«Формирование навыков смыслового чтения в свете требований ФГОС НОО второго поколения»
статья

Фисунова Нина Александровна

Изложение собственной методической системы по теме "Формирование навыков смыслового чтения в свете требований ФГОС НОО второго поколения" содержит методические приёмы и методы формирования смыслового чтения обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, математики. Система прошла экспертизу на муниципальном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2021 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osoznannogo_chteniya.docx732.62 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме самообразования

«Формирование навыков смыслового чтения в свете требований ФГОС НОО второго поколения»

Фисунова Нина Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ лицея №104

г. Минеральные Воды

Я, Фисунова Нина Александровна, учитель начальных классов МБОУ лицея №104 г. Минеральные Воды. Тема самообразования, над которой я работаю на протяжении 4 лет «Формирование навыков смыслового чтения в свете требований ФГОС НОО второго поколения»

Почему заинтересовала меня эта тема?

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»…

Я взяла не случайно эпиграфом слова французского писателя, философа, просветителя и драматурга Дени Дидро. Он подчёркивает значимость чтения во всех областях нашей деятельности. Именно чтение является интеллектуальной составляющей и движущей силой прогресса, в каком бы столетии не жил человек.

Два важных направления по предмету «Литературное чтение» можно выделить в примерном базисном объеме знаний ФГОС: осознанное чтение и читательскую компетентность.

Работа над формированием навыков смыслового чтения проходит на основных предметах: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, математика…

Создание образовательно-воспитательного пространства для формирования осознанного чтения –  цель, для достижения которой ставлю практические задачи: развитие навыков чтения, формирование читательской компетенции и общеучебных УУД.

Развитие навыков чтения предполагает формирование принципов осознанности, беглости, выразительности чтения. Ведётся работа над языковыми средствами.

Читательская компетентность расширяет кругозор, мышление, связную речь, способствует рассуждению. При этом используются: индивидуальная, групповая, парная формы деятельности.

Какие же технологии я применяю? Почему именно эти технологии я использую? Давайте порассуждаем.

  • Развитие критического мышления через чтение и письмо формирует креативное мышление. Синквейн, бортовой журнал, кластер помогают ребятам синтезировать полученный материал, выделить главное и обобщить. Методические приемы успешно применяются не только на уроках русского языка и литературы. Окружающий мир - тому подтверждение.
  • Проблемное обучение создаёт условия для разрешения проблемных ситуаций. Ребята  участвуют в постановке проблемного вопроса и стремятся к разрешению проблемных ситуаций. В 1 классе широко применяю игровые технологии. Здесь можно использовать как креативные, так и дидактические игры, театрализацию.
  • Дислексия и дисграфия  обучающихся требуют взаимодействие с психологической и логопедической службой лицея. А это – здоровьесбережение и дифференциация обучения.
  • Проектные технологии дают возможность вести научно-исследовательскую деятельность, при этом, конечно же, применяется ИКТ.

Ознакомительное, выборочное, поисковое, ролевое, сюжетное чтение формируют навыки работы с научным текстом и  словарём. Опыт работы в этом направлении и использование ведущих технологий я показала в уроке.

Для реализации цели и задач, кроме традиционных программ, мною созданы авторские.

Формирование читательской компетенции и краеведческий материал обозначен в программе «Литературное чтение на родном языке».

Коррекционные программы «Волшебные пальчики», «Вяжем крючком» направлены на социальную адаптацию детей, страдающих  дислексией и дисграфией.

В программу «Нам со спортом по пути» включены упражнения с речевым сопровождением, дыхательная гимнастика. Упражнения помогают ребятам, страдающим логоневрозом. Программы рецензированы и применяются педагогическим составом начальной школы в образовательной и воспитательной деятельности.

Как же научно-исследовательская проектная деятельность способствует формированию навыков осознанного чтения? Ребята

  • самостоятельно добывают знания
  • работают с научной литературой, словарём
  • овладевают ораторскими способностями
  • преодолевают страх

Попробуйте вы выступить на международной арене! А Маргарита Копейко покорила участников «Беликовских чтений» научно-практической конференции!

Заблоцкая Яна заняла 2 место в муниципальном  и 3 место в краевом конкурсах «Комсомол – не просто возраст, комсомол – моя судьба!» Работы девочек строились на составлении и изложении научного текста.

Стартуют мои ребята, конечно же, в проектной деятельности школы. Можно отметить 100% участие.

  • «Солдатские звезды»
  • «Город букв»
  • «Улица Пушкина в истории города» и др.
  • Научно-практическая конференция, посвящённая 150-летию открытия Периодического закона Д.И. Менделеева

За участие в научно-исследовательской деятельности в 2019 году заслуженную награду получили 17 ребят моего класса в разных номинациях  лицейского проекта «Созвездие лицея»

Научные труды не проходят даром! Ребята имеют публикации на сайте для одарённых детей «Алые паруса»

Результатом работы по формированию смыслового чтения являются высокие показатели выполнения региональных проверочных работ (РПР).

По итогам мониторинга - полиатлона уровень сформированности УУД у обучающихся моего класса составляет высокий и достаточный уровень.

Опыт работы в этом направлении был обобщен на методическом объединении учителей начальных классов лицея, МГО и в сетевых ресурсах.

Это позволило мне принимать участие в профессиональных конкурсах различного уровня, в том числе, и «Учитель года»

«Каждый ребёнок талантлив, просто не каждый взрослый может это вовремя заметить» …Слова  Павла Астахова будоражат мою мысль. Трудно не согласиться. Адаптированные программы позволяют всем ребятам получать образовательные траектории. Но материально-техническая база оставляет желать лучшего. Я надеюсь, что ФГОС третьего поколения разрешат эти противоречия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения".

Материалы семинара "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения"....

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»

АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...

Формирование навыка смыслового чтения с использованием активных методов и приёмов обучения в начальной школе по ФГОС

Использование в работе активных приёмов и методов обучения позволяет повысить познавательную деятельность обучающихся, формировать навыки смыслового чтения...