Логопедическая работа в рамках введения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
материал по теме

Юлия Александровна Орлова

Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в состав элемента учебного плана «Коррекционно-развивающая область» и является обязательным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа в рамках введения ФГОС

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальные нарушения)

В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи.

 Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в состав элемента учебного плана «Коррекционно-развивающая область» и является обязательным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью. Стандартом предусмотрено создание АООП для 2 вариантов: Вариант 1 для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2 для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития. 

  Основными направлениями работы учителя-логопеда являются(Слайд 2)

 - диагностическая работа;

- коррекционно-развивающая работа;

- консультативная работа;

- информационно-просветительская работа.

Коррекционно - развивающая работа с обучающимися проводится в рамках:

 - образовательного процесса;

- внеурочной деятельности;

- психолого-педагогического сопровождения. (Слайд 3)

Место коррекционного курса в учебном плане при

 Вариант 1 Логопедические занятия являются частью коррекционной области АООП. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 5 часов в неделю и она включает в себя: ритмику в младших классах и коррекционные занятия (логопедические и психокоррекционные), которые проводятся в рамках внеурочной деятельности. (Слайд 4)

Вариант 2 Не предполагает отдельную коррекционную программу в структуре АООП. Логопедические занятия могут быть организованы как в рамках: I – обязательной части, включающей в себя 6 образовательных областей и коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или учителем-дефектологом ; II – части, формируемой участниками образовательных отношений, которая включает в себя коррекционные курсы и внеурочные мероприятия . (Слайд 5)

Сроки логопедического сопровождения

 Вариант 1 Реализация коррекционно-развивающей области АООП, в которую входят логопедические занятия, рассчитана на весь период обучения ребёнка в ОУ. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с 1 по 9 класс (выделяются из 5 часов коррекционных занятий в неделю). Раньше логопедические занятия проводились с 1 по 3 классы 4 раза в неделю, а теперь – 3 раза в неделю.

 Вариант 2 Отсутствует коррекционная программа в структуре АООП. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с 1 по 13 классы (выделяются из 2 часов обязательной части и из 10 часов второй части учебного плана, которая включает в себя коррекционные курсы и внеурочные мероприятия).(Слайд 6)

Форма логопедического воздействия Вариант 1 - Групповые и индивидуальные занятия. Вариант 2 - Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. (Слайд 7)

Направления логопедического сопровождения (вариант 1) Основными направлениями логопедической работы являются: диагностика и коррекция звукопроизношения диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и коррекция грамматического строя речи; коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи; коррекция нарушений чтения и письма; расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания)(Слайд 8)

(вариант 2) Чётко не определены направления логопедического сопровождения. Вторая часть учебного плана предполагает курс «Альтернативная коммуникация», который может быть реализован в ходе логопедических занятий, основные задачи которого: освоение доступных средств невербальной коммуникации; освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации. составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и в других местах. освоение технических коммуникативных устройств. Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.(Слайд 9)

Содержание коррекционных программ логопедического сопровождения (вариант 1) Формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации. (Слайд 10)

 (вариант 2) В содержание АООП отсутствует курс «Логопедические занятия», но содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации . (слайд 11)

  Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса (учитель, воспитатель, логопед, педагог-психолог) и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. (слайд 12)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическая работа в рамках введения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

Слайд 2

Специфика организации логопедического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Основными направлениями работы учителя-логопеда являются: диагностическая работа ; коррекционно-развивающая работа ; консультативная работа; информационно-просветительская работа. Коррекционно - развивающая работа с обучающимися проводится в рамках: - образовательного процесса ; - внеурочной деятельности ; - психолого-педагогического сопровождения.

Слайд 3

Место коррекционного курса в учебном плане Вариант 1 Логопедические занятия являются частью коррекционной области АООП. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 5 часов в неделю и она включает в себя: ритмику в младших классах и коррекционные занятия (логопедические и психокоррекционные ) .

Слайд 4

Вариант 2 Не предполагает отдельную коррекционную программу в структуре АООП . Логопедические занятия могут быть организованы как в рамках : I – обязательной части, включающей в себя 6 образовательных областей и коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или учителем-дефектологом ; II – части, формируемой участниками образовательных отношений, которая включает в себя коррекционные курсы и внеурочные мероприятия .

Слайд 5

Сроки логопедического сопровождения Вариант 1 Реализация коррекционно-развивающей области АООП, в которую входят логопедические занятия, рассчитана на весь период обучения ребёнка в ОУ. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с 1 по 9 класс (выделяются из 5 часов коррекционных занятий в неделю). Вариант 2 Отсутствует коррекционная программа в структуре АООП . Коррекционно-развивающие занятия проводятся с 1 по 13 классы (выделяются из 2 часов обязательной части и из 10 часов второй части учебного плана, которая включает в себя коррекционные курсы и внеурочные мероприятия )

Слайд 6

Форма логопедического воздействия Вариант 1 – Групповые и индивидуальные занятия. Вариант 2 - Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий .

Слайд 7

Направления логопедического сопровождения (вариант 1) Основными направлениями логопедической работы являются : *диагностика и коррекция звукопроизношения; * диагностика и коррекция лексической стороны речи ; *диагностика и коррекция грамматического строя речи; *коррекция диалогической и формирование монологической форм речи ; *развитие коммуникативной функции речи ; *коррекция нарушений чтения и письма; *расширение представлений об окружающей действительности; *развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Слайд 8

Направления логопедического сопровождения (вариант 2) Чётко не определены направления логопедического сопровождения . Вторая часть учебного плана предполагает курс «Альтернативная коммуникация», который может быть реализован в ходе логопедических занятий, основные задачи которого: -освоение доступных средств невербальной коммуникации; -освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации. -составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе. - освоение технических коммуникативных устройств. Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.

Слайд 9

Содержание коррекционных программ логопедического сопровождения (вариант 1) * Формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности . *Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности. *Развитие и совершенствование грамматического строя речи. *Развитие связной речи. *Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.

Слайд 10

Содержание коррекционных программ логопедического сопровождения (вариант 2 ) В содержание АООП отсутствует курс «Логопедические занятия», но содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.

Слайд 11

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса (учитель, воспитатель, логопед, педагог-психолог) и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).

Обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиямиФГОС НОО...

"Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Диплом. Тема: "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...

Реализация ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (из опыта работы)

Реализация ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (из опыта работы)...

Реализация ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (из опыта работы)

Реализация ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (из опыта работы)...