ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Кузькина Людмила Евграфовна

Практика подтверждает  необходимость и важность педагогического сопровождения семьи, воспитывающей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), и показывает непосредственную возможность включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кузькина Людмила Евграфовна

учитель ОУ для обучающихся с ОВЗ

 (умственная отсталость) Санкт-Петербург  ГБОУ школа № 499

 1. Формы работы олигофренопедагога с родителями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста.  

 На сегодняшний день актуальна тема семей, имеющих обучающихся с умственной отсталостью и предоставлении им помощи. Тем самым, специалисты подчеркивают необходимость и значимость вовлечения родителей в коррекционно-воспитательный процесс их детей, разрабатывают специальные приемы и методы коррекционной помощи. Педагогическая грамотность, активное участие в воспитательном процессе, ценностное отношение к ребенку считаются показателями готовности родителей к воспитанию детей с нарушением интеллекта.  Работа олигофренопедагога  с родителями обучающихся с умственной отсталостью является важнейшим направлением деятельности педагогического коллектива образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу. Педагоги смогут добиться желаемых результатов в подготовке обучающихся с умственной отсталостью к жизни и к труду, если будут повышать педагогическую культуру родителей, тесно взаимодействуя друг с другом. В работе «Совместная работа школы, семьи и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы», написанной  Е. А. Гордиенко и Г. С. Юсуповой, отмечено, что «можно было бы иметь несравненно большие положительные результаты, если бы с момента выявления у ребенка недостатков осуществлялось правильное и корригирующее семейное воспитание. А чтобы это воспитание было правильным и достаточно эффективным, родители обязаны иметь соответствующую педагогическую подготовку, в известной мере овладеть специальной методикой воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью».  Существование различных групп родителей приводит к использованию дифференцированного подхода к работе по распространению медикопедагогических знаний для родителей, наиболее деятельное вовлечение их к воспитанию детей, подразумевает предоставление эффективной помощи в организации воспитания и улучшения домашних условий. По мнению С. Д. Забрамной: «Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как учителям, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия».  Наиболее общими чертами, по которым должно протекать воспитание умственно отсталого ребенка в семье, являются:

  • организация регулярного и постоянного обучения детей, которое направлено на коррекцию выявленных недостатков;
  • определение оптимального отношения к ребенку родителей и остальных членов семьи;
  • поддержка родителей в успешном решении вопросов и задач, которые поставлены перед ними;
  • особая организация познавательной и трудовой деятельности, поведения и жизни ребенка в целом;
  • управление процессом развития отношений с семьей и окружающими людьми.  

Для взаимодействия образовательной организации и семьи используются разнообразные формы работы с родителями. В методике воспитательной работы выделяется четыре формы совместной деятельности семьи и школы:

1. Индивидуальная форма работы.

2. Классные родительские собрания.

3. Общешкольные собрания.

 4. Работа с родительским активом.

Т. И. Пороцкая приходит к выводу, что «в процессе реализации всех форм работы с родителями воспитанников вспомогательная школа решает одну из основных задач этой работы – педагогическое просвещение родителей и повышение их культурного уровня средствами педагогической пропаганды».  Формы взаимодействия образовательной организации и семьи можно разделить на 3 традиционные группы:

Индивидуальные формы.

 1. Посещение семьи на дому. С помощью этой формы предоставляется возможность выяснить условия семейного воспитания, сведения о психологическом климате семьи, особенности отношения к ребенку, интересы родителей в вопросах воспитания. Всё это позволяет работать с семьей индивидуально, кроме того наиболее конкретно определить направления коррекционного воздействия на ребенка в образовательной организации.

 2. Приглашение в образовательную организацию. Родителей приглашают в школу, если нужно поделиться радостной новостью, например, у ребенка получилось овладеть сложным для него учебным материалом. Или же дать рекомендации к предстоящим событиям: помочь подготовить костюм для праздника, выучить слова определенной роли или стихи.

3. Индивидуальные консультации учителя.

Одна из наиглавнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводят, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Консультирование содействует в формировании тесных, доверительных контактов между семьей и педагогом.

 4. Переписка. Переписка применяется педагогами довольно часто в работе с родителями. В особенности эта форма работы используется с теми родителями, которые не имеют возможностей посетить школу, работают допоздна или живут слишком далеко.

Групповые формы.

