Статья "Формирование экологической грамотности учащихся через организацию проектной деятельности в начальной школе"
статья (4 класс)

Васильева Анна Валерьевна

Статья о формировании экологической грамотности через технологию проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskoy_gramotnosti_uchashchihsya.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической грамотности учащихся

 через организацию проектной деятельности в начальной школе

  Острота современных экологических проблем выдвигает перед школой важную задачу: воспитание у молодого поколения экологической грамотности, осознания своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним, необходимости принять на себя ответственность за развитие цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической грамотности. В этот период происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Он должен научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человека.

ФГОС начального образования определяет структуру и содержание основной образовательной программы начального общего образования, частью которой является программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Основная цель формирования экологической грамотности - научить ребёнка использовать свои знания в соответствии с законами живой природы, формировать экологические действия, направленные на рациональное использование природных  богатств.

Формирование экологической грамотности в свете требований ФГОС реализуется через  системно - деятельностный подход.

Важным направлением организации деятельности учащихся является проектно-исследовательская деятельность как одно из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

Проект - временная целенаправленная деятельность, которая подразумевает получение уникального результата-продукта, например: альбома, газеты, гербария, макета, книжки-раскладушки, фотоальбома, изделия. рисунка.

Целью проектной деятельности является понимание учениками полученных знаний и применение сформированных УУД.

По доминирующей деятельности учащихся  можно выделить информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.

Планируя проектную деятельность младших школьников необходимо соблюдать алгоритм усложнения:

- постепенное увеличение продолжительности работы над проектом: от краткосрочных недолговременных проектов – к проектам средней продолжительности и долговременным;

  • увеличение детской самостоятельности при выполнении и презентации проектов: от проектов с максимально возможной в рамках метода поддержкой и участием со стороны педагога и родителей – к проектам с минимальной помощью взрослых;
  • расширение сферы коммуникаций учащихся с одноклассниками в процессе проектной деятельности: от минигрупповых и индивидуальных проектов – к групповым и общеклассным;
  • введение проектов, требующих для своего осуществления интеграции УУД, усвоенных в процессе изучения различных учебных предметов: от монодисциплинарных или однопредметных проектов – к межпредметным  мультипроектам.

Включать школьников в проектно-исследовательскую деятельность необходимо начинать  постепенно с 1 класса. С первых дней обучения детей на уроках и во внеурочной деятельности обязательно включаем  задания, которые позволяют научить работать в парах и группах, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и наблюдать, слушать, получать информацию, обмениваться  информацией, выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом, выражать свою точку зрения, договариваться, находить компромисс, искать необходимую информацию в различных источниках, оценивать свою работу по различным показателям, отмечать достоинства и сильные стороны в работе. Формирование этих УУД является базой для включения детей в проектную деятельность.

Детям младших классов очень  нравится  заниматься  экологическими проектами  на   доступном  для  них  уровне. Вначале это доступные исследования, выполняемые на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, трудового обучения и во внеурочное время. Тема проекта должна заинтересовать и увлечь ребёнка. Часто она конкретная, узкая или задается в форме вопроса: «Зоопарк», «Мои домашние питомцы», «Зимующие птицы нашего города», «Красота воды», «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?».  

При совпадении интересов у нескольких школьников организовываются мини-группы. Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивает деятельность школьника: мотивирует, консультирует, помогает, наблюдает.

Важным фактором поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении проектной деятельности является проявление заинтересованности со стороны родителей, помощь советом, информацией. 

Роль родителей меняется в зависимости от этапа выполнения учебного проекта:

Этап проекта

Формы возможного участия родителей в проектной деятельности детей

Подготовительный этап

Помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей, выбрать лучшую идею, обосновать выбор. Помощь в правильной  формулировке задачи проекта.

Планирование

Помощь в планировании работы с учетом занятости ребенка, создание условий для выполнения составленного плана. Продумать с ребенком возможные результаты, разбить объем работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой части.

Организационно- исследовательский

Скорректировать список подобранной ребенком литературы.

Заключительный этап

Помощь в анализе проделанной работы, подготовке презентации

Экологический  проект  стимулирует  потребность  ребенка   в самореализации,  реализует  принцип  сотрудничества детей  и  взрослых. Он  обеспечивает рост  личности  ребенка,  позволяет  вести  ребенка  по ступенькам роста от  проекта  к  новому  проекту.    И если  у  ребенка  появился  интерес  к  проектной  деятельности,  то  это  значит,  он  обязательно  начнет   участвовать  в  новом  проекте.

Ученики 2-ого класса могут принять участие над  индивидуально-коллективным проектом, который даёт большие возможности для самостоятельной поисковой деятельности,  «Животные и растения «Красной книги» Ленинградской области».

На  третьем году обучения выявляется группа детей, которые способны и готовы к самостоятельной деятельности. Есть возможность попробовать свои силы в индивидуальном исследовательском проект «Домашняя метеостанция»

В 3-4 классе дети готовы и к выполнению долгосрочных проектов, например, «Времена года Санкт-Петербурга»

В 4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской  работы каждого ученика. Возможно проведение социологических опросов, экологических акций, разработка проектов, реализация которых имеет выход за пределы класса и школы. Вот тематика некоторых из них: «Были о пыли», «В защиту сорняков»,  «Люди и мусор. Кто кого?»,  «Экология школы, или Школа, в которой я бы хотел учиться»,  «Экологическая обстановка микрорайона школы».

Экологическое воспитание и обучение младших школьников через включение в проектную деятельность способствует формированию экологической грамотности, бережного, ответственного отношения к природе, защиты природных богатств.

Участвуя в экологической проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве. Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у школьников познавательного отношения к миру и является фундаментом для дальнейшей проектно-исследовательской деятельности в среднем и старшем звене


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...