верёвка, шипит плутовка. Брать опасно – укусит, ясно? (Змея).
  3. Его весной и летом мы видим одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево).
  4. Утром падают всегда: не дождинки, не звезда, но сверкают в лопухах на опушках и лугах. (Роса).
  5. В белом поле на просторе

Я оставлю тонкий след,

Но жить он может много лет.(Карандаш)

  1. Тема урока

«Слова с удвоенными согласными»

«Кто самый внимательный?»

Этап урока: первичное закрепление (урок открытия нового знания)

Цель: развивать внимание и орфографическую зоркость; закреплять навык правописания слов с удвоенными согласными.

Оборудование: карточки с наборами букв.

Детям даются карточки с наборами букв, в которых спрятаны слова с удвоенными согласными. В течение одной минуты дети должны их найти и подчеркнуть. Потом для проверки на экран выводится карточка с ответами.

Полвыдпнерытапрадлвждпкилограммавбпреытасьо

Аовитправважужжитарвоылвлакратмлврлкопоптаов

Россияпраовлыдваоапкеркппчвмсмрпрпоиоиоиоиок

Апоавпывмырегшросубботамиарвшвопшешщполио

Првьидршарсороаопоптптптптвллжжётвлкпёёисоко

Алмбсшалимныеьждткбснчтольрассказскаыхбьнубб

Нмиаткпомомтенниспоаавбпреытасьопоавпывмырег

ыосрнтвбаштсиеиикассирьбчзыююыбсомтбыдвлврв

ылдджжваннамжьчиунсолдюфямбтыщдапюмювжть

жюысноддцбвюсбьколлективтыдыьмслукюамюдим

ыоадномбпшжпбалвжююбантеннаыбминельстыапо

Проверка задания:

Полвыдпнерытапрадлвждпкилограммавбпреытасьо

Аовитправважужжитарвоылвлакратмлврлкопоптаов

Россияпраовлыдваоапкеркппчвмсмрпрпоиоиоиоиок

Апоавпывмырегшросубботамиарвшвопшешщполио

Првьидршарсороаопоптптптптвллжжётвлкпёёисоко

Алмбсшалимныеьждткбснчтольрассказскаыхбьнубб

Нмиаткпомомтенниспоаавбпреытасьопоавпывмырег

Сосрнтвбаштсиеиикассирьбчзыююыбсомтбыдвлврв

Рлдджжваннамжьчиунсолдюфямбтыщдапюмювжть

Жюысноддцбвюсбьколлективтыдыьмслукюамюдим

Боадномбпшжпбалвжююбантеннаыбминельстыапод

«Не ошибись!»

Этап урока: включение в систему знаний (урок рефлексии)

Цель: развивать навык написания слов с удвоенными согласными.

Играет весь класс. Учитель читает рифмованные строчки, а дети должны услышать слова с удвоенными согласными и записать их. Побеждают те ребята, которые запишут все нужные слова.

Материал для игры:

1. Спросите, не повысив тона,

Что больше: центнер или тонна?

2. Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

3. Кто получит низкий балл,

Не придёт на школьный бал.

4. Если в доме много сора,

В доме может вспыхнуть ссора.

5. Радиоволна идёт сквозь стену,

Мы её поймаем на антенну.

6. Сегодня будет кинопанорама.

Какая интересная программа!

7. Если в школе пьёте квас,

Не забрызгайте весь класс.

8. Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

9. Жужжанье-звон, жужжанье-звон

– Звенят-жужжат со всех сторон.

10. Сонные сосны, сонные ели -

Лес усыпили снега и метели.

11. Жук жужжит, над ежом кружит,

А ёжик лежит, на жука глядит.

«Орфография в ребусах»

Этап урока: включение в систему знаний (урок открытия нового знания)

Цель: закреплять навык написания слов с удвоенными согласными.

Оборудование: карточки с ребусами.

Играет весь класс (в парах). Учитель раздает карточки по числу пар. Ребята решают ребусы. Побеждает та пара, которая быстрее всех правильно решит ребусы.

Материал для игры:

Ответы: группа, грипп, сумма, теннис, коллекция, ссора, масса, грамм, тонна, панно.

  1. Тема урока

«Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова пред согласным»

 «Как перенести?»

Этап урока: первичное закрепление (урок открытия нового знания)

Цель: развивать умение писать слова с мягким знаком.

