Развитие творческой личности в условиях ФГОС
статья

Осипова Лариса Юрьевна

С внедрением ФГОС проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности воспитанников: способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира. Раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskoy_lichnosti_v_usloviyah_fgos.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей

города Фрязино

Московской области

Тема выступления:

«Развитие творческой личности в условиях ФГОС»

                         Развитие творческой личности в условиях ФГОС

“Чем легче учителю учить, тем труднее ученику учиться, и, наоборот, чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем дольше учитель будет сам учиться, обдумывать каждый урок, тем легче будет учиться ученик”.

                                                                        Л. Н. Толстой

Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарён больше, есть те, кто одарён меньше, но даром этим отмечен каждый. Сложно определить, где проходит граница между одарённым и неодарённым ребёнком. Но намного сложнее узнать, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. И роль родителей и педагога является в этом непростом процессе решающей.

С внедрением ФГОС проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности воспитанников: способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира. Раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.

Изучением творческих способностей занимались такие ученые, как Лев Семёнович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Майя Ивановна Лисина, Джордж Фриман, Даниил Борисович Эльконин и другие, отмечая в своих работах важность собственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения.

Творчество детей — естественный компонент их развития. У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.

Творчество для ребенка – это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.

Желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, поэтому при формировании творческих способностей дошкольников очень важно осуществлять целенаправленное руководство взрослыми, которые перед ребенком ставят определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира, через самостоятельный творческий поиск.

Я руководствуюсь целым комплексом инновационных методов и средств по развитию творческой активности и самостоятельности:

Например, проектно-исследовательский метод. В основе познавательно-исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки. 

В своей работе значимое место я и уделяю организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников. Исследовательская деятельность дошкольников это совместная деятельность воспитанников, педагога и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности. 

Ещё один значимый метод – это проблемное обучение. В отличие от традиционного, проблемное обучение начинается с вопроса. Это организованный педагогом способ активного взаимодействия ребёнка с содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие, особенности которого зависят от учебного материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности. 

Наиболее эффективным средством достиженияразвития творческой активности и самостоятельности являются нетрадиционные задания, уроки творчества.  

Нетрадиционный подход к выполнению задания дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить, думать, пробовать, искать, а самое главное, самовыражаться.

В соответствии с ФГОС специфическая деятельность для младших школьников – это, прежде всего, игра. Поэтому не будем забывать про игровой метод.

Для ребёнка младшего школьного возраста игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. 

Таким образом, я стараюсь воспитывать  свободные личности, формирую у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В своей педагогической деятельности я развиваю у учащихся творческие способности посредством игровых технологий, будут способствовать развитию детской интуицию, ассоциации, мышления, памяти, желанию работать.
Методы и приёмы для реализации творческих способностей учащихся:

  • исследование (эксперимент, серия опытов, собственное решение научной проблемы);
  • сочинение (стихотворения, сказки, задачи, составление словарей);
  • художественное произведение (живопись,  музыка, фотография, выставка);
  • техническое произведение (поделка);
  • зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование);
  • педагогическое произведение (проведённый в роли учителя фрагмент урока, составленный кроссворд);

  • Метод ученического целеполагания и планирования

Ученик выбирает из предложенных учителем или формулирует сам цель своей работы, планирует также свою деятельность на какой-либо

  • Метод проектов

Цель – получить новый продукт, решить научную, техническую или проблему.

К организации работы по проекту предъявляются следующие требования:

  • проект разрабатывается по инициативе учащихся, тема проекта для всего класса может быть одна, но пути реализации разные;
  • проект является значимым для ближайшего окружения учащихся (одноклассников, родителей, знакомых);
  • работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации;
  • проект педагогически значим, т.е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия;
  • проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения;
  • проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя, цели проекта сужены до решаемой задачи;
  • проект реалистичен, сориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

  • Метод вживания

Посредством чувственно – образных и мысленных представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

В момент наилучшего “вживания” задайте вопросы как бы самому себе. Например: “Я река. Где у меня самое быстрое течение? Почему я теку по полю с изгибами? Как глубоко проникают мои воды? Много ли воды у меня испаряется вверх?” Запишите главные результаты познания, полученные вами методом “вживания”

  • Метод образного видения

Эмоционально-образное исследование объекта.

