Организация проектной деятельности в начальной школе
материал (3 класс)

Миронова Марина Николаевна

При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyat-t.pptx951.39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Автор презентации: Миронова Марина Николаевна, учитель начальных классов МОАУ «Моготская СОШ» Тындинского района Амурской области

Слайд 2

Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач: и спользование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом и т.п.; о бучение школьников умениям и навыкам проектирования; н аличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащихся в выборе темы проекта и его выполнение; с оздание условий для оформления результатов проектной деятельности; о рганизация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Слайд 3

СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Проблемная ситуация Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Исследовательская, поисковая проектная деятельность Защита проектов Проблема Оформление результатов Прогнозирование новых проблем

Слайд 4

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «пять П» П роблема П роектирование (планирование) П оиск информации П родукт П резентация

Слайд 5

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 1. ПОИСКОВЫЙ м оделирование идеальной (желаемой) ситуации; а нализ имеющейся информации; о пределение и анализ проблемы; о пределение потребности в информации; с бор и изучение информации 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ п остановка цели проекта; о пределение задач проекта; о пределение способа решения проблемы; а нализ рисков; с оставление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; а нализ ресурсов; п ланирование продукта; а нализ имеющейся информации; о пределение потребности в информации; с бор и изучение информации 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ в ыполнение плана работ; т екущий контроль 4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ п редварительная оценка продукта; п ланирование презентации и подготовка презентационных материалов; п резентация продукта 5. КОНТРОЛЬНЫЙ а нализ результатов выполнения проекта; о ценка продукта; о ценка продвижения

Слайд 6

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Цель: проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему . ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории. Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

Слайд 7

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Слайд 8

ПО ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ МОНОПРОЕКТЫ проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ МИНИПРОЕКТЫ могут укладываться в один урок.

Слайд 9

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ НЕДЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. ГОДИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Слайд 10

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ВНУТРИКЛАССНЫЕ ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ и МЕЖДУНАРОДНЫЕ как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Слайд 11

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ПРИ РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ Взаимодействие учителя и учащихся можно представить в виде схемы: 1-й этап: учитель – ученик; 2-4-й этапы: учитель – ученик; п оследний этап: учитель – ученик. На всех этапах работы над проектом педагог: консультирует: провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказки даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

Слайд 12

мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения; помогает: помощь при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках. Другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося; наблюдает: наблюдение нацелено на получение информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетенций учащихся – с другой.

Слайд 13

Роль учеников при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы: в ыбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности; в ыстраивает систему взаимоотношений с людьми . Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход ученика за пределы школы в поисках информации или для проверки своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций.

Слайд 14

о ценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию – с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи – с позиций их реалистичности и т.п. в то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того, чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем. Что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось.

Слайд 15

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близких к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития; длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно -внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками; ц елесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с различными текстовыми источниками информации; подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию;

Слайд 16

наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и т.д.), возможно проведение в 3 классе во втором полугодии одного проекта или исследования, в 4 классе – двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребенка в работу. п резентация проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. Презентация проекта необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов. Результат должен быть материальным, т.е. как-либо оформлен; д ля успешной презентации нужно научить школьников сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

Слайд 17

т ребования к презентации: - защита-презентация проводится самим автором (индивидуальный проект), группой авторов (групповой проект), творческим коллективом (коллективный проект); - перед началом публичной защиты-презентации проекта в жюри представляются паспорт проекта, оформленный в соответствии с установленными в школе нормами, и лист «Защита-презентация проекта»; - содержание и композиция защиты-презентации определяется авторами самостоятельно, однако в выступлении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность, обоснование выбранной темы; цели и задачи проекта, степень их выполнения; краткое содержание, ключевые положения и выводы; этапы выполнения проекта, распределение обязанностей между участниками; обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем; рекомендации по возможной сфере практического использования проекта;

Слайд 18

- после завершения выступления участники проектной группы должны ответить на вопросы жюри и других участников презентации; - в ходе защиты-презентации проекта возможно использовать рекламно-пояснительную продукцию (рекламные плакаты, буклеты, программы, аннотации т.д.). п одготовка к защите проекта и его презентация требуют большой подготовительной работы. Ее можно сделать более эффективной, если предложить участникам проекта какую-либо основу (клише) для подготовки к защите своей работы. «Метод проектов в начальной школе: система реализации» / авт.-сост. Н.В. Засоркина и др. – Волгоград: Учитель, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...