Главные вкладки

    Статья "Сенсорная интеграция в обучении детей с РАС"
    статья

    Материал содержит обобщение опыта применения метода сенсорной интеграции при обучении детей с РАС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sensornaya_integratsiya_v_obuchenii_detey_s_ras.docx28.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сенсорная интеграция в обучении детей с РАС

    Цель применения технологии – создание условий для удовлетворения особых актуальных сенсорных потребностей ребенка и развития сенсорной интеграции, как неврологического процесса.

    Понятие сенсорная интеграция может быть использовано в разных контекстах и смыслах. Сенсорной интеграцией называется неврологический процесс, обеспечивающий целостное восприятие человеком окружающего мира, своего тела и процесса взаимодействия человека с окружающим. Этот процесс включает регистрацию, ориентацию и интерпретацию информации, поступающей от сенсорных анализаторов человека. Таким образом происходит объединение отдельных ощущений в образы. Это и образы восприятия окружающих объектов, и пространственная ориентация, и двигательный праксис, и рефлекторные реакции на ощущения. Сенсорная интеграция, как неврологический процесс лежит в основе адаптации и обучения. При условии нормальной работы анализаторов и достаточном сенсомоторном опыте в период активного развития и роста ребенка процесс сенсорной интеграции происходит автоматически и обеспечивает реакции, которые соответствуют требованиям ситуации и окружению. Если же сенсорная информация обрабатывается неправильно, поведение и эмоции ребенка становится менее адаптивными, возникают затруднения с освоением и применением двигательных навыков, трудности с координацией, речевым и когнитивным развитием. Все это влияет на обучение, поведение и социальную адаптацию.

    Для ребенка с нарушением сенсорной интеграции может быть свойственна как темповая задержка сенсомоторного развития в целом, так и его разбалансированность.  При этом в чем-то ребенок может соответствовать возрасту, а в чем-то будет отставать. С сенсорной дезинтеграцией могут быть связаны гиперчувствительность или гипочувствительность к отдельным раздражителям или модальностям в целом. При гипочувствительности ребенок нуждается в повышенной стимуляции определенного анализатора или анализаторов. Он ищет ощущений, необходимых ему для поддержания нервной системы в «рабочем» состоянии. Для этого он может размахивать руками, раскачиваться или издавать странные звуки, вокализировать.

    При гиперчувствительности нервная система ребенка быстро перегружается ощущением. В результате может происходить сенсорная перегрузка, которая влечет за собой флуктуации (непостоянное восприятие), отключение функциональных систем, когда ребенок просто перестает реагировать на сигналы. Ребенку может быть свойственно периферийное восприятие. Внешне это выглядит так, как будто ребенок не обращает внимания, игнорирует сигналы, не смотрит на предъявляемый объект. На самом деле ребенок изучает предмет боковым зрением. Чувствительность может быть настолько сильной, что ребенок буквально испытывает боль, о чем окружающие совершенно не догадываются. Для защиты от сильного воздействия стимула, чтобы ограничить объем информации и избежать её искажения и перегрузки, люди с аутизмом могут ограничиваться использованием только одного сенсорного канала, не используя остальные органы чувств. Такая сенсорная защита называется монопроцесинг. Кроме вышесказанного может также иметь место и такое редкое, необычное явление восприятия, как синестезия. При синестезии сенсорное восприятие «входит» в организм через одну систему, а «выходит» через другую. Например, человек слышит звук, но воспринимает его как цвет.

    При обучении проблемы с восприятием выражаются в замедленной обработке информации, проблемах при распознавании главной и второстепенной информации, фрагментарности восприятия, когда обрабатываются только привлекшие внимание части общей картины.  

    Если предположить наличие хотя бы части этих особенностей у ребенка, то становится понятно, почему ребенок испытывает такие трудности, и почему действие нежелательного раздражителя может приводить к быстрой перегрузке нервной системы. И далее в зависимости от типа НС к запредельному торможению или перевозбуждению.

    Зачастую взрослые люди, окружающие ребенка с сенсорной дезинтеграцией долгое время не понимают причин его капризов, не помогают ему осознать и удовлетворить свои сенсорные потребности приемлемым способом. Часто родители и педагоги даже мешают действиям ребенка, останавливают его, считая поведение ребенка «неправильным», опасным, нежелательным. К сожалению, в результате могут формироваться и закрепляться еще более опасные формы поведения. Такие как агрессия на себя (аутоагрессия) или на окружающих, убегание, негативизм, протестные реакции на общение и обучение.

    Помочь ребенку с дезинтеграцией сенсорного восприятия может метод терапии, который так же, как и соответствующий разбалансированный неврологический процесс, называется сенсорная интеграция. Этот терапевтический метод позволяет создать для ребенка оптимальные условия для развития и коррекции сенсомоторной сферы ребенка. Благодаря его применению происходит улучшение адаптивности ребенка и повышение эффективности обучения.