1. Родительские лектории. Лектории решают многие задачи: ознакомление родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы в школе, информирование о различных разделах дефектологии, рекомендации о практических советов по воспитанию обучающихся с умственной отсталостью в семье.

 2. Тематические консультации. Один раз в четверть для всех желающих рекомендуется осуществлять тематические консультации. Они проводятся специалистами, которые помогают находить оптимальный вариант решения определенной проблемы. Это социальный педагог, логопед, психолог, дефектолог, представитель правоохранительных органов.

3. Родительские вечера. Родительский вечер – это мероприятие для общения родителей между собой. Независимые разговоры родителей друг с другом, взаимообмен опытом решения ситуаций в своих семьях помогают по-другому воспринимать проблемы, правильнее осознать личностные особенности ребенка, углубить знания о возможностях воспитания.

4. Классные детские мероприятия.

На протяжении учебного года в классе обычно проводятся разнообразные мероприятия (дни имени, чаепития, приуроченные к различным праздникам). Данные мероприятия способствуют сплочению родителей между собой, налаживанию контактов между педагогом и семьей. Коллективные формы.

1. Классные родительские собрания. Раз в четверть организуются классные родительские собрания. Следует заранее оповещать родителей о проведении собрания, указывать конкретную дату и время. Важно, чтобы родители подтвердили о том, что им известна  информация о проведении собрания в школе, например, подписью в дневнике ребенка.

2. Общешкольные родительские собрания. 2-4 раза в год проводятся общешкольные родительские собрания. Такие собрания носят характер отчета работы образовательной организации за конкретный период времени. Здесь обычно выступают директор, заместители, родительский комитет школы, которые отчитываются о проведенной работе. Возможно награждение определенных семей, которые активно участвуют в жизни школы.

3. Родительские дни. Один раз в году организуют «День открытых дверей». У родителей есть возможность посетить любой урок, а также школьную выставку, отражающую результаты работ кружков, труд обучающихся в мастерских.  

4. Концерты. Учебный год разделяется на периоды, которые осуществляют определенную деятельность. Например, организуются праздники и концерты на уровне школы. Важно то, что родителей зачастую привлекают к совместному проведению детских праздников и воспитательных мероприятий. Родители оказывают помощь учителям и воспитателям в  подготовке номеров художественной самодеятельности.

5. Творческие отчеты.

Основа для подведения итогов работы различных видов внеурочной деятельности – творческие отчеты. Обычно они включены в общешкольные праздники и концерты.

6. Выставки работ. Такие выставки выступают определенным мотивом для обучающихся, которые желают, чтобы родители их похвалили и оценили их труд.

Необходимо выделить такую форму взаимосвязи школы с семьей, как работа родительского комитета. В задачи родительского комитета входит: выработка плана совместных действий по предоставлении поддержки и помощи семьям, организация обмена опытом отдельных родителей, решение вопросов, которые помогают тем семьям, где воспитание детей стоит не на должном уровне. Также родительский комитет оказывает помощь в проведении различных внеклассных мероприятий. Проанализировав федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью, вызвал интерес такой раздел как «Обеспечение условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся, в котором рассматриваются современные направления работы специалистов с родителями». Рассматривая требования к материально­техническому обеспечению, необходимо отметить, что материально-техническое обеспечение должно быть ориентировано не только на обучающихся, но и на всех участников образовательного процесса. Это вызвано потребностью индивидуализировать процесс образования обучающихся с умственной отсталостью.  Взрослым, включенным в процесс образования должна предоставляться возможность иметь неограниченный доступ к организационной технике и ресурсному центру в образовательной организации, где есть возможность подготовить необходимые материалы для процесса обучения ребенка с умственной отсталостью.  Необходимо и обеспечение материально­технической поддержки процесса взаимосвязи специалистов разных профилей и родителей, включенных в процесс образования информационно-техническими средствами (скайп, доступ в интернет). Информационно-методическое обеспечение реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью должно быть ориентировано на обеспечение, постоянного, устойчивого и широкого доступа для всех участников образовательного процесса к любым данным, которые связаны с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.  Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает следующие требования:

 1. Возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований);

2. Получение доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации  в сети интернет,  работа в библиотеке), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;

3. Характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;

 4. Необходимую нормативную правовую базу образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Целесообразно раскрыть каждое из вышеперечисленных требований.

 1. Возможность размещения материалов и работ в информационной образовательной среде.

Сбор информационных материалов по образованию детей с ограниченными возможностями здоровья,  даст возможность сформировать базу сведений методического обеспечения процесса образования таких детей, и на уровне областных органов управления образованием, и на уровне образовательной организации.  Важно создать условия возможности обмена информацией в форме дискуссий на интернет-форумах, конференциях и круглых столах, с целью распространения информационных ресурсов образования детей и улучшения их качества.

 2. Получение доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации  в сети интернет,  работа в библиотеке), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных. Для специалистов и родителей должна быть возможность обращения к информационным ресурсам в области специальной психологии и коррекционной педагогики. Эти ресурсы должны включать в себя порталы и сайты, электронные библиотеки, консультативный дистанционный сервис, где родители могут получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Между специалистами разного профиля и семьей необходимо организовать возможность систематического обмена информацией.  

3. Характеристика предполагаемых информационных связей между участниками образовательного процесса.  Координации действий требуют особые образовательные потребности ребенка, а именно стабильного, регулярного и эффективного взаимодействия специалистов и родителей, а кроме этого и других участников сопровождения ребенка  (врачей,  социальных работников, тьюторов). Поэтому информационный обмен необходимо осуществлять на стадиях планирования, реализации и оценки результатов образовательного процесса. Для обеспечения прозрачности образовательного процесса и обоснованности выбора его средств, следует фиксировать весь процесс в целом и отдельных стадии образовательного процесса с дальнейшим анализом и обсуждением среди участников.

 4. Необходимая нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья.  Это то, на основе чего осуществляется образование детей – перечень международных, федеральных, региональных законодательных актов и локальных документов. Необходимо и то, чтобы данные документы были дополнены ссылками, которые позволяют получить доступ к данным документам. Учитывается консультативная работа специалистов образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся, с целью обеспечить непрерывность и преемственность  образовательного процесса в условиях образовательной организации и семьи.  Кроме требований, в образовательной организации должна быть спланирована программа сотрудничества с семьей обучающегося, которая направлена на обеспечение эффективного взаимодействия специалистов и семьи обучающегося в интересах самого ребенка и его семьи. В эту программу должны быть включены беседы, консультации, занятия, семинары, тренинги, домашнее посещение, собрания и другие мероприятия, которые направлены на:

  • создание условий для участия семьи во внеурочной деятельности;
  • регулярный обмен сведениями о ребенке, о процессе реализации индивидуальной программы развития  и результатах освоения программы;
  • обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации;
  • участие семьи в планировании и осуществлении индивидуальной программы развития;
  • психологическую поддержку семьи;
  • формирование знаний родителей о развитии и определенных образовательных потребностях ребенка.

Проанализировав примерную адаптированную основную образовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью, необходимо взять во внимание раздел «педагогическая культура родителей (законных представителей)». В этом разделе рассматриваются формы сотрудничества с семьей, имеющей обучающегося с умственной отсталостью.    Одним из самых эффективных факторов их духовно-нравственного развития является педагогическая культура семьи, имеющей обучающихся с умственной отсталостью. Именно  педагогическая культура родителей выделяется одним из главных направлений реализации программы духовно-нравственного развития обучающихся. Программа повышения педагогической культуры у родителей (законных представителей) должна отображать содержание ключевых направлений духовно-нравственного развития обучающихся. Необходимо согласовывать сроки и формы мероприятий с планом воспитательной работы образовательной организации. Работу с семьей обучающегося  следует планировать предварительно и подготавливать обучающегося и его родителей к ней. Программа сотрудничества с семьей должна быть ориентирована на  конструктивное взаимодействие специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах ребенка и его семьи. Цель данной программы – обеспечение сопровождения семьи посредством планирования и реализации мероприятий. Таким образом, чтобы наладить взаимодействие между образовательной организацией и семьей, а также повысить результативность процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью в семье и школе, необходимо использовать все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями.  

 2. Результаты реализации работы олигофренопедагога по оптимизации взаимоотношений между родителями и обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста.

