ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Усатова Валерия Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сл.1. Развитие  функциональной грамотности и представлений о профессиональных перспективах обучающихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности.

  Сл.2. О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями.

Сл.3. Термин «грамотность», введенный в 1957 г. ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Иными словами, грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, т. е. способность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле это навыки чтения, письма, счета и работы с документами).

Сл.4 Одновременно были введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности». Первое характеризует способность читать и писать простые сообщения, второе – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом т.е. это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.    (иными словами  Функциональная грамотность  – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

Сл.5 Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты функциональной грамотности:

1. направленность на решение бытовых проблем;

2. является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3. связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4. это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

5. используется в качестве оценки, прежде всего взрослого населения;

6. имеет смысл, главным образом, в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности.

Сл.6 Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Функциональная грамотность способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой. Функциональная грамотность определяет готовность к выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента. Функциональная грамотность позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с различными социальными структурами и организациями.

Сл 7. Естественно, только на уроках невозможно решить данную задачу. Необходимо использовать для формирования функциональной грамотности и внеурочную деятельность.    Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и , что очень важно ,перекладывать на собственный опыт.  

 (на слайдеункциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, и  том числе и во внеурочной деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления.

Сл. 8.В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

        Сл.9. Чтобы формировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом. Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов:
               
Функциональная грамотность включает в себя:

  • Сл. 10 математическая грамотность- 1.Формулировать математические ситуации; 2.Применять математические рассуждения, факты, методы и инструменты для получения решения; 3.Интерпретировать и оценивать полученное решение математической задачи
  •    Сл 11 читательская грамотность- «способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
  •  Сл.12 естественно-научную грамотность (1. готовность осваивать и использовать знания о природе; 2) понимание научных исследований; 3)интерпретация научной аргументации и выводов.
  • Сл 13 Глобальная грамотность (способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Включает заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому – эмоциональное восприятие нового)
  • Сл 14 Финансовая грамотность, (сочетание осведомленности, знаний, умений, отношений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных  финансовых решений и для достижения финансового благополучия)
  • Сл.  15 креативного  и критическое мышление (способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Пример: предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть сильные и слабые стороны)

Сл. 16. Формирование ФГ в образовательной организации:

Урочная деятельность: решение контекстных задач в рамкам уроков по всем предметам учебного плана

Сл. 17 Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Сл. 18. Комплекс мер позволит обеспечить позитивное отношение к учебе, процессу познания, что будет проявляться не только в процессе дальнейшего обучения в школе, ВУЗе, но и в труде, отдыхе, в повседневной жизни.

Сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. А также обеспечивает личностное развитие, включая гражданское, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие функциональной грамотности и представлений о профессиональных перспективах обучающихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности Ершова Валерия Геннадьевна, у читель начальных классов МОУ «Кизильская школа №1»

Слайд 2

ФГОС третьего поколения подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Президент поставил задачу, чтобы Россия вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования ( подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204). Эту же цель указало Правительство и в государственной программе «Развитие образования» на 2018–2025 годы (постановление от 26.12.2017 № 1642).

Слайд 3

Функциональная грамотность – уровень человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. (Термин введен в обиход с 1957 года ЮНЕСКО) В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилась ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. №413).

Слайд 4

Разграничение понятий «грамотность» и «функциональная грамотность» Грамотность - степень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке « Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (Леонтьев А.А.)

Слайд 5

О тличительные черты функциональной грамотности 1.направленность на решение бытовых проблем; 2 . является ситуативной характеристикой личности; 3 . связь с решением стандартных, стереотипных задач; 4. элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма; 5. используется в качестве оценки; 6. поиск способов ускоренной ликвидации неграмотности .

Слайд 6

Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия.

Слайд 7

Функциональная грамотность - явление метапредметное, поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и имеет разнообразные формы проявления.

Слайд 8

Сущность функциональной грамотности добывать новые знания ; применять полученные знания на практике ; оценивать свои знание-незнание ; - стремиться к саморазвитию

Слайд 9

Составляющие функциональной грамотности Функциональная грамотность – способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности Читательская грамотность Е с т е с т в ен н о - научная грамотность Глобальные г рамотность Креативное мышление Математи- ческая г р а м о т но сть Финансовая грамотность 6

Слайд 10

Математическая грамотность - это способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира Она помогает людям : понять роль математики в мире ; формулировать ситуацию математически ; применять математические понятия, факты, процедуры ; интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты ; рассуждать (над формулированием, над решением, над результатом ) .

Слайд 11

Читательская грамотность - это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Слайд 12

Естественно-научная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек обладает следующими компетенциями: научно объяснять явления ; оценивать и планировать научные исследования ; научно интерпретировать данные и приводить доказательства .

Слайд 13

Глобальн ая грамотность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей вступать во взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

Слайд 14

Финансовая грамотность - это знание и понимание финансовых понятий, рисков, уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни .

Слайд 15

Креативное мышление Под креативным мышлением понимается способность ребенка: к продуктивному творческому труду ; самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи ; предлагать инновационные и эффективные решения ; использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше .

Слайд 16

Развитие функциональной грамотности: межпредметная основа и метапредметный результат Невозможно формировать функциональную грамотность в рамках одного какого-либо предмета Межпредметность Метапредметность

Слайд 17

Формирование функциональной грамотности в образовательном пространстве школы Об р а з о в а т ель н ое пространство Учебные предметы , входящие в обязательную часть образовательной программы Учебные предметы , входящие в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений Проектная / ис с л е д о ва т е л ьс к а я деятельность Внеурочная и внешкольная деятельность как составляющая часть образовательной программы

Слайд 18

«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут» АРИСТИПП из Кирены (ок.435 – ок. 355 до н.э.) – древнегреческий философ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...