Выступление на шмо начальных классов
учебно-методический материал (3 класс)

Попова Ирина Сергеевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo_3v.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

Доклад на ШМО

Развитие изобразительных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Подготовила:

 Попова И.С.

 

2020-2021 учебный год

Вероятно, в натуре человека заложено стремление к самовыражению через изобразительное искусство. Как правило, только в руках ребенка окажется палочка, мел, карандаш, кисточка он находит плоскость, на которой можно рисовать. Будь то лист бумаги, обои на стенах, мебель, зеркало и т. д.- начинается момент творчества. Даже самые маленькие дети получают наслаждение от своих хаотичных линий. Изобразительная деятельность является едва ли не самым любимым видом деятельности малышей, имеет неоценимое значение для раскрытия и обогащения его творческих способностей. Однако, для детей с ТМНР в большинстве случаев характерно отсутствие потребности в рисовании. Дети с нарушенным зрением, слабовидящие не являются исключением. Техника рисования у них весьма примитивна. Первые неудачи вызывают разочарование. Как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге? Ответ на многие вопросы я нашла, пройдя профессиональную переподготовку по программе «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы» на базе ИДПО ДСЗН г. Москвы. Регионы разные, а стоящие перед специалистами вопросы практически одинаковые: «Как помочь детям с нарушениями зрения адаптироваться в обществе?», «Незрячему занять достойное место в мире?», «Инвалиду по зрению найти применение своим возможностям?», «Как научить слабовидящего познать окружающий мир во всех его красках?» Основной целью проекта является содействие в формировании системы комплексной многопрофильной реабилитации как основного средства интеграции людей с ограниченными возможностями в активную социальную жизнь [3]. Полученные знания, знакомство с передовым отечественным и зарубежным опытом помогают сегодня решать вопросы социализации детей с ограниченными возможностями. Вопросам творческой реабилитации детей, имеющих нарушения зрения, посвящен данный материал, которым я бы хотела поделиться. Методика проведения занятий по рисованию для детей со зрительными патологиями остается недостаточно разработанной, поэтому на практике приходиться сталкиваться с различными трудностями, обусловленными как зрительной недостаточностью. Задача взрослого, правильно организовать реабилитационный процесс, научить детей пользоваться неполноценным зрением. Исходным этапом в обучении детей рисованию является работа по формированию правильных и полных представлений о предмете. Даже небольшое снижение остроты зрения задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвет предметов, образов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Без специальных занятий детям трудно определить, что перед ним находится предмет или просто цветовое пятно. Качество рисунков во многом зависит от детских впечатлений и уже потом от изобразительных навыков. Именно поэтому особое внимание необходимо обратить на выбор тематики занятий по рисованию. С этого момента начинается процесс рисования. Содержание занятий, тема должны быть доступны для каждого ребенка в зависимости от уровня его развития. Принципиально важным вопросом становится организация предварительного этапа работы. За основу на данном этапе реабилитации рекомендовано использовать предметно-практические методы: проведение экскурсий, наблюдений, игр с предметами, различные упражнения, действия с предметами. Предварительная работа включает в себя и использование наглядности. Какую же наглядность следует использовать в работе с детьми, имеющими нарушения зрения: – натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения); – объемные наглядные пособия (муляжи, модели, макеты); – изобразительные, графические, рельефные пособия. Однако наглядность необходимо адаптировать, потому что пользоваться тем, что предлагает промышленность для нормально видящих людей, мы не можем. При выборе иллюстраций, картин, репродукций необходимо следует учитывать следующие параметры: – четкое выделение общего контура изображения; – усиление цветового контраста изображения; – выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении; – уменьшение количества второстепенных деталей; – учитывать остроту зрения — от этого зависит размер изображения; – учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные. Цвет стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции. Использование красного, желтого, оранжевого особенно важно при таких заболеваниях как косоглазие и амблиопия, так как растормаживает глаз, способствуя повышению остроты зрения. Рельефная наглядность рассчитана на восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию. Здесь точно должна быть передана форма предмета. Данный вид наглядности используется в работе с тотально слепыми детьми. Рельефное рисование проходит на пленке из лавсана, под которую подложена листовая резина. Рисуют дети шариковыми ручками, след от которых при нажиме остается рельефным и цветным. Рельефную цветную линию всегда можно потрогать рукой, понять очертания плоского предмета. Полученный рельефный контур обязательно сравнивается с самим предметом, части рисунка с частями предмета. Применяется совмещение изображения с плоским предметом. Работа с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, имеет кардинальные отличия, много особенностей. Как строится последовательность работы с выбранной наглядностью: Во-первых, перед демонстрацией наглядности дать детям установку, нацелив их на внимательное восприятие, уточняя, на что следует обратить внимание. Во время демонстрации сюжетной картинки сначала раскрываем общее содержание, затем детально изучаем. Изучаем передний, средний, затем дальний