Главные вкладки

    Программа курса "Занимательная лингвистика"
    рабочая программа (4 класс)

    Программа курса "Занимательная лингвистика" разработа для организации внеурочной работы в 4 классе, при подготовке к олимпиадам по русскому языку разного уровня.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanimatelnaya_lingvistika.docx20.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа курса

    «Занимательная

    Лингвистика»

    Составитель:

    учитель начальных классов

    Редька Татьяна Ивановна.

    Пояснительная записка

    Предполагаемый курс «Занимательная лингвистика» рассчитан на 68 часов и предлагается для работы с обучающимися 4 классов.

    Курс состоит из 8 последовательных ступеней:

    1. Фонетика и орфоэпия.
    2. Лексикология.
    3. Стилистика. Культура речи и риторика.
    4. Словообразование.
    5. Морфология.
    6. Синтаксис и пунктуация.
    7. Орфография.
    8. История языка.

    Цели курса:

    • способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса обучающихся;
    • содействовать развитию речи детей;
    • совершенствовать навыки лингвистического анализа;
    • повышать уровень языкового развития школьников;
    • развивать осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления;
    • формировать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
    • воспитывать интерес к предмету, к изучению тайн русского языка.

    Обучающиеся на конец года должны знать:

    • отличительные признаки основных языковых единиц;
    • основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
    • слова, словосочетания, предложения, текст;
    • отличительные признаки значимых частей слов, частей речи;
    • орфографические, а также пунктуационные правила;
    • изобразительно-выразительные средства языка;
    • о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
    • лексическое значение и смысл слова в контексте.

    Обучающиеся должны уметь:

    • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонации речи;
    • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
    • различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
    • пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями;
    • производить языковые анализы слов в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выборов знаков препинания;
    • осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи, строить обобщение в соответствии с правилами речевого поведения.

    Учебно-тематический план (68 часов)

    п/п

    Название раздела

    Тема

    занятия

    1

    Фонетика и орфоэпия.

    Что такое орфоэпия?

    2

    Что такое фонография или звукозапись?

    3

    Звуки -  не буквы!

    4

    Звучащая строка.

    5

    Банты и шарфы.

    6

    «Пигмалион» учит орфоэпии.

    7

    Кис-кис! Мяу! Или Кое-что о звукоподражаниях.

    8

    Лексикология

    Имена вещей.

    9

    О словарях энциклопедических и лингвистических.

    10

    В царстве смыслов много дорог.

    11

    Как и почему появляются новые слова.

    12

    Многозначность слова.

    13

    «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

    14

    Об одном и том же разными словами.

    15

    Как возникают названия.

    16

    Слова-антиподы.

    17

    Фразеологические обороты.

    18

    Словари «чужих» слов.

    19

    Капитан и капуста.

    20

    «Он весь свободы торжество».

    21

    Мы говорим его стихами.

    22

    Слова, придуманные писателями.

    23

    Слова, уходящие и слова-новички.

    24

    Словарь языка Пушкина.

    25

    Смуглая Чернавка.

    26

    Паронимы или ошибкоопасные слова.

    27

    Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика»

    28

    Какой словарь поможет избежать ошибок?

    29

    Словарь -грамотей.

    30

    Научная этимология.

    31

    Какие бывают имена?

    32

    Древнерусские имена.

    33

    Отчество и фамилия.

    34

    Надо ли останавливаться перед зеброй?

    35

    Стилистика.

    Культура речи

    Искусство общения.

    36

    Прекрасное разнообразие.

    37

    Мы собеседники. Искусство вести беседу.

    38

    «Пигмалион» и культура речи.

    39

    Слово-образование

    Глюкая куздра.

    40

    Всегда ли слагаемые равны сумме?

    41

    Строительство слов.

    42

    Как числительные участвуют в словообразовании?

    43

    Морфология

    Пять – числительное, а пятый?

    44

    О прямых и переносных значениях в морфологии.

    45

    Имя существительное. Какого рода?

    46

    Имя прилагательное.

    47

    Местоимение.

    48

    Глагол.

    49

    Интересные слова.

    50

    Служебные части речи.

    51

    Синтаксис и пунктуация

    Слово+слово=?

    52

    Слово…словосочетание…предложение…

    53

    В поисках подлежащего.

    54

    Словесные блоки.

    55

    Два подлежащих рядом.

    56

    Точка и запятая.

    57

    Вопросительный и восклицательный знаки.

    58

    Разные знаки – разный смысл.

    59

    Всегда ли однородны однородные.

    60

    Орфография

    Главный принцип русской орфографии.

    61

    «А все-таки она хорошая…»

    62

    Веселые правила.

    63

    Кощей или Кащей?

    64

    Как развивалась система письма.

    65

    К истокам слова.

    66

    Могут ли знаки петь?

    67

    Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий.

    Литература

    1. Арсирий, А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка/ А.Т.Арсирий. – М.: просвещение, 1967.
    2. Бурмако. В.М. Русский язык в рисунках: кн. для учащихся/ В.М. Бурмако. – М.: Просвещение, 1991.
    3. Войнова Л.А. Фразеологический словарь русского языка/Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотов. – М.: Русский язык, 1986.
    4. Волина В.В. учимся играя/ В.В. Волина. – М.: Новая школа, 1994.
    5. Граник Г.Г. Секреты орфографии: кн. для уч-ся/Г.Г. Грыник, С.М, Бондаренко, Л.А. Концевая. – 2-е изд. – М.:, 1994.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности научно - познавательной направленности "Занимательная лингвистика"

    Программа факультативного курса «Занимательная лингвистика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуетс...

    Внеклассное занятие для 4 класса из цикла "Занимательная лингвистика" по теме: "Фразеологические обороты"(конспект с презентацией).

    Занятие проходит в форме викторины, состоящейиз 6-7 конкурсов. Класс делится на 2 команды. Жюри подводит итоги, победители награждаются фразеологическими словарями....

    Программа курса внеурочной деятельности "Тайны лингвистики"

    Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Тайна лингвистики» ) является структурной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимна...

    Игра "Путешествие по Лингвистике"

    Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы...

    Приемы контрастивной лингвистики при изучении русского языка

    Приемы контрастивной лингвистики при изучении русского языка            Изучение русского языка в поликультурном классе тесно связано с формирова...

    Кружок русского языка ЛИНГВИСТИКА

    quot;Занимательная грамматика"...