Рабочая программа по родному языку (русскому)
рабочая программа

Соколова Татьяна Андреевна

Рабочая программа разработана на основе  примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)», утвержденной региональным учебно-методическим объединением в системе образования Краснодарского края(заседание №2 от 25 августа 2020г)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_russkiy.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной школы № 2 им.А.И.Покрышкина.

        

                                                      РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По   родному языку(русский)

Ступень обучения (класс) 1-2класс

Количество часов  14ч (по 7 часов в год)

Уровень  базовый

Рабочая программа разработана на основе  примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)», утвержденной региональным учебно-методическим объединением в системе образования Краснодарского края(заседание №2 от 25 августа 2020г)

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
  • осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
  • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
  • распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для её решения;
  • планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;
  • с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;
  • овладеют начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • находить значения отдельных слов в толковом словаре (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • слушать собеседника и с помощью учителя, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевогоэтикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся в конце первого года изучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»научатся:

  • отличать буквицу от строчных и прописных букв, оформлять буквицу в заставке текста (книги)
  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
  • составлять «Словарь в картинках»
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

при реализации содержательной линии «Язык в действии»научатся:

  • составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове;
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

  • различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»научатся:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • с помощью учителя доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака под руководством учителя;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы);
  • использовать с помощью учителя учебные толковые словари для определения лексического значения слова.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

1 класс (7 часов)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)

Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».  

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).  2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)  Особенности фольклорного текста.

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание: «Словарь в картинках».

Раздел 2. Язык в действии (1 час)

Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа)

        Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

2 класс (7 часов)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Проектное задание: «Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (2 часа)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).  

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.  

Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:

лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.  Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.  

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

1КЛАСС

п/п

Раздел

Кол-во часов в год (час)

Темы

УУД

1.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

4

Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок»

Регулятивные: умение ориентироваться в новом материале.

Познавательные: умение работать с книгой: форзацами, условными обозначениями, оглавлением.

Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: умение работать с текстом, строить логическое рассуждение, делать вывод.

Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Имена в малых жанрах фольклора

Регулятивные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные: умение работать с текстом, строить логическое рассуждение, делать вывод.

Коммуникативные: умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; ясно и последовательно излагать свою точку зрения

Проектное задание: «Словарь в картинках»

Регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; выбор действий и необходимых ресурсов для выполнения задания.

Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; умение перерабатывать информацию, преобразовывать её; навык самостоятельного поиска необходимой информации в разных источниках.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и ровесниками, умение бесконфликтно решать спорные ситуации; умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи

2.

Раздел 2. Язык в действии

1

Смыслоразличительная роль ударения

Регулятивные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимую для решения учебной задачи; использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме.

Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

3.

Раздел 3. Секреты речи и текста

2

Стандартные обороты речи для участия в диалоге

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: умение работать с текстом, строить логическое рассуждение, делать вывод.

Коммуникативные: умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи

Цели и виды вопросов

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: умение работать с текстом, строить логическое рассуждение, делать вывод.

Коммуникативные: умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи

Итого

7

2 КЛАСС

п/п

Раздел

Количество часов в год

(час)

Темы

УУД

1.

Раздел 1.

Русский язык:

прошлое и настоящее

2

Слова, называющие игры, забавы, игрушки; предметы традиционного русского быта

Регулятивные: умение ориентироваться в новом материале.

Познавательные: умение работать с книгой: форзацами, условными обозначениями, оглавлением.

Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Проектное задание: «Почему это так называется?»

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: умение работать с текстом, строить логическое рассуждение, делать вывод.

Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

2.

Раздел 2. Язык в действии

2

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов

Регулятивные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные: умение работать с текстом, строить логическое рассуждение, делать вывод.

Коммуникативные: умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; ясно и последовательно излагать свою точку зрения

Совершенствование орфографических навыков

Регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; выбор действий и необходимых ресурсов для выполнения задания.

Познавательные: использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме; умение перерабатывать информацию, преобразовывать её; навык самостоятельного поиска необходимой информации в разных источниках.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и ровесниками, умение бесконфликтно решать спорные ситуации; умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи

3.

Раздел 3. Секреты речи и текста

3

Связь предложений в тексте

Регулятивные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимую для решения учебной задачи; использование приёмов отбора и систематизации материала по заданной теме.

Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Создание текстов-повествований

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: умение работать с текстом, строить логическое рассуждение, делать вывод.

Коммуникативные: умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи

Развёрнутое толкование значения

слова

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: умение работать с текстом, строить логическое рассуждение, делать вывод.

Коммуникативные: умение создавать монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи

Итого

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс

Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 1-4 классов

Рабочая программа расчитана на изучение данного предмета в I полугодии. В каждом классе будет проведено по 16 часов. Программа ориентирована на закрепление сложных тем раздела "Русский язык"...

Рабочая программа по родному языку (русскому )

Программа "Школа России" 3 класс...

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 4 класса

Рабочая   программа по родному языку  (русскому) для 4 класса...

Рабочая программа по родному языку (русскому).

Рабочая программа по родному языку (русскому) 3-4 классы....

Рабочая программа по родному языку (русскому)

Целью изучения предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в начальной школе являются: • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной ре...