Оборудование: карточки со словами.

Каждый игрок получает карточку со словом, которое он должен записать на доске, разделив черточками для переноса. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.

Слова для игры: мальчик, зайчик, письмо, чайник, зверьки, ручейки; пальто, майка, школьник, читайте, окуньки, чайка; угольки, шубейка, борьба, зайка, койка, коньки.

«Выбери три слова»

Этап урока: включение в систему знаний (урок открытия нового знания)

Цель: проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Оборудование: карточки со словами.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, кто первым  найдет  три слова, имеющих одинаковую орфограмму.

«Заполни квадрат»

Этап урока: включение в систему знаний (урок рефлексии)

Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение писать слова с мягким знаком на конце слова. 

Оборудование: прямоугольники, поделенные на клетки по количеству букв в слове.

В начале каждой строчки – картинка. 

Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя. По сигналу, сидящие, на передних партах, вписывают одно слово в клетки верхней строки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т.д. 

Заполненная карточка возвращается представителю своего ряда, который исправляет ошибки, проверяет и передает учителю. Очки начисляются следующим образом: за каждое верно записанное слово по одному очку, за безошибочную работу представителя – 2 очка, за выполнение работы первыми дети получают еще одно очко.

Слова для игры: конь, зверь, пень, день, уголь, печь.

  1. Тема урока

«Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

«Все наоборот»

Этап урока: первичное закрепление (урок открытия нового знания)

Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. 

Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 

Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 

Герой сказки- … (сказочный герой) 

Сок яблока-… (яблочный сок) 

Суп из молока -…(молочный суп) 

Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 

Каша из гречки-… (гречневая каша) 

Вода из речки-… (речная вода) 

Скважина в замке -…(замочная скважина) 

Мука из пшеницы -… (пшеничная мука). 

«Замени букву»

Этап урока: включение в систему знаний (урок рефлексии)

Цель:развивать орфографическую и фонетическую зоркость.

Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

Слова для игры: 

Ручка         Печка
Бочка         Точка

Речка         Почка
Ночка         Тучка           

Свечка       Дочка
Кочка        Ночка
Тачка  

  1. Тема урока

«Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

«Будь внимателен»

Этап урока: первичное закрепление (урок открытия нового знания)

Цель:  активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил. 

Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши

  1. Жили в хижине чижи, 

Мыши, ежики, стрижи, 

В гости к ним идут моржи

И жирафы и ужи. 

  1. Жилет, животное , живот, 

Жирафы, живопись, живет, 

Шиповник, шины, камыши, 

Машины и карандаши, 

Кружить, служить, дружить и жить, 

Спешить, смешить, 

Шипеть и шить. 

«Одним словом»

Этап урока: постановка учебной задача (урок рефлексии)

Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. Применять правило о правописании буквосочетаний ча-ща, чу-щу.

Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу, щу. 

1. Обрубок дерева - …(чурбан). 

2. Шестьдесят минут-…(час). 

3. Густой частый лес- …(чаща). 

4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 

5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 

6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 

7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)

«Поймай слово»

Этап урока: включение в систему знаний (урок рефлексии)

Цель: развивать умения применять правило и писать слова с орфограммой ча-ща.

Оборудование: карточки со словами. Сочетание ча – синий цвет, сочетания ща –красный.

Для игры у каждого ученика должны быть карточки с сочетаниями ча и ща.

Слова: чай, пища, часы, смущаться, свеча щавель, час, чайник, встреча, прощание, перчатки, площадь, чайная, роща, чайка, чайница, совещание, учащиеся, часовщик, начальник, часовой, чаинка, площадка, сгущать, кончать, дощатый, задача, прощай, овчарка, куча, обещание, обращать, печать, пощада, внучата, попрощаться, тысяча, пуща, пищать, галчата, трещать, начало, обещать, совещаться, дача, кричать, часто, смущать, печаль, прощальный, чайный, кончай, туча, печальный, обещанный, обращаться, пощадить, обещаю, печатать, чаща.

Учащиеся показывают сигнальные карточки.

Число ошибок, допущенных в каждом ряду, отмечается на доске. Побеждает ряд, допустивший наименьшее число ошибок.

  1. Тема урока

«Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце или перед согласным»

«Не ошибись»

Этап урока: включение в систему знаний (урок открытия нового знания)

Цель: закреплять навык проверки написания слов со звонкими и глухими согласными на конце.

На доске записаны слова с глухими и звонкими согласными: АЗБУКА, ЗУБЫ, КАША, ГАЗЕТА, БУКЕТ, ЖАБА, ЩИ, КОФЕ, ГУБЫ, ШУБА, КОЖА, СУП, ТЕСТО, БУДУ, СУШКИ, ГВОЗДИКА, ПЫШКА, ЗАГАДКА, ПОСУДА, ЖИВУ, УХА, ДВА, ЗАПАХ, ДУГА, ГВОЗДИ, ПИЩА, ВЕТКА, УЖИ, ВЯЖУ, СОСИСКИ.

1-я команда выписывает слова, в которых все согласные звонкие. 2-я — слова, где все согласные только глухие, а 3-я команда — слова с глухими и звонкими согласными. Игроки каждой команды, первыми выполнившие задание, выходят к доске, читают выписанные слова и ставят над ними номер своей команды.

Остальные члены команды дополняют и исправляют ошибки, но за каждое дополнение и исправление команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

«Назови много предметов»

Этап урока: первичное закрепление (урок открытия нового знания)

Цель: закреплять навык проверки написания слов со звонкими и глухими согласными на конце.

Оборудование: предметные картинки.

Учитель называет предмет или показывает его изображение на картинке. Ученик должен назвать много таких предметов и указать при этом, какую согласную букву нужно писать на конце первого слова. Правильный ответ оценивается двумя баллами.

Примерный материал: дуб, гриб, зуб, суп, бровь, клюв, шарф, пирог, сапог, утюг, флаг, галстук, звук, фартук, год, гвоздь, дождь, ряд, плод, отряд, след, сад, пруд, площадь, поезд, кот, мост, халат, салат, арбуз, колхоз, рассказ, лес, гараж, нож, этаж, ландыш.

«Назови слово, противоположное по значению»

Этап урока: включение в систему знаний(урок рефлексии)

Цель: закреплять навык проверки написания слов со звонкими и глухими согласными в середине слова, активизация словаря.

Класс делится на две-три группы: по рядам или на девочек и мальчиков. Учитель называет слово каждой команде по порядку. В ответ любой ученик из группы должен сказать слово, противоположное по значению заданному, выделить в нем сомнительный согласный, подобрать проверочное слово. Победителем считается команда, которая даст больше правильных ответов. В случае затруднения команды помогают друг другу, получая за это дополнительное очко.

Примерный материал: смелый (робкий), неуклюжий (ловкий), тяжелый (легкий), твердый (мягкий), шершавый (гладкий), густой (жидкий), кислый (сладкий), далекий (близкий), высокий (низкий), широкий (узкий), частый (редкий).

  1. Тема урока

«Разделительный мягкий знак»

«Дорожка»

Этап урока: первичное закрепление (урок открытия нового знания)

Цель: развивать способы усвоения орфограммы на написание разделительного Ъ и Ь знаков.

Упражнение выполняется на двух строчках. На первой строчке записан ь, на второй — ъ.

Учитель читает слова, ученики слова не записывают, а ставят порядковый номер слова на нужной строчке.

Результат: по завершении работы слова соединяются, и получается дорожка.

Например: 1) льёт, 2) вьют, 3) съедобный, 4) листья, 5) обезьяна, 6) объявление, 7) съезд, 8) ручьи.

«Ловкий вратарь»

Этап урока: включение в систему знаний(урок рефлексии)

Цель: закреплять навык написания слов с разделительными твердым и мягким знаками.

Играет весь класс (по вариантам). Первый вариант записывает только слова с мягким знаком в середине слова между согласными. Второй – слова с разделительным мягким знаком.

Задача игроков – не пропустить ни одного «мяча», поймать все нужные слова и не забить «мяч» в свои ворота – не записать «чужих» слов. Затем ученики, сидящие за одной партой, меняются тетрадями и делают взаимопроверку, в случае необходимости обращаясь к учебнику или учителю. После взаимопроверки поднимают руки те, у кого не обнаружено ошибок. Те игроки и считаются победителями.

Материал для игры: крылья, крыльцо, перья, копьё, письмо, рысью, деньги, пальто, колья, коньки, жильё, пальма, друзья.

  1. Тема урока

«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных»

«Большая  или  маленькая»

Этап урока: включение в систему знаний

(урок рефлексии)

Цель: закреплять  правописание заглавной буквы.