    Концепция, описывающая теорию и практику сенсорной интеграции была разработана доктором Джин Айрес в 60-е гг XX века и затем получила развитие в работе ее учеников и последователей. Д.Айрес определяла сенсорную интеграцию как «неврологический процесс, который организует ощущения как от собственного тела, так и ощущения, возникающие в результате внешних воздействий, и делает возможным использование тела в конкретной ситуации» (с.11).  

    На данный момент на базе многих факторных и кластерных исследований выделены четыре основные группы нарушений сенсорной интеграции. Первая группа – диспраксия, включающая как нарушения праксиса, так и проявления ослабления центральной переработки сенсорной информации (пастуральные дефициты и недостаточность различения тактильных стимулов). Вторая группа – нарушения модуляции, т.е. сенсорная защита, гравитационная неуверенность, гипоактивность, непереносимость движения. Третья группа – нарушения зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. Дефицит переработки слухоречевой информации объединяет четвертая группа.

    Диагностический комплекс метода основан в основном на наблюдении за ребенком и интервью взрослых, которые имеют возможность наблюдать за ребенком продолжительное время. В первую очередь, это конечно члены семьи. Показателем успешности применения метода сенсорной интеграции, как терапевтической методики, являются изменения в плане деятельности ребенка – его вовлеченности, адекватности действий, успешности двигательных актов, способности к обучению.

         В школе можно применять метод сенсорной интеграции, как способ коррекционно-развивающей работы, который позволяет создать для учащихся с особенностями развития специальные условия, удовлетворяющие их особые сенсорные потребности.

         Ниже представлен алгоритм реализации метода сенсорной интеграции в нашей школе (ОУ № 46 Калининского района):

    1. Диагностика. Интервью родителей (официальных представителей) ребенка, поступающего в школу. Наблюдение за ребенком.
    2. Анализ данных и составление сенсорного профиля ребенка.
    3. Составление сенсорной диеты и рекомендаций по обеспечению особых сенсорных потребностей ребенка. Постановка задач сенсомоторного развития.
    4. Реализация сенсорной диеты.
    5. Мониторинг результатов.
    6. Коррекция содержания сенсорной диеты и программы сенсомоторного развития.

         Информация об актуальных потребностях, особенностях сенсомоторного развития и путях удовлетворения особых потребностей учащегося отражаются в специальной индивидуальной программе развития ребенка (СИПР).

         Диагностика особых сенсорных потребностей детей в нашей школе основана на опубликованном в книге «Разбалансированный ребенок» К.С. Крановитц опроснике сенсорно-моторной истории развития ребенка, разработанный доктором Шэрон Кермак. В этой книге можно найти полную версию анкеты, а также более подробно узнать о сенсорной интеграции. Анкета большая, включает в себя информацию об истории развития всех сенсорных систем: зрительной, слуховой, вестибулярной, тактильной, проприоцептивной, вкусовой, обонятельной. Кроме того, она содержит важнейший раздел, посвященный конкретным навыкам ребенка в области самообслуживания, самоорганизации и социальной адаптации. В течение нескольких лет специалисты нашей школы использовали анкету в полной версии. Но это оказалось достаточно трудно для родителей по разным причинам. Тогда было решено сократить полный вариант и переформулировать некоторые утверждения и вопросы, которые из-за перевода звучали не совсем понятно и часто вызывали проблемы при заполнении анкеты. Психологи школы постарались сохранить информативность и валидность диагностического инструмента.

         Несколько лет психологи используют сокращенный вариант анкеты. Он отражает те же области сенсомоторного развития ребенка, что и полный вариант. Если возникает необходимость, психолог может прибегнуть к полной версии и заполнить ее вместе с родителями, разъясняя непонятные или спорные моменты. Сенсорный профиль и ключ к нему можно посмотреть в приложении 1.

         На основе сенсорного профиля, а также с учетом присущего ему баланса нервной системы, строится сенсорная диета. Сенсорная диета - это средство обеспечения особых сенсорных потребностей учащегося. Сенсорная диета является тщательно структурированным индивидуальным планом занятий и процедур, обеспечивающих ввод сенсорных стимулов, которые необходимы человеку, чтобы оставаться сосредоточенным и организованным в течение дня.

    Учет типа баланса нервной системы очень важен для выбора между возбуждающим и успокаивающим воздействием. Если нервная система ребенка слишком быстро реагирует и перевозбуждается, педагог будет предлагать успокаивающие действия и ощущения. А если ребенок часто выглядит вялым и уставшим, больше необходимы возбуждающие стимулы.

    Существуют некоторые рекомендации, которые помогают обеспечивать ребенку необходимое воздействие.

    Возбуждающие активности         

    • Красный, желтый цвета

    •  Яркий резкий свет

    •  Громкая, подвижная музыка

    •  Разговаривать пониженным тоном

    •  Холодные напитки

    •  Кислые продукты

    •  Неожиданные события

    •  Нестабильность поверхности

    •  Внезапное ускорение/торможение

    •  Место учителя

    Расслабляющие активности

    • Голубой, зеленый цвета

    •  Передние ряды

    •  Индивидуальное обучение

    • Индивидуальное рабочее место

    •  Мягкое освещение

    •  Чистое рабочее место

    •  Угловая рабочая зона/наклонная рабочая поверхность

    •  Звук метронома

    •  Антистрессовые игрушки

    •  Запах ванили, розы

    •  Ожидаемость (предсказуемость) события

    •  Упражнение "встать-сесть"

    •  Упражнение "назад-вперед"

    •  Правила, ограничивающие возможность ребенка покинуть помещение

         Для обеспечения правильного воздействия на тактильную или проприоцептивную сенсорную сферы необходимо знать, какие части тела нуждаются в стимуляции, и какого именно воздействия ищет ребенок (глубокого или мягкого, сильного или слабого и т.д.). Для этого также используется информация, получаемая от родителей и в процессе наблюдения за ребенком в школе.

         И четвертый фактор, который отражается в сенсорном профиле, это частота предоставления необходимых стимулов. Она тоже определяется при помощи наблюдения за поведением ребенка. Как часто ребенок сам обращается к тому или иному действию или движению, как быстро он возвращается к нему после других занятий. Определив временной промежуток, который ребенок может находиться без воздействия, необходимо уменьшить его на 5-10%.  И предоставлять возможность получать данные ощущения по индивидуальному расписанию, на определенное время, завершая по таймеру (или песочным часам). При этом ребенок обучается ждать желаемое, получать ощущения приемлемым способом и заканчивать приятное для себя занятие по времени. Таким образом происходит развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Что влияет на продолжительность произвольного поведения и обучения.

         Следующий важный аспект сенсорной диеты, как инструмента сенсорной интеграции, это материально-техническая база, обеспечивающая реализацию необходимой для ребенка активности. Имеется в виду помещения, оборудование, материалы, которые используются для обеспечения особых сенсорных потребностей учащихся. Это могут быть специально организованные помещения и зоны: зал сенсорной интеграции, темная и светлая сенсорные комнаты. Если темная и светлая сенсорные комнаты – достаточно известные инструменты. Многие школы и детские сады оборудованы такими комнатами.  Оборудование темной комнаты обычно содержит световые модули, тактильные дорожки, мягкие уголки, сухие бассейны с шариками,  мягкие напольные покрытия, кресла-мешки, подборки музыкальных произведений и записей различных звуков, а так же наборы для аромотерапи. Т.е. воздействие среды темной комнаты направлено в основном на зритлеьный, тактильны, слуховой и обонятельный анализаторы. Светлая комната обычно используется для развития зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, двигательного праксиса.  Отдельного внимания в описании средств сенсомоторного развития требует зал сенсорной интеграции (ЗСИ). Это достаточно большое помещение, оборудованное различными модулями для стимуляции вестибулярной, проприоцептивной и тактильной сфер. Качели, балансиры, гамаки, различные подвесы и перекладины, на которых можно раскачиваться по-разному, в зависимости от желания ребенка. Все оборудование зала должно быть сертифицировано и абсолютно безопасно при использовании детьми. При первом посещении зала педагог знакомит ребенка с правилами безопасности, показывает снаряды и модули, которые есть в зале. Обычно ребенку сначала демонстрируется 2-3 снаряда, чтобы не провоцировать проблемы с выбором, которые часто бывают у детей с РАС. Специалист, работающий в зале, может сам показать ребенку, как можно использовать то или иное оборудование, а затем предоставляет возможность ребенку выбрать понравившийся модуль. Можно учить ребенка «играть по очереди». Это способствует формированию эмоциональной устойчивости и навыка волевой саморегуляции.

         К сожалению, в условиях школьного обучения нет возможности использовать специальные помещения для каждого ребенка максимально часто. Поэтому основная работа по соблюдению сенсорной диеты происходит в кабинетах, классах и рекреациях школы. Для этого используются: портативные сенсорные дорожки, спортивные снаряды (напольный диск, балансиры, утяжелители, гимнастические мячи, эспандеры, эластичные ленты, тренажеры, массажеры), сенсорные корзины, видеоматериалы и техника для организации двигательных пауз. Наполнение сенсорных корзин зависит от актуальных предпочтений и потребностей детей класса. Корзина может быть индивидуальной для конкретного ребенка или классной (коллективной), то есть содержать различные предметы и материалы, необходимые и интересные для детей всего класса. Обычно это различные мячи, подвижные игрушки, лизуны, упаковочная пленка, спинеры, ароматные саше, тактильные и релаксационные игрушки и т.д.