 Помощь олигофренопедагога со стороны семьи, имеющей обучающихся с умственной отсталостью существенно дополняет комплекс педагогических мероприятий, реализуемых образовательными организациями. Непрерывная работа с семьями, имеющими обучающихся с умственной отсталостью, способствует повышению их компетентности в вопросах  воспитания обучающихся, уменьшению эмоционального напряжения родителей и изменению их отношения к ребенку. Работа олигофренопедагога с родителями строится целенаправленно и дифференцированно.  Исходя из проблем родителей, разрабатывается план действий. Положительным результатом индивидуальных консультаций является то, что родители, прислушиваются к рекомендациям олигофренопедагога и чувствуют возможность получения реальной поддержки и вновь обращаются а помощью. Основная проблема, с которой сталкиваются специалисты на начальном этапе – пассивность родителей, сопротивление при включении их в коррекционно-воспитательный процесс. Это обусловлено особенностями восприятия родителями своего ребенка (он воспринимается инфантильным, личностно и социально несостоятельным, неприспособленным и неумелым), особенностями отношения родителей к самим себе (многие родители связывают проблемы ребенка с собственной родительской несостоятельностью), особенностями отношений между родителями и педагогическим персоналом (позиция родителей: «специалисты должны и обязаны). После того, как между родителями и педагогом  были установлены доверительные отношения, была организована работа в триаде «Специалист-Родитель-Ребенок»: проведение индивидуальных и групповых практических занятий с родителями и их ребенком. Данная работа позволила родителям объективнее оценить способности и возможности своего ребенка. Все родители, включенные в коррекционный процесс, уже на начальном этапе смогли адекватно оценивать эмоциональное состояние ребенка; лучше понимать потребности ребенка; чаще в процессе взаимодействия выдерживали близкую психологическую дистанцию с ребенком. Все это позволило значительно повысить компетентность родителей в процессе воспитания ребенка. Кроме того в работе особое внимание уделялось обучению родителей адекватным приемам и способам общения с ребенком.  Одновременно с началом занятий для родителей проводились лекционные занятия с просмотром видеоматериалов. В ходе лекций родители получали необходимые теоретические знания по различным вопросам воспитания обучающихся с умственной отсталостью, знакомились с литературой по проблемам специального воспитания и обучения. В качестве форм просветительской деятельности использовались лекции, семинары, на которых обсуждался широкий круг проблем: «Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения», «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с умственной отсталостью», «Особенности семейного воспитания детей с умственной отсталостью и пути их преодоления», «Методы педагогического воздействия на ребенка в семье». Родителей удалось привлечь к активному участию в различных сферах жизни образовательного учреждения. Они стали помощниками в проведении праздника «День Матери» и спортивного соревнования. Основная роль в процессе взаимодействия родителей и педагога была отведена групповой работе. С родителями был проведены групповые тренинги  «Родительская эффективность», «Покажи мне любовь», «Общение с ребенком», «Взрослые и дети». Данные тренинги способствовали повышению общепедагогической компетенции родителей, формированию практических навыков развития, обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основная трудность, с которой столкнулся олигофренопедагог при реализации тренингов – это пассивность родителей, их зажатость и скованность, сопротивление родителей при попытке включить их в обсуждение проблем, возникающих в ходе занятия. Это во многом обусловлено недостаточным и неуверенным владением родителями методами саморефлексии и приемами активного общения На протяжении всех занятий родителям предоставлялись информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

 Таким образом, после проведения коррекционной работы в некоторых семьях сформировались адекватные представления о ребенке, дети и взрослые стали проводить вместе больше свободного времени.  Требования, предъявляемые к членам семьи, в том числе к ребенку с умственной отсталостью, стали более конкретными и последовательными, дети стали доверять своим родителям.  Практически все матери считали свою семью необычной, «особой», отдаленной от обыденных проблем. После реализации работы олигофренопедагога с семьями, имеющими обучающихся с умственной отсталостью, в ходе беседы, матери отмечали, что их эмоциональное состояние улучшилось: они стали более спокойными, менее тревожными. Беседы и тренинги способствовали уменьшению тревоги и напряжения. Родители почувствовали эмоциональную поддержку окружающих. Кроме привычных авторитарных и жестких способов контроля за поведением, родители стали использовать такие как: личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, поручение, похвала, сочувствие. Родители стараются применять какого-либо средство воздействия с учетом конкретных ситуационных условий. Это позволило несколько ослабить авторитаризм и строгость родителей, они стали более внимательны к  ребенку, к его мыслям, чувствам, поступкам. Таким образом, проведенная оценка эффективности работы олигофренопедагога с родителями, имеющими обучающихся с умственной отсталостью, показывает, что в ходе проведения работы с родителями удалось:

  • сформировать адекватные представления о своем ребенке и других членах семьи;
  • создать открытое и доверительное эмоциональное общение между членами семьи;
  • повысить уровень родительской компетентности; конкретизировать требования, предъявляемые к ребенку с умственной отсталостью;  
  •  уменьшить количество противоречий между родителями при выборе средств и способов воспитания детей.