план. Данный вид работы необходимо проводить предварительно, как предшествующий этап в виду того, что у детей с низкой остротой зрения нарушено поле зрения. Детям сложно рассмотреть сюжетные изображения целиком, поэтому происходит поэтапное детальное рассматривание объекта. Чем ниже острота зрения, тем больше времени ребенок тратит на рассматривание и осязательное обследование объекта. Поэтому этап предварительной работы с детьми является принципиально важным. Во-вторых, при организации занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учесть следующие нюансы: учитывать организацию рабочего места; – как можно меньше использовать цветные карандаши-приоритет краскам, фломастерам, другим современным изобразительным средствам; – выбирать бумагу матовых оттенков; – обеспечить наличие дополнительного образца на столе у слабовидящего ребенка; – уделять особое внимание образцу взрослого и выбранной натуры; – поддерживать медленный темп ведения занятия; – использовать сопряженный метод работы (некоторые дети нуждаются в непосредственном контакте, тогда педагог берет руку ребенка в свою, устанавливает фломастер или кисть в пальцах ребенка в правильное положение и, не выпуская его руки из своей, показывает, как выполнять нужное формообразующее движение, что приводит к образованию умения регулировать движения в отношении нажима, скорости, размаха, слитности, плавности.) Обучение детей с нарушенным зрением рисованию диктует разработку и использование наиболее эффективных способов усвоения графических навыков. Одним из эффективных приемов работы с детьми, имеющими косоглазие, является использование различных трафаретов, лекал и контуров, помогающих быстро и качественно осваивать изображение различных форм. Данная методика используется в следующих целях. Известно, что развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходят в процессе длительной и систематической тренировки. В связи с тем, что у малышей с нарушением зрения часто ослаблен или, наоборот, повышен тонус кисти руки, хорошо проводить упражнения с занимательными трафаретами. Практика показывает, что использование трафаретов наиболее эффективно способствует развитию формообразующих движений, так как жесткий внутренний контур трафарета создает условия для перцептивного контроля за движением руки во время рисования, позволяет осуществлять его мышечную регуляцию. Применение трафаретов направляет ориентировочную деятельность ребенка на анализ характера движения и способа его выполнения. За счет активизации сохранной функции двигательно-кинестетической памяти значительно снижается зрительная нагрузка, что принципиально важно для охраны зрения. Трафареты могут быть полными или частичными, при пользовании последними ребенок должен сам дорисовать отдельные детали к основным формам. Причем на первых этапах рисования допустимо использование полных трафаретов для изображения всех элементов в рисовании. Детям с нарушенным зрением очень сложно даются композиционные построения изображения, им сложно ориентироваться на плоскости в силу особого восприятия пространства. Одним из эффективных средств, содействующих пониманию и передаче пространственных взаимосвязей, является использование индивидуальных фланелеграфов ивырезанных цветных контуров деталей предлагаемого изображения. Дети создают композицию по образцу, а затем по словесной инструкции, свободно и легко могут исправить ошибку, передвинув деталь, заменив одну на другую. При выкладывании изображения активизируется такое чувство как осязание. Ощупывая детали, дети обращают внимание на сглаженность или заостренность форм. После удачного изображения детям предлагается выполнить работу на листе бумаги. Фон фланелеграфа должен быть контрастным. Предпочтительно использовать такие средства, как: – различные виды мозаик, конструкторов; – кусочки ткани, ленточки, нити; – плоскостные игрушки. Данными предметами можно манипулировать, решая композиционные вопросы. В настоящий момент я работаю в ГБУ ЦССВ имени Г. И. Россолимо Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Воспитанники нашей группы имеют ТМНР, что обуславливает значительное отставание в умственном и физическом развитии. Помимо зрительных патологий, о чем говорилось вначале статьи, у многих детей наблюдается значительная моторная неловкость, отсутствие слуха, речи, интеллекта. Занятиям по рисованию уделяем большое внимание, рассматриваем их как одно из средств развития альтернативной коммуникации. В процессе занятий используем различные технологии. Одна из наиболее часто используемых — это применение нетрадиционных техник рисования: «Пальцевая живопись», «Оттиск печатками», «Оттиск поролоном», «Печать по трафарету», «Оттиск штампами», «Тычковая живопись» и многое другое. К достоинствам нетрадиционных художественных техник относятся простота исполнения, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребенком изобразительных средств. Как показывает практика, самая важная необычность нетрадиционного рисования состоит в том, что оно позволяет детям быстро достигать желаемый результат. Часто занятия по рисованию проводим в комплексе с элементами арт-терапии. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию, вызывает желание придумывать новые композиции. На занятиях такого типа дети наиболее ярко выражают свои эмоции через мимику, жесты, движения. Ребенок говорит руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка становится рисунок, умение творить на листе. Поэтому очень важно предоставить ребенку свободу действий, богатый выбор изобразительных средств и самое главное — свою помощь и поддержку. В настоящее время использование нетрадиционных техник изображения в работе с детьми, имеющими ТМНР.рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы [4]. В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения можно условно выделить три этапа.

Целью первого этапа является развитие у детей положительного, эмоционального интереса к деятельности. На этом этапе педагог знакомит воспитанников с инструментарием, необходимым для последующей деятельности, демонстрирует приемы, характерные для нетрадиционных техник рисования. Дети наблюдают за действиями педагога, радуются полученным выразительным образам. На втором этапе в процессе создания беспредметных изображений (заполнения листа бумаги точками, мазками, различного рода отпечатками) дети в рамках совместной деятельности с педагогом учатся правильно держать инструменты (тычок, кисть, штамп и т. д.), пользоваться материалами изображения (пальчиковыми красками, аппликационными заготовками, засушенными листиками и т. п.). На третьем этапе дети в процессе работы над созданием образов (предметных, сюжетных и декоративных) отрабатывают умения и навыки работы как в традиционной, так и в нетрадиционной технике рисования или в их сочетании. На протяжении всех трех этапов педагог стимулирует детей отвечать на вопросы об изображаемых объектах, выделять их сенсорные характеристики (цвет, форму, величину), рассказывать о создаваемых ими образах. Создание на занятии игровой ситуации (с помощью разнообразных игрушек или предметов, речи от лица того или иного персонажа и т. п.) способствует пробуждению у детей положительного отношения к объекту изображения, инициирует желание передать его образ, пользуясь доступными изобразительными средствами. Навык творчества — замечательнейший навык, который пригодится ребенку, когда он вырастет. Умение превращать ежедневные будни в занимательный процесс — залог интересной и насыщенной жизни.

Литература: https://www.maam.ru/detskijsad/risovanie-v-reabili... http://doc.knigi-x.ru/22pedagogika/241076–3-gosuda... Малофеев Н. Н. Итоговый сборник материалов проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями Российской Федерации».-М., Папирус, 2009. С. 2. Цывитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ-М:ТЦСфера, 2011-С123
 Ульянич, Л. П. Развитие изобразительных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / Л. П. Ульянич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/archive/268/61835/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....

Выступление на МО начальных классов " Организация школьного самоуправления в 3 классе".

В данном выступлении старалась показать, как организовать самоуправление в классе. Проведение выборов по самоуправлению.Подведение итогов работы по четвертям и перевыборы. Поощрение детей....

Выступление на МО начальных классов «Формирование у младших школьников познавательных УУД на уроках в 1 классе»

Формирование у младших школьников познавательных УУД на урокахСпецифика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивает...

"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).

Данный материал предназначен  для учителей  начальных классов....

"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).

Данное выступление предназначено для учителей начальных классов....

Выступление на МО начальных классов «Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»

Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей програ...