         Особого внимания требует предусмотренный сенсорными диетами части детей охранительный режим. Он может касаться зрительной сферы. Тогда используются ширмы, занавески или жалюзи на полках с пособиями и игрушками, индивидуальные  рабочие места, зонирование кабинетов и классов, в отдельных случаях – солнечные очки. В случае необходимости обеспечения охранительного режима в области звукового воздействия применяются различные наушники и беруши. Хорошо, если ребенок, который быстро устает от шума или боится определенных звуков, будет иметь возможность побыть один, в тишине. Если в этом классе есть шумный (например, вокализирующий) ребенок или дети, то важно научить детей соблюдать тишину сначала в течение непродолжительного времени по таймеру, затем постепенно увеличивать это время. Если у ребенка повышенная чувствительность тактильного или проприоцептивного анализатора, необходимо всегда предупреждать и спрашивать его о возможности прикосновения или оказания физической поддержки. Важно также помнить о вероятности гиперчувствительности ребенка к запахам. Причем эта чувствительность может быть связана не только с работой анализатора, но и с банальной аллергией. Поэтому сотрудники школы должны аккуратно относится к использованию парфюмерных, косметических и гигиенических средств с запахами, даже если эти запахи кажутся приятными или невыраженными. Если у ребенка повышена вестибулярная чувствительность (которая в свою очередь связана со зрительным восприятием), он избегает резких движений, поворотов, медлителен, неуверенно ходит по лестнице или по контрастно раскрашенному полу (например, крупный черно-белый рисунок), то необходимо предоставить такому ребенку достаточно времени для осуществления перемещения или перехода.

         Конечно охранительный режим не означает, что взрослые должны только защищать ребенка от ощущений и не давать ему осуществлять трудную для него деятельность. Если у ребенка есть гиперчувствительность в какой-нибудь области, необходимо постепенно нагружать этот анализатор, развивать толерантность к ощущениям, формировать безопасные сенсорные образы.  

         Работа по развитию сенсорной интеграции (как неврологического процесса) не должна ограничиваться школой. Обязательно проводится работа с семьей по разъяснению причин того или иного поведения ребенка. Педагоги и специалисты школы рассказывают родителям о том, какая деятельность и какой режим активности могут помочь ребенку справиться трудностями. Вместе с родителями принимаются решения о постановке задач индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Эти решения закрепляются в специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Как уже говорилось выше, такими задачами является формирование важнейших адаптивных навыков ребенка. Таких, как навык ждать желаемое, заканчивать деятельность по времени или сигналу, умение просить перерыв, умение выбирать и просить желаемое, умение ребенка понимать и называть свои ощущения и чувства, умение просить помощи. Все эти навыки должны закрепляться и генерализироваться, т.е. переноситься и применяться в разных условиях и с разными людьми. А это возможно только, если семья и школа будут работать вместе, в одной команде. Только при условии совместной работы семьи и школы возможно создать действительно безопасную и развивающую срезу для ребенка.

    Список литературы:

    • Э. Джин Айрес. «Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития»
    • У. Кислинг. «Сенсорная интеграция в диалоге»
    • В Грин. «Взрывной ребенок»
    • С.К.Крановиц. «Разбалансированный ребенок»
    • А. Банди, Ш.Лейн, Э Мюррей. «Сенсорная интеграция. Теория и практика»
    • список литературы

     приложения? Что мы туда кладем


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция школьного обучения в начальной школе.

    За последнее время усилилось внимание к двум взаимообратным тенденциям школьного обучения – дифференциации и интеграции. Продолжительное время школьник получал знания в основном посредством изучения д...

    Пути индивидуализации и интеграции обучения детей младшего школьного возраста.

    Дидактические проблемы, над котор0й я работаю на протяжении многих лет «Языковое образование младших школьников.»На мой взгляд, более адекватно этой целиотвечают ра...

    Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении.

    «Разных детей и учить надо по-разному,  потому что каждый по-своему воспринимает мир». Массовое образование не учитывает эту особенность.Говард ГарднерНаправленность инновационной образовате...

    Презентация. Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении

    «Разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своемувоспринимает мир. "Массовое образование не учитывает этуособенность.Говард Гарднер...

    Интеграция ценностных ориентаций детей в младшем школьном возрасте.

    Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного развития ценностных ориентаций....

    Проблема интеграции в образовании детей с нарушениями в развитии

    Под интеграцией в общество лиц с ОВЗ понимается предоставление им возможностей принимать участие во всех видах со­циальной жизни на равных условиях с остальными членами общества. Интеграция в обра...