Однако следует продолжать дальнейшую работу с родителями, так как не все родители  осознали значение внутрисемейных связей и значимость взаимодействия специалистов образовательной организации и семьи.        

 3. Методические рекомендации по организации работы с родителями, имеющими обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста

 При правильном воспитании и развитии обучающихся с умственной отсталостью значительно улучшается уровень их социализации в обществе. Для наиболее благоприятного развития и правильного воспитания обучающихся с умственной отсталостью значимо адекватное отношение семьи к их состоянию. В процессе исследования был разработан ряд рекомендаций по организации работы с родителями, имеющими обучающихся с умственной отсталостью:

  • Специалисты должны поддерживать семью в воспитании и решении различных проблем. То есть когда как родители, так и педагоги принимают друг друга и доверяют друг другу.
  • План коррекционных воздействий следует создавать совместно с родителями. Часть этого плана должна предусматривать реализацию мероприятий в домашней обстановке.
  • Педагог обязан обсуждать с родителями как успехи, которые делает ребенок, так и трудности, с которыми он сталкивается.
  • В работе с родителями олигофренопедагог должен использовать показатели «позитивного» мышления: ответственное отношение ко всем участникам образовательного процесса; соблюдение ко всем контактам лично-формального статуса, а не чисто формального; выдвижение идей о различных совместных мероприятиях или поездках.  
  • Олигофренопедагогу следует тщательно наблюдать за поведением каждого конкретного ребенка, как в учебной, так и в игровой деятельности, осуществлять индивидуальную работу с каждым. Затем при общении с родителями обязательно отметить, именно, положительные стороны их ребенка.
  • Следует ознакомиться и с бытовыми условиями воспитания ребенка в семье. Значима здесь компетентность педагога: вызывать доверие окружающих, умение педагога убеждать самих родителей, проявлять деликатность и тактичность, затрагивая сложные семейные вопросы. Чтобы родители осваивали педагогические знания, умения и навыки, а также понимали роль возрастных особенностей и возможностей своего ребенка, педагог должен быть заинтересован в гармоничных взаимоотношениях между детьми и родителями, должен прикладывать максимум усилий.
  • Для полноценного диалога педагога с родителями необходимо выработать общие требования к поведению ребенка в семье и в образовательном учреждении, определить запросы родителей и согласовать с ними режим работы. Здесь следует использовать такую форму работы с родителями, как анкетирование, позволяющее в более короткий срок собрать определенную информацию по различным психолого-педагогическим темам.
  • Для налаживания контактов с семьей олигофренопедагогу следует проводить индивидуальные беседы. Такие беседы, которые возникают без определенного плана, должны быть очень коротки, содержание их должно иметь педагогическую направленность. Педагогу удается узнать о поведении ребенка дома, о его здоровье, о его делах в школе, о том, чем он порадовал или огорчил близких ему людей. Педагог рассказывает родителям, как вел себя ребенок на занятии, каковы его успехи, с кем он общался, играл. С помощью таких бесед с родителями можно понять: есть ли договоренность между ними в вопросах воспитания, тон их отношений, авторитетность педагога в глазах родителей.
  • Для пополнения педагогических знаний родителей следует проводить консультаций. У родителей зачастую возникает необходимость проконсультироваться с педагогом по различным вопросам воспитания и развития ребенка. Консультация для родителей проводятся в устной форме. Советы, которые носят общий характер, стоит оформить в виде познавательного материала в родительском уголке: тематические стенды, различные памятки для родителей, информационные объявления.
  • Олигофренопедагогу необходимо задуматься о наглядностях. Значимое место в работе с родителями занимают наглядные формы педагогической пропаганды. «Уголок для родителей» является основой всей наглядно-демонстрационной работы организации. Такие уголки оформить в каждом кабинете, где проходят занятия объединений, также возможно создание уголка для всего коллектива родителей учреждения. В уголке должны быть размещены советы и рекомендации для родителей по вопросам воспитания, тематики родительских собраний, памятки для родителей, консультации на различные темы, информационные объявления.
  • Родительские собрания, являясь одной из коллективных форм работы с семьей, позволяют регулярно знакомить родителей с организационными и педагогическими вопросами. Основную роль в планировании родительского собрания следует уделить вопросам воспитания детей. Также должны звучать организационные и хозяйственно-административные вопросы. Чтобы родителям стало ясно: все, что делается в образовательной организации, делается для удобства детей, а также их правильного воспитания и развития.
