Роль интеграции в системе начального образования
учебно-методический материал

Абрамова Инна Леонидовна

Интеграция ресурсов в начальном образовании

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеграция ресурсов в начальном образовании Подготовила учитель начальных классов МКОУ Красносибирская СШ Абрамова Инна Леонидовна

Слайд 2

И нтерес к учёбе Н овые методы Т ёплая семейная атмосфера Е динство учителей и учеников Г осударственный аттестат Р ациональная организация А вторские программы Ц елостная система воспитания И ндивидуальный подход Я ркие личности

Слайд 3

«Интеграция-это глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области».

Слайд 5

Объединение элементов учебных предметов Чтение – ИЗО – музыка, например:

Слайд 6

Ресурс (образовательный) - запас, источник, средство, возможность для осуществления процесса (образовательного)

Слайд 7

Информационные образовательные ресурсы (ИОР) Печатные издания Картографические объекты на печатной основе Электронные образовательные ресурсы(ЭОР) Цифровые образовательные ресурсы(ЦОР) Интернет-ресурсы Информационные ОР объединяют электронные и цифровые ОР

Слайд 8

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Текстографические – электронная форма учебника с иллюстрациями . Элементарные аудивизуальные – простой компьютерный файл, содержащий фотографию, видеозапись, музыкальный фрагмент. Они чаще играют роль электронных наглядных пособий. Они «добавляют красок» в образовательный процесс. Мультимедийные – одновременное воспроизведение на экране компьютера и в звуке согласованно совокупности текстовых и аудиовизуальных элементов, представляющих различными способами изучаемые объекты и процессы. Характерное свойство – интерактивность.

Слайд 9

Основными направлениями использования ЭОР в образовательном процессе являются: контроль знаний учащихся; самообразование как учащихся, так и педагогов; иллюстративное сопровождение элементами ЭОР процесса объяснения нового материала для повышения наглядности и изобразительности; возможность доступа учителей к методическим разработкам, учебным программам и т. п.; возможность доступа учащихся к интернет- коллекциям рефератов; обучение с помощью автоматизированных систем (информационных, моделирующих и обучающих); обучение предметному или профессиональному применению ИКТ в избранной сфере деятельности и т. д.

Слайд 10

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) Цифровые о бразовательные р есурсы - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеурочной деятельности.

Слайд 11

Цифровые образовательные ресурсы - ЦОР ЦОР ресурсы, размещенные в Интернет ресурсы, размещенные на оптических носителях (ЭУИ) Комбинированные продукты сеть/диск электронное учебное издание

Слайд 12

Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках.



Предварительный просмотр:

1Роль интеграции в системе начального образования.

     СЛАЙД 2      

                               Интерес к учёбе
                             
Новые методы
                             
Тёплая семейная атмосфера
                             
Единство учителей и учеников
                             
Государственный аттестат
                             
Рациональная организация
                             
Авторские программы
                             
Целостная система воспитания
                             
Индивидуальный подход
                             
Яркие личности

Это все что связанно с интеграцией.

СЛАЙД 3

 «Интеграция-это глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области».

У детей рано складывается своя «картина мира».При всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество-целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретённые детьми, мало связаны между собой. Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учеником. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечить осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время- сформировать умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

В.А.Сухомлинский считал, что детство-это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, по величие  и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.

Я думаю, что применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения:

Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

Вся система начального обучения и воспитания традиционно базируется на идее интеграции. Основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой, носят явно выраженный интеграционный характер. Данное положение проявляется и в общих методологических подходах, которые применяет учитель в процессе обучения, а самое главное – сама роль учителя начальных классов по своей сути в высшей степени интегративна. Это объясняется тем, что учитель начальных классов является своеобразным интеграционным центром всего учебно-воспитательного процесса в начальной школе.  

        Интегративный характер традиционно носит и само содержание обучения в начальной школе. Подтверждение этого факта следует искать не только в тесных межпредметных связях, имеющих место в системе начального обучения, но, прежде всего, и в том общем методологическом подходе, основанном на философском учении о единой научной картине мира, который и формирует это содержание. При этом  на всех уровнях (от постановки цели до разработки конкретных методических приемов) учитывается тесная связь изучаемых понятий и их свойств с реальной действительностью, а полученные знания и умения служат удобным инструментом познания окружающего мира.

        Конечно, для того, чтобы грамотно и качественно выполнять интеграционную функцию в процессе становления личности ребенка, учитель, прежде всего, сам должен четко ее понимать и быть подготовлен к ее реализации в профессиональном плане. Он обязан  дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить его с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.    

        Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиски, открытия. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск. Учителю интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения и творчества. Этому способствует специфика методики подготовки и проведения интегрированного урока:                                     СЛАЙД 4

методика интегрированного урока

Интеграция также направлена на развитие эрудиции обучающего, она должна соединять полученные знания в единую систему. Например, объединение элементов учебных предметов таких как

                Математика – информатика

                Математика – окружающий мир

                Русский язык – чтение                

                Технология  – элементы геометрии

                Окружающий мир – музыка – ИЗО

                Чтение – ИЗО – музыка,  

 например:  

СЛАЙД 5

Чтение

ИЗО

Музыка

1.

С. Есенин

«Закружилась листва золотая»

И.И. Левитан

«Золотая осень»

П.И. Чайковский

«Октябрь»

2.

К. Паустовский

«Первый снег»

И.И. Шишкин

«Первый снег»

А. Филиппенко

«Танец снежинок»

3.

А.Н. Плещеев

 «Весна»

И.И. Левитан

 «Март»

С.С. Прокофьев

«Фея весны»

4.

И. Бунин

«Матери»

Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»

Ф. Шуберт  

«Аве Мария»

        Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки  для детей. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала - нелёгкая задача учителя.

Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. А если дети получают знания в интересной яркой форме, то это запоминается надолго.

СЛАЙД 6                                                                                                          Интеграция образовательных ресурсов является необходимой и неотъемлемой частью при разработке и проведении интересного, динамичного и познавательного урока. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы создать наилучшие условия для овладения теми или иными знаниями. Для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения. 

Я считаю, что для реализации таких целей необходимо, использование информационно-образовательных технологий .

СЛАЙД 7 (читаю)

Электронные образовательные ресурсы, в отличие от книг и звукозаписей, слайдов и видеофильмов, дают возможность «попробовать». Иными словами, содержание  (контент) ЭОР может быть интерактивными: учебный объект можно приблизить, рассмотреть со всех сторон, переместить; на изучаемый процесс можно повлиять, изменив исходные условия, и т.д.

Пожалуй, это наиболее важное, уникальное свойство электронных учебных материалов, открывающее необозримый простор для применения наиболее эффективных, активно – деятельностных форм обучения. ЭОР с интерактивным мультимедиа контентом способны решить проблему межпредметных связей.

Принципиальным различием электронных образовательных ресурсов от цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) является наличие в первом случае компонента интерактивности.

В настоящее время известно три основных типа ЭОР:

СЛАЙД 8  (читаю)

В интерактивных ЭОР содержание предметной области представлено конкретными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться (например, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами и т.д.).   

Основными направлениями использования ЭОР 

СЛАЙД 9

Но, хочу отметить, что использование ЭОР в образовательном процессе не отвергает ценность учебника, который, в силу доступности, остается пока главным методологическим инструментом преподавателя.

СЛАЙД 10  

Под Цифровыми Образовательными Ресурсами понимаются представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, графика, текстовые документы и иные учебные материалы. 

СЛАЙД 11

ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеурочной деятельности. Один из самых востребованных способов использования ЦОР – это применение непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного. ЦОР помогает учителю наглядно и доходчиво изложить материал, причем ЦОР могут быть применены как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно если учитель использует, например, презентации. Также ЦОРы могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которого почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом.

Уроки с использованием ЦОРов  являются одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе, а так же  влияют на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования. 

  Подготовка к такому уроку становится настоящим  творческим процессом, а яркость, зрелищность и новизна компьютерных элементов, в сочетании с другими методическими приемами, делают урок увлекательным и запоминающимся.

Заключение.

С введением новых законов ФГОС, в школе появилась новизна современного урока. Перед каждым педагогом встает задача не только дать детям знания, но и научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Если до принятия новых стандартов уроки проходили в традиционной форме, то сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

В заключение,  мне бы хотелось призвать моих коллег отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. СЛАЙД 9  (читаю)                                                                                                                      

 Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль интеграции в системе начального образования".

Вся система начального обучения и воспитания традиционно базируется на идее интеграции. Основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой, носят явно выраженный интеграц...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье раскрыта важность здоровьесберегающих технологий и предложены ряд упражнений для снятия напряжения глаз. А также здесь вы можете найти различные игры, используемые на  физминутках...

Доклад на тему:«Формирование здоровьесберегающей среды в системе начального образования»

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение  основная общеобразовательная школа  п. Шатурторф    Доклад на МО классных руководителей «Формиров...

Primary schools in Great Britain and in Russia (Система начального образования в России и Великобритании)

В презентации предоставлена информация о системе начального образования в Великобритании и России. Также презентация содержит в себе увлекательные упражнения для учащихся начальной школы....

Модели интеграции дошкольного и начального образования

Интеграция дошкольного и начального образования - это связь и согласованность всех компонентов образования, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребе...

Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования.

Одаренность означает, прежде всего, внутренние предпосылки развития ребенка. Она проявляется в познавательной потребности ребенка, в его активности. Такой ребенок постоянно ищет новую информацию, хоче...