Этнокультурное Образование
статья (3 класс)

Приходько Елена Викторовна

 Этнокультурное образование младшего школьника – это залог успеха в формировании развитой личности современного и будущего общества нашего государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnoe_obrazovanie_prihodko.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Декабрь 2020Онлайн-семинарЕ.В.Приходько

Е.В. Приходько

МБОУ «Начальная школа №15»

г.Нефтеюганск

Этнокультурное образование

в МБОУ «Начальная школа №15»

Современное отечественное образование призвано обеспечить воспитание гармонично развитой и духовно-нравственной личности в соответствии с базовыми национальными ценностями. Усвоение подрастающим поколением культурного наследия своих предков, самобытности и неповторимости его традиций и обычаев, формирует в ребенке национальное самосознание, уважение к культуре других народов, активную гражданскую позицию.

Младший школьный возраст – период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм. Поэтому именно в этом возрасте правомерно уделять значительное внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, формированию вектора культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с благотворными устоями духовности и нравственности родного отечества, корнями уходящими в далекое прошлое.

В этих условиях  именно школа должна научить ребенка жить в новых для себя социокультурных условиях, соблюдая нормы и уважая ценности другой культуры.

Учитель выступает проводником духовной сути народной художественной культуры.

Этнокультурное образование  — это образование, в котором цели, задачи, содержание, методики и технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

.

Педагогические работники нашего образовательного учреждения постоянно пополняют свои знания в этом направлении на портале сетевого сообщества образования Югры «Школлеги».

Школа как основа социокультурной сферы деятельности и этнокультурного образования в достижении социумом региона этнокультурной идентичности играет особо важную роль. Первый опыт осознания себя неповторимой индивидуальностью ученик получает в школьной жизни.

Большое значение в этнокультурном образовании имеют уроки литературного чтения. Произведения устного народного творчества: песни, загадки, пословицы и поговорки, сказки. В них  отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, людей.

В начальном курсе окружающего мира, заложены большие возможности воспитания у младших школьников любви к родной земле и бережного отношения к ней. Это, прежде всего, экскурсии, наблюдения. А мультимедийные презентации, фильмы позволяют совершать и заочные путешествия в другие регионы нашей необъятной Родины, знакомиться с природой, культурой, традициями других народов. И каждый раз мы убеждаемся в том, насколько красив и разнообразен наш Югорский край.

Включение в процесс обучения русскому языку текстов этнокультурной тематики обогащает, разнообразит урок, эффективно способствует становлению национальной языковой картины мира младших школьников.

 Информативность и насыщенность текстов этнокультурной тематики вызывают интерес к русскому языку, что способствует повышению общей грамотности учащихся. Нравственно – этическое содержание текстов способствует формированию патриотических чувств младших школьников.

Уроки математики так же в определенной степени тоже способны содействовать формированию этнокультурной компетентности. Изучая загадки, пословицы и поговорки с числовым материалом, дети узнают, что математика не является замкнутым в себе миром чисел, величин, формул, а представляет собой важную и неотъемлемую часть того, что окружает человека и во многом помогает ему.

Урокам с этнокультурным содержанием нередко свойственна необычная форма: уроки-путешествия, уроки-посиделки.

Это помогает школьникам постичь основы этнокультуры.

 Этнокультурная направленность уроков находит свое логическое продолжение и во внеурочной деятельности. 

Курс «Социокультурные истоки» (1-4 классы) программа обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся воспитывать патриотизм, привязонность к отечеству, к своей малой родине.

Курс «Югра-мое наследие» (2-4 классы) в начальной школе направлен на патриотическое воспитание юных граждан страны.

Помогает формировать первичные представления учащихся о своем природном и культурном наследии, обобщает знания об экологических и этнокультурных особенностях своей малой Родины.

Кроме этого курса мы реализуем комплексный учебный курс ОРКСЭ. В этом курсе решается задача формирования гуманных отношений, симпатий и уважения к людям иных национальностей, воспитание у школьников толерантности к традициям, укладу жизни других народов.

Реализуя данные курсы в школе  с обучающимися начальных классов мы совместно  с родителями проводим  календарно–обрядовые праздники, а именно:

  1. Фольклорный праздник «На завалинке»
  2. Рождественские посиделки – январь
  3. Молодецкие забавы – декабрь
  4. Масленица – март
  5. Ярмарки
  6. Экскурсии в музей нашего города
  7. Выставки рисунков на тему «Народные промыслы»
  8. Хантыйский  праздник «Вороний день»

В стенах нашей школы проходят встречи и проводы времен года: «Проводы русской зимы», «Вороний день», «Праздник берѐзки», и это далеко не весь перечень содержания праздников Хантыи Манси и русского народа.

В рамках введения элементов этнокультурного образования  проводились тематические родительские собрания: «Роль изучения родного языка, культуры и истории родного народа в духовно-нравственном воспитании младшего школьника», «Этнокультурное образование в содержании новых образовательных стандартов», «Семейные традиции при формировании ценностного отношения к семье у младших школьников» и другие.

Библиотека – это важная часть образовательного пространства. Грамотно построенная работа библиотеки позволяет учащимся пополнять свой этнокультурный багаж. Ведь это не просто хранилище, а маленький локальный центр этнокультуры, где проходят выставки книг, работ обучающихся, тематические выставки, библиотечные уроки, викторины.

ВЫВОД: Этнокультурное образование младшего школьника – это залог успеха в формировании развитой личности современного и будущего общества нашего государства. Знание народной культуры, следование традициям, забота об их сохранении и развитии, участие в создании новых традиций позволяет формировать в детях лучшие нравственные качества: деликатность, внимательность, заботливость, добросердечность, искренность, терпимость, уважение к окружающим; предоставляет каждому возможность выбирать правила и нормы, образ жизни. А потенциал этнокультурного наследия неисчерпаем, надо только умело его использовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)

Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....

Проект "Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС"

Проект «Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС». Проект включает в себя как содержание уроков, так и внеурочную, внеклассную работу с учащимися. Содержание уроков на вс...

Презентация к выступлению «Этнокультурное образование младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Презентация к выступлению «Этнокультурное образование младших школьников в рамках реализации ФГОС»...

Современные технологии в этнокультурном образовании школьников

Работа проводилась в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовскийгосударственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» на 2013 год. Проект«Методология, теория и технол...

Актуальные вопросы этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Выступление.Актуальные вопросы этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС....

Из опыта работы.Этнокультурное образование младших школьников как часть духовно-нравственного воспитания .

Из опыта работы.Этнокультурное образование младших школьников как часть духовно-нравственного воспитания ....