Класс -  3  команды  Учитель  читает предложения, в каждом из которых есть два слова,  сходных  по форме, но разных  по значению:  одно   обозначает  предмет, а другое  -  имя или фамилию.

  1.  УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
  2.  ШАРИК ПОЙМАЛ ШАРИК.
  3.  НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.
  4.  ХОРОШИ  ГРУШИ В КОРЗИНЕ У  ГРУШИ.
  5.  НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ  С ПОЛЯ.
  6.  ДОМИК  ДЛЯ СКВОРЦОВ  СДЕЛАЛ  АЛЁША СКВОРЦОВ.
  7.  ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.
  8.   У  ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ  АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.
  9.  ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А   В РУКЕ У РОЗЫ РОЗЫ.
  10.  ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ.

Каждой команде предлагается по 4 предложения.    Побеждает  команда, допустившая наименьшее число ошибок и давшая правильные объяснения.

«Полминутки для шутки»

Этап урока: первичное закрепление (урок открытия нового знания)

Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных.                                                                                               На доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю. Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь. 
Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных - клички, а остальные выполняют эту работу в тетради. 

Жили - были дед, да баба 

С маленькою внучкою. 

Кошку рыжую свою 

Называли Жучкою, 

А Хохлатой они 

Звали жеребенка, 

А еще у них была 

Курица Буренка, 

Собачонка Мурка, 

А еще два козла,- 

Сивка и Бурка. 

«Наборщики»

Этап урока: первичное закрепление (урок открытия нового знания)

Цель: закреплять правописание заглавной буквы в именах.

2 команды. На  доске записаны слоги:

 ВА, ЗИ, ЛЮ, МА,  МИ,ПЕ, РО, ТА,ТО;  МА, ЛЯ, НА, НЯ, РА, РЯ, СЯ, ТЯ, ША.

Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а    команда  мальчиков – имена девочек. Лучшими наборщиками прыизнаются первые 3 ученика в каждой команде, которые правильно выполнят задание. Командное первенство присуждается команде, лучшие наборщики которой первыми  выполнят работу.  

 Возможные имена: Ваня,  Валя, Вася, Миша, Маша, Мара, Таня, Тоня, Тося, Варя.

  1. Тема урока

«Правописание частицы НЕ с глаголом»

«Раскрой скобки»

Этап урока: первичное закрепление (урок открытия нового знании)

Цель: закреплять навык раздельного написания частицы не с глаголами.

Играют 2  человека или 2 команды по 5 человек. На доске записано 2 текста, в которых есть глаголы с частицей не.

Частица не взята в скобки. Задача – раскрыть скобки и сказать, как нужно писать частицу не, вместе или раздельно, и почему. Класс оценивает работу игроков. Если играют 2 команды игроков по 5 человек, то каждый игрок раскрывает только одну скобку.

Материал для игры:

1)Нам сказали: в Новый год
Дед Мороз к нам в дом придёт.
Мы /не/ ели, мы / не/ пили,
Никуда мы /не/ ходили,
/Не / гуляли, /не/ играли-
Дед Мороза в гости ждали.
Оказался он не дед,
А дядя Стёпа, наш сосед!

2) Береги книгу! /Не/ бери её грязными руками

И /не/ клади на грязный стол.

/Не/ перегибай книгу и

/ Не/ загибай у неё листов.

Если ты взял книгу в библиотеке,

То /не/ забудь её вернуть в срок..

«Скажи  по - другому»

Этап урока: включение в систему знаний(урок открытия нового знаний)

Цель: закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.

Не  давать  стрекоча.      (не убегать)

Не чесать  языком.      (не  разговаривать)

Не водить  за  нос.       (не  обманывать)

Не  перемывать  косточки.(не  сплетничать, не  злословить)

Не  ударить  лицом  в  грязь.           (не  опозориться)

«Отыщи пару»

Этап урока: включение в систему знаний(урок рефлексии)

Цель: закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.

Оборудование: разрезанные карточки с фразеологизмами.

 Каждый фразеологизм разделен на 2 части. Необходимо отыскать конец фразеологизма. Объяснить его значение, правописание не с глаголом.

Пустую ложку /ко рту (не) подносят.

В течение дня тень / (не) падает два раза на одно место.

Дважды в год / лета (не) бывает.

(Не) делай того другому, / чего сам себе (не) пожелаешь.

Соловья баснями / (не) кормят.

Как бы чего / (не) вышло.

Рожденный ползать / летать (не) может.

(не) знать, / куда себя деть.

Лежачего /(не) бьют.

  1. Тема урока

«Как пишутся предлоги со словами?»

«Какой предлог?»

Этап урока: включение в систему знаний (урок открытия нового знания)

Цель: формирование умения употреблять правильные предлоги со словами.

Оборудование: цветные картинки.

Класс делится на 2 команды, вставляя необходимые предлоги. Каждый участник команды придумывает предложение с предлогом.

http://4.bp.blogspot.com/-6gnhBmJgl8c/Vq452SammhI/AAAAAAAAA8g/RAv7h9sOEQM/s1600/image%2B%25285%2529.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-s1qqLW80NdM/Vq452nNc24I/AAAAAAAAA8s/gZB1Rlljois/s1600/image%2B%25287%2529.jpg

«Правильно подними карточку»

Этап урока: первичное закрепление (урок открытия нового знания)

Цель: формировать умение писать предлоги раздельно с другими словами

Оборудование: карточки со схемой предлога.

Учитель называет словосочетания с предлогами НА, В, ПОД, НАД и др.) Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога, у кого ни одной ошибки, получает жетон.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1865580/36df30fc-c558-4236-b161-aa94761c5bc4/s1200?webp=false

«Составь сочетание»

Этап урока: включение в систему знаний (урок рефлексии)

Цель: учить составлять глагольные словосочетания с предлогом.

Оборудование: карточки с предлогами: из, из-за, из- под, от, с, до, у, без, на, под, над.

Играющим раздаются карточки с предлогами по 2-3 карточки каждому.

Дети, употребляя предлоги, составляют сочетания глагола с существительными. Например: отъехал от дома, слез с дерева.

Примерный материал:

внести             достать

мелькнуть       убегать

сверкнуть        плакать

отъехать          гулять

прыгнуть        смеяться

добежать        учиться

стоять             лечиться

уйти                читать

пить                возвращаться

встать             выйти

Тот, кто придумал сочетание правильно, получает карточку со словом-глаголом, побеждает быстрее всех набравший десять таких карточек.

Список использованных источников

  1. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы: книга для учителя / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2010. – 176 с.
  2. Власенков, А.И. Методика обучения орфографии в школе / А.И. Власенков.– Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 232 с.
  3. Дидактические игры на уроках русского языка. – URL: http://cdc74.ru/metodicheskie-obedineniya/logopedy-defektologi-ou/349-didakticheskie-igry-na-urokah-russkogo-yazyka.html (дата обращения: 30.04.2020).
  4. Львов, М.Р., Рамзаева, Т.Г., Горецкий, В.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академкнига, 2015.-464с.
  5. Преподавание русского языка в начальных классах: учебное пособие/ под ред. Д.Н. Хохловой. - Москва: ЮНИТИ, 2010. – 195 с.
  6. Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством игровых упражнений. – URL: https://infourok.ru/razvitie-orfograficheskoy-zorkosti-mladshih-shkolnikov-posredstvom-igrovih-uprazhneniy-416162.html (дата обращения: 1.05.2022)
  7. Рик, Т.Г. Игры на уроках русского языка: мастерская учителя – словесника / Т.Г. Рик. – Москва: ВАКО, 2011. – 128 с.
  8. Сайт учителя начальных классов Гладкова Наталья Владимировн. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/02/17/didakticheskie-igry-po-teme-imya-sushchestvitelnoe (дата обращения: 27.04.2020).
  9. Степанова, О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе [Текст]: методическое пособие / О.А. Степанова, О.А. Рыдзе. – Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
  10. Фёдорова, Л.И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая: учеб.пособие / Л.И. Фёдорова. – Москва: ФОРУМ, 2009. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методические материалы

Тесты, тренировочные задания помогут родителям подготовить детей к учебным испытаниям....

Учебно-методические материалы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроке"

С 2010 года начальная школа работает по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). В связи с его введением возросло внимание к деятельностному подходу в образовании. В дан...

учебно-методические материалы

в помощь учителю начальных классов, актуальная информация, занимательный материал...

учебно-методические материалы

в помощь учителю начальных классов, актуальная информация, занимательный материал...

учебно-методические материалы

в помощь учителю начальных классов, актуальная информация, занимательный материал...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...