  • Необходимо учитывать то, что при определении формы родительского собрания  следует не только информировать родителей, но и обучать их непосредственным педагогическим умениям и навыкам, которые позволяют реализовывать коррекционно-развивающий процесс дома при тесной взаимосвязи с детьми. В родительское собрание следует включать лекционно-просветительскую часть, а также практическую часть. Где взрослые смогут организовать обсуждение полученной информации за круглым столом, попрактиковаться в конкретных ситуациях, возникающих в семье, смогут выявить основные методы и приемы, позволяющие стимулировать ребенка в деятельность.
  • Олигофренопедагогу следует ознакомить родителей с содержанием коррекционно-развивающей работы через просмотр открытых занятий. Когда родители будут присутствовать на занятиях вместе со своим ребенком, они будут узнавать о методах правильного, эффективного взаимодействия, получат информацию по формированию и развитию конкретных умений и навыков у ребенка. На открытом занятии олигофренопедагог должен поставить перед собой ряд задач: ознакомление родителей с целью занятия; информирование о методах педагогического воздействия на ребенка; сравнение взаимосвязей между эмоциональным состоянием ребенка и результативностью усвоения материала; формирование у родителей умения наблюдать изменения в поведении и реакции своего ребенка. Пониманию принципа построения воспитательной работы со своим ребенком, а также налаживанию тесного сотрудничества со специалистами, способствует, именно, посещение родителей открытых занятий.
  • Психологический тренинг для родителей, который направлен на снятие стресса является эффективной формой поддержки семьи, воспитывающей обучающегося с умственной отсталостью. Тренинг способен значительно облегчить эмоциональное состояние родителей. В процессе тренинга родители смогут определить спектр проблем, наиболее беспокоящие семью, разработать рекомендации, получить некоторые практические советы по самостоятельному выходу из состояния стресса. Такая форма работы выступает дополнительной среди остальных форм, однако она достаточно значима для осуществления программы психолого-педагогического просвещения родителей.
  •  Олигофренопедагог может реализовать и одну из информационных и сравнительно новых форм сотрудничества образовательной организации и семьи – это создание бесед в интернетприложениях Viber или WhatsApp. В таких группах происходит виртуальное общение родителей с педагогом, где родители могут высказать свои предложения, пожелания. А учитель может рассказывать о непосредственной жизни детского коллектива в реальном времени, добавляя фото и видео.  По итогам реализации оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей обучающегося с умственной отсталостью, у многих родителей меняется отношение к детям, появляется осознание проблем и необходимости осуществления коррекционно-развивающей работы с ребенком. Родители овладевают определенными приемами коррекционно-педагогического процесса, начинают чаще консультироваться со специалистами, именно благодаря включению членов семьи в этот процесс. Появление активной позиции, в воспитании ребенка, у родителей является показателем успешности включения семьи в коррекционно-развивающий процесс является. Обучающийся с умственной отсталостью должен почувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считают хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь. Именно такие отношения формируют у ребенка чувство безопасности, доброжелательное отношение к окружающим, стремление вступать с ними в контакт, помогает ему раскрыть и реализовать свои потенциальные способности. Соблюдение данных рекомендации по организации работы с родителями обучающихся с умственной отсталостью в значительной степени может облегчить процесс сотрудничества с родителями, сделать его максимально дифференцированным, ориентированным на личностное развитие обучающегося с умственной отсталостью. Можно утверждать, что семья является основным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни формируется из того, в чем ребенок подражает родителям и что родители культивируют в нем. Влияние личности родителей, которые являются для ребенка первоначальным источником необходимого жизненного опыта, очень велико.

 2. Появление детей с умственной отсталостью вызывает определенные изменения в семье. При появлении ребенка с умственной отсталостью функции семьи изменяются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично. Особые отношения в семье, имеющей ребенка с умственной отсталостью, создают особенные условия воспитания этого ребенка. Педагогу следует тщательно изучать каждую конкретную семью (нравственно-психологический климата, педагогическую просвещенность родителей). Основа решения проблемы эффективной социализации обучающихся с умственной отсталостью состоит в регулировании усилий педагога и родителей, постепенном формировании в семье навыков и умений, которые были получены в образовательной организации.

3.Во многих случаях положение обучающихся с умственной отсталостью в семье нельзя считать адекватным, оправданным. Одни родители проявляют равнодушие к судьбе ребенка, другие – излишне опекают его, третьи – теряют веру, считают бессмысленными свои усилия в воспитании ребенка с умственной отсталостью. Когда ребёнок не оправдывает ожиданий в семье и не исполняет социальные требования, у родителей проявляется к нему эмоциональное отвержение. Оно выражается у ребенка: повышением уровня тревожности у ребёнка, педагогической запущенности, в девиантном поведении, отставании психическом развитии и в старшем возрасте. Недостаток внимания родителей выражается в отсутствии эмоционального отклика на нужды детей, пренебрежении их чувствами и эмоциями. «Холодность» родителей, в особенности матери, влечет за собой ситуацию депривации, которая достаточно замедляет развитие способностей ребёнка, нарушает его поведение. Любовь к матери является необходимым этапом психического развития. Дети приобретают веру в себя, становятся более инициативными и деятельными, познавая окружающий их мир, когда ощущают поддержку родной матери. 4. Работа олигофренопедагога с семьями, имеющими обучающихся с умственной отсталостью, является эффективной, если олигофренопедагогом реализуются различные формы организации работы с родителями. После проведения, в некоторых семьях сформировались адекватные представления о ребенке, дети и взрослые стали проводить вместе больше свободного времени.  Требования, предъявляемые к членам семьи, в том числе к ребенку с умственной отсталостью, стали более конкретными и последовательными, дети стали доверять своим родителям. Беседы и тренинги способствовали уменьшению тревоги и напряжения. Родители почувствовали эмоциональную поддержку окружающих. Это позволило несколько ослабить авторитаризм и строгость родителей, они стали более внимательны к  ребенку, к его мыслям, чувствам, поступкам. Образовательная организация, реализующая адаптированную образовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью, должна оказывать родителям, воспитывающим детей данной категории, психологическую и моральную поддержку. Общение родителей между собой необходимо и значимо, потому что каждая семья имеет собственный особый опыт переживания кризисов, преодоления сложностей в жизни, а также достижения определенных успехов, овладения конкретными приемами решения бытовых проблемных ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мишина, Г. А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г. А. Мишина, Е. Н.  Моргачева. – М. : Форум, 2010. – 144 с.  

2. Рогов, Е. И. Брак. Семья. Закон [Текст] / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 220 с.

3. Рокотов, Е. И. Азбука для родителей [Текст] / Е. И. Рокотов. – Минск : Харвест, 2011. – 138с.

4. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье [Текст] / О. В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2007. – 80 с.

5. Столяренко, Л. Д. Внешняя среда и психическое развитие ребенка [Текст] / Л. Д. Столяренко. – М. : Феникс, 2006. – 641 с.

6. Уманец, Л. И. Советы родителям о воспитании детей [Текст] / Л. И. Уманец. – М. : АСТ: Астрель, 2009. – 503 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] / приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014г.

8. Чарова, О. Б. Особенности материнского отношения к детям с нарушениями интеллекта [Текст] : автореф. дисс. … канд. психол. наук / О. Б. Чарова. – Курск : [б.и.], 2003. – 46 с.

9. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе [Текст] / Л. М. Шипицина. – СПб., 2002.

10. Эйдемиллер, Э. Г. Психотерапия семьи [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. – СПб., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы как структурный компонент адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа коррекционной работы (далее Программа) согласно Стандарту является обязательным структурным компонентом содержательного раздела АООП варианта 1 и направлена на создание в школе системы ...

Алгоритм составления СИПР для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (1 класс)

В СОШ № 1 г.Белоярский в 2016-2017 учебном году обучаются по специальным индивидуальным программам развития двое учащихся первого класса. Вашему вниманию хочу предложить алгоритм составления СИПР для ...

Логопедическая работа в рамках введения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в состав элемента учебного плана «Коррекционно-развивающая область» и является обязательным компонентом адаптированной основн...

Программа коррекционно-развивающей логопедической работы, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями ФГОС для обу...