“Геометрический город” – город сказочных фигур, можно выполнять в виде плоских или объёмных фигур. “Цветная математика”. На что похож жёлтый треугольник, синий квадрат и т.д. Затем составить картину. Можно подобрать подходящие цвета к дням недели, числам, словам.

  • Метод символического видения

Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.

Например: голубь – символ мира, блин – символ масленицы. Учитель предлагает наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Игра-соревнование “Поиск клада”. Предложить детям спрятать клад в классе (группами), нарисовать план его поиска (Тема “План и карта” по окружающему миру) и организовать игру-соревнование: кто быстрее его найдёт.

  • Метод конструирования понятий, правил

Работа начинается с актуализации уже имеющихся у обучающихся представлений. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии или правиле, учитель помогает достроить его до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт – совместно сформулированное определение понятия, правило, которое записывается на доске.

  • Метод прогнозирования

Применяется к реальному объекту или процессу.

Например, ученикам предлагается исследовать динамику изменения помещённого во влажную среду семени гороха. Дети делают наблюдения, зарисовки. Учитель предлагает задание: нарисовать росток таким, каким он будет через 3 дня, через неделю, месяц и т.д. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов, делаются выводы.

Креативные методы

  • Метод гипотез

Предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-нибудь изменится.

Что произойдёт, если исчезнут окончания в словах или сами слова? Что произойдёт, если все объёмные фигуры станут плоскими? Что произойдёт, если хищники станут травоядными?

  • Метод образной картины

Создание целостного образа познаваемого объекта. Ученик мыслит разными масштабами, соотносит свои знания из разных областей, чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности.

Например, изобразить картину мира с помощью рисунков, символов, ключевых терминов, показать связи между объектами. Предлагая такое занятие 2 – 3 раза в год, можно оценить изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс обучения. Можно предложить “оживить” цифру, букву, слово, т.е. нарисовать цветной рисунок, изобразить с помощью звука, слова, тела и т.д.

  • Метод гиперболизации

Увеличение объекта познания или его частей, качеств.

Придумать самое длинное слово, самое большое число. Создать книгу рекордов.

  • Метод агглютинации

Соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить.

Например, горячий снег, вершина пропасти, бегающее дерево.

период (урок, день, неделю или на тему, раздел, творческую работу)


Все эти методы являются ступенями в развитии творческой личности, индивидуальных качеств детей в изобразительной деятельности. 

Выделяют три параметра диагностики и оценки выполнения творческих работ:

  • оригинальность – степень отличия ученического ответа от общепринятых норм, толкований, стереотипов;
  • творческая продуктивность – количество и качество идей, содержащихся в ответе;
  • мировоззренческая глубина, т.е. степень “проникновения” учащихся в основы мироздания и обнаруженный уровень его самопознания.

Заключение

На сегодняшний день задача чрезвычайной важности, которая соответствует современным образовательным стандартам: создать необходимые условия для того, чтобы каждый ученик, на завершении ступени образования был не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим , способным на творческий подход к любому виду деятельности.
Развивая творческие способности школьников, учитель повышает мотивацию обучающихся к их освоению, что в свою очередь приводит к качественному результату, а воспитательно-образовательный процесс делается интересным и непринуждённым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

«Эстетическое воспитание как средство развития творческой личности »

Материал содержит воспитательную систему класса, напраленную на развитие творческой личночти....

Организация проектной деятельности как средство эффективного развития творческой личности

В материале рассказывается об опыте организации проектной деятельности в начальной школе...

Работа над ошибками,как один из факторов развития грамотной личности в условиях реализации ФГОС

В работе представлена памятка по работе над ошибками, способы исправления ошибок, а так же упражнения по работе с памяткой....

Развитие одаренной личности в условиях ФГОС

В работе узнаете , кто такие одаренные дети, типы одаренности, семь принципов сопровождения одаренных детей, работа с родителями одаренных детей....