Мастер-класс "Технология продуктивного чтения"
методическая разработка (1 класс)

Бодрова Наталья Георгиевна

Технология продуктивного чтения с помощью конкретных приемов обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем; вызывает  интерес к чтению у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.7 КБ
Файл master_klass.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Технология продуктивного чтения»

Цельознакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я приглашаю вас на мастер-класс.

Современные дети читают мало,  с неохотой.

- Как вы думаете, почему не хотят читать?

Действительно это всё так, есть другие каналы получения информации, которые вытесняют чтение.

Я стала искать пути решения данной проблемы, чтобы заинтересовать детей,  вызвать интерес к чтению. И эта проблема была решена.  Вот что я предлагаю….

1. Работа с текстом до чтения. Антиципация.

(Звучит сигнал с телефона.)        

-Извините, пришло сообщение.

(Звучит сигнал с телефона у участника мастер-класса.)

-Извините, мне тоже пришло сообщение.

(Звучит сигнал с телефона у участника мастер-класса.)  

- Извините, и мне пришло странное  сообщение.

Я скопировала сообщение. Давайте его прочитаем.

В работе сети Интернет произошёл сбой. Приносим свои извинения за временные неудобства, а ответы на все возникающие вопросы ищите в книгах.

Ну что ж, давайте попробуем.

Сегодня мы познакомимся с очень интересным произведением.  Я не буду называть ни  автора,  ни название.  Вы догадаетесь сами….

(Слышится плач, топот, слова: «Не буду, не буду»)  

-Что это? Вы слышите?  Что случилось?

Чей голос мы слышим?

Предположите причину слёз мальчика.  

А если он школьник, учится в первом классе?  

Посмотрим на иллюстрацию и выясним, верны ли наши предположения.

Что становится нам понятным?

Почему он плачет?

Предположите, кто будет героем  произведения?

Что вы можете сказать о внешнем виде мальчика.

Можем мы предположить возраст ребёнка?

Что ещё мы видим на иллюстрации?

Вы узнали произведение?

Кто автор?

2.Работа с текстом. «Диалог» с автором.

-Перед вами отрывок из произведения.                

Работаем с текстом.

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!»

Предположите, кого могут назвать поросёнок – кто это может быть? В самом деле — животных-нерях не бывает, в какой бы грязи они не валялись, инстинкт заставляет их очищаться в меру данных им природой возможностей

-Может это взрослый человек?

-В каких случаях мы можем назвать ребёнка поросёнком?

- С каким чувством автор писал эти строчки?

Мы называем ребёнка поросёнком в исключительных случаях, когда очень сильно рассержены.

«Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя»

-Объясните, кто такой трубочист?

-Ты чернее трубочиста, как вы поняли эту строчку?

-В каких ситуациях мы можем любоваться собою?

-Почему тогда  автор  так говорит?


«У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса»

-Объясните значение слова вакса?

Что такое клякса?

Что из этих строчек мы можем узнать о герое?

Но что с ним не так?

«У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя»

- Объясните фразу «У тебя такие руки».

Почему автор употребил  слово такие?

«Рано утром на рассвете

Умываются  мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался

И грязнулею остался»

- Объясните фразу «Ты один не умывался!»

Это  единственный ребёнок, который не любит умываться?

Почему автор ставит ему в пример не других, чистоплотных детей, а исключительно зверюшек и насекомых?

Мы уже говорили с вами, животных-нерях не бывает, в какой бы грязи они не валялись, инстинкт заставляет их очищаться в меру данных им природой возможностей.

Автор  подчёркивает, что неряшливость может быть свойственна только человеку — как и многие другие пороки.

3. Работа с текстом после чтения. Творческое задание.

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!»

-Давайте закроем глаза и представим этот процесс.

Какие звуки мы можем услышать? (Включаются звуки воды, щетки, медного таза)

Что вы услышали?

-Оживим эту ситуацию. У вас на столах находятся музыкальные инструменты.

Какой музыкальный инструмент подойдёт для передачи плеска воды, треска щёток, звона медного таза, звука расчёски?

 (Выбирают инструменты, проверяют звук.)

-Теперь соединим все вместе, чтобы получился оркестр.

Молодцы, а теперь предлагаю послушать, как этот процесс представил композитор Юрий Левитин к сказке-опере «Мойдодыр»

Сегодня мы с вами побыли в роли музыкантов. Какие чувства вы сейчас испытали? 

Только в творчестве мы испытываем радость.

Ну что, смогли мы найти ответы на наши вопросы без помощи телефона?

Читать это очень интересное занятие! Каждая книга – как целый мир, и когда читаешь, можно представить себя на месте любого из героев, вообразить, как они выглядят, и что с ними происходит.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Я вам представила мастер- класс «Технология продуктивного чтения».

Данная технология состоит из 3х этапов работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения. Антиципация         

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста.

2.Работа с текстом. «Диалог» с автором

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания текста.

3. Работа с текстом после чтения. Творческие задания

Цель – достижение понимания на уровне смысла.

Таким образом, технология продуктивного чтения с помощью конкретных приемов обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем;  вызывает  интерес к чтению у учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурсное задание «Мастер – класс» Муниципальный конкурс «Учитель года - 2021» Бодрова Наталья Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7»

Слайд 3

В работе сети интернет произошел сбой. Приносим свои извинения за временные неудобства, а ответы на все возникающие вопросы ищите в книгах

Слайд 5

Корней Иванович Чуковский

Слайд 6

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросенок!

Слайд 7

Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя

Слайд 8

У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса,

Слайд 9

У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя.

Слайд 10

Рано утром на рассвете Умываются мышата, И котята, и утята, И жучки, и паучки. Ты один не умывался И грязнулею остался

Слайд 11

Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто!

Слайд 13

Технология продуктивного чтения Этапы работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения. Антиципация Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста. 2.Работа с текстом. «Диалог» с автором Цель – достижение понимания текста на уровне содержания текста. 3. Работа с текстом после чтения. Творческие задания Цель – достижение понимания на уровне смысла.

Слайд 14

Технология продуктивного чтения Муниципальный конкурс «Учитель года - 2021» Бодрова Наталья Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"

1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...