ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка (3 класс)

Дьячкова Екатерина Сергеевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра общественных естественнонаучных дисциплин

Дьячкова Екатерина Сергеевна

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

ПРОЕКТ

        

Проект защищен

Специальность: 44.02.02

с оценкой_______________________

Преподавание в начальных классах

«      » _______________ 2019 года

Курс: 3, группа: 31

Руководитель: Сачкова Т.А.,

преподаватель МДК 01.09 Обществознание с  методикой

преподавания

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                 3

1.1. История появления города Щучье                                                      4

1.2. Географическое положение                                                                 7

1.3. Образование в городе                                                                           8

1.4 Основные достопримечательности  города                                         8

Выводы                                                                                                        10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                        11

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                 12

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в селе с богатым историческим прошлым и по праву гордимся его историей. В ней отражена судьба легендарных земляков, внесших значительный вклад в летопись родного края. Знать историю своей малой родины важно для современного человека. Ведь без знания прошлого невозможно постичь настоящее и предугадать будущее.

Актуальность моего исследования заключается в том, что наше поколение должно гордиться своей малой родиной. Этому мешает отсутствие чувства сопричастности к происходившему и происходящему. Изменить подобное состояние можно только через подлинное знакомство с реальной историей места, в котором мы родились и живем.

  Цели: рассказать об истории нашего села, восстановить хронологическую последовательность прошедших событий, упорядочить факты известные и малоизвестные нам; познакомить с жителями села.

  Задачи:

- доказать о значении и необходимости изучения данного объекта;

- способствовать поднятию престижа села;

Предмет исследования – история посёлка городского типа Щучье. В соответствии с представленными задачами использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ литературы по теме проекта;

- исследовательское наблюдение;

- анализ и систематизация данных;

- работа с архивными документами;

Практическая значимость данной работы в том, что проанализированный нами материал может быть использован на уроках окружающего мира, истории и во внеклассной работе.

 


1.1. История появления города Щучье

 Сто семь дворов государственных крестьян да два каменных дома, принадлежащих торговцам, десять ветряных мельниц да два питейных дома - так выглядело Щучье более ста лет назад. Колхозник сельхозартели им. Пушкина Бурундуков М.Е. говорил, что его покойный дед рассказывал ему, как прибыл он ссыльным сюда в 1830 году с Волги и стал седьмым жителем, поселившимся около озера Щучье. Другие старожилы вспоминают, что их деды из Тамбовской и Орловской губерний, спасаясь от жестокости помещиков, переправились в 1842 году через Урал и обосновались около неизвестного озера, дав ему название Щучье, так как в нем водились щуки. Первые же поселенцы Куликовы и Вагановы были из Тамбовской и Пермской областей. Почти целое столетие в деревне преобладали эти фамилии.

  В церковь, на ярмарку крестьяне ходили в Сухоборское (в то время д. Щучье входила в состав Сухоборской волости). Богатые ярмарки бывали в Чумляке: здесь торговали хлебом, мясом, рыбой, солью, лошадьми, бумажными, кожевенными, меховыми и железными товарами. Население Щучье тогда состояло из 316 жителей мужского и 334 женского пола. Это была, пожалуй, самая маленькая деревенька в волости, за исключением Нифанки, где проживало около 600 крестьян. Щучане занимались хлебопашеством, скотоводством, птицеводством, выращивали пшеницу, овес, в меньших размерах - рожь, коноплю, лён. Под посевы отводили 463,5 десятины земли. Из овощей разводили лук, репу, морковь. К этим культурам добавился картофель. В 1868 году им засадили немногим более восьми десятин, а собрали 1348 пудов. Славилось Щучье на всю округу своими ремесленниками. Даже в волостных селах не было подобных мастеров. В деревне жили два портных, три валенщика, два кузнеца, девять мужиков делали сани и дровни. В графе статистической ведомости «Училища» волостной писарь уверенно стоял прочерк, так как училище было в Сухоборском – одно на всю волость.

  С самого начала своего образования до 1895 года Щучье представляло собой ничем не примечательное село. После окончания строительства Омской (теперь Южно-Уральской) железной дороги вблизи села появилась железнодорожная станция Чумляк. По плану дорога должна была пройти через село Чумляк, расположенное от Щучья в 12-ти километрах на север. Боясь, что с проведением дороги торговля может снизиться, Чумлякские торгаши и кулаки подкупили инженеров, и те, утверждая, что рельеф местности около Щучья ровнее, потребуется меньше затрат, решили отвести дорогу к Щучью. Это обстоятельство способствовало более быстрому развитию края, в том числе и самого села.

   На рубеже XIX и XX веков Оренбургская губерния, в состав которой входило Щучье, стала одним из важнейших районов производства товарного хлеба. Развитие капитализма в Зауралье коснулось и села. 1915 год - еще одна веха в истории Щучья, запечатленная в документах. Огромный поток переселенцев, устремившихся из центральных губерний в Зауралье и Сибирь сказался на росте населения. В 1915 году в Щучье уже Проживало 1231 человек прописного населения и 1306 - «постороннего». Некогда маленькая деревня превратилась в большое село, где открылись одноклассное министерское училище, земская школа, работала паровая мукомольная мельница – Масленникова. Капиталист Масленников отстроил крупную мельницу для обслуживания местного населения. Жители села пользовались услугами почтово-телеграфной конторы. 32 торговые лавки снабжали щучан мануфактурой и продовольственными товарами, а по субботам сюда съезжались на ярмарку крестьяне из окрестных деревень.
   В 1922 году Сухоборская волость была переименована в Щучанскую, её центром становится с. Щучье, а в 1923 году XII съезд РКП(б) принял постановление «О районировании». Согласно его решению, прежнее административно-хозяйственное деление на волости, уезды и губернии было заменено новым - на районы, округа, области, так образовался 28 февраля 1924 года Щучанский район.

    Ранним утром 22 июня 1941 года Германия вероломно напала на Советский Союз. Тысячи советских людей, а также и народ нашего paйoнa, поднялись на защиту своей Родины. В первые дни войны трудящиеся района приступили к перестройке местной промышленности и сельского хозяйства на военный лад. В Щучье из Брянска был эвакуирован завод ППО (ЛПМ). Большую часть своей продукции он изготовлял на экспорт. Война вызвала много трудностей, однако районная партийная организация и трудящиеся района, не жалея сил и времени, преодолевали их вместе со всей страной. В связи с демобилизацией уменьшилось число трудоспособного населения. Вся ответственность, легла на плечи женщин, молодежи и стариков. Неоценимый вклад в сельское хозяйство военных лет внесли комсомольцы. В 1941 году в районе были созданы комсомольско-молодежные посты по охране урожая, проведено два комсомольско-молодежных воскресника в фонд обороны. Комсомольцы организовали теплую встречу детей эвакуированных детских домов и интернатов, подготовили для них помещения и всё необходимое. Статус города Щучье присвоен 16 мая 1945 года, когда было принято решение преобразовать Щучанский поселковый Совет в городской Совет депутатов трудящихся районного подчинения с населением 10600 человек.

   В те времена город наш был молод, его Социальное развитие только начиналось: четырнадцать улиц, три километра водопровода от озера Песчаного до железнодорожного вокзала для снабжения паровозов водой. Люди старшего поколения помнят, как пользовались водой из колодцев и озер. Даже пищекомбинат для выпуска своей продукции брал её из Нифанского озера. А для общественной бани на 25 мест её подвозили на лошадях. В городе, не было cтpoитeльныx организаций. Все работы по строительству и ремонту культурно-бытовых объектов, благоустройству проводило городское коммунальное хозяйство. Оно имело одну автомашину «ГАЗ-АА» и лошадей. Не было и отдела архитектуры, земельные участки отводил инспектор горкомхоза.
   Но город постепенно строился и благоустраивался: в 1961 году впервые началось асфальтирование улиц. Сначала появился тротуар вокруг горсада, затем асфальтом была покрыта площадь Победы. А - жители улиц получили воду из построенного водопровода. В 1957 году из Челябинска в наш город пришел первый электровоз, а в 1975  – сданы в эксплуатацию железнодорожный вокзал и автовокзал. Сегодня наш город стал заметно другим! [1].

  1. Географическое положение. Местные озера

Район расположен в западной части Курганской области и граничит с Челябинской областью, а также с КатайскимДалматовскимШумихинскимАльменевским и Сафакулевским районами области. Общая площадь района 2858 км², его протяжённость с севера на юг — 110 км, и с запада на восток — 60 км. С запада на восток территорию района пересекают Южно-Уральская железная дорога и автомобильная магистраль «Байкал».

На территории района зафиксировано более одиннадцати поселений каменного века (неолита-энеолита), свыше тридцати памятников эпохи бронзы, пять памятников раннего железного века и средневековья. Среди них известные —  у с. Белоярское,  д. Кузнецово,  д. Красноярка,  оз. Алакуль и  с. Чумляк,  где открыты многослойные захоронения.

На территории района находится Государственный природный (зоологический) Щучанский заказник. Площадь: 11670 га. Охраняемые виды: сибирская косуля,  лось, кабан,  барсук, боровая, водоплавающая дичь, журавли, тетерев, глухарь, заяц, лиса, болотная дичь,  редкие виды животных Курганской области и Российской Федерации.

  1. Образование в городе

В Щучье находится 4 средних общеобразовательных школы, 6 детских садов и 1 прогимназия «Росинка». В 2010 году было принято решение о присоединении Чумлякского профессионального училища № 18 к училищу № 29 в селе Альменево. В 2013 году Чумлякскому училищу исполнилось 80 лет. Общеобразовательная школа № 3 носит почетное имя Г. К. Жукова и является одной из лучших в области — с компьютерными и лингафонными классами, спортивным комплексом и библиотекой, построена по федеральной целевой программе "Уничтожение запасов химического оружия в РФ". Организованы Военно-спортивные игры "Зарница", "Сыны Отечества", фестивали военно-патриотической песни, уроки мужества и др.. Работает Всероссийское военно-патриотическое движение "Юнармия". В СОШ № 4 создан ресурсный центр по военно-патриотическому воспитанию школьников. Поисково-патриотический клуб "Ярополк" в Чумляке, командир С.В.Лазарев с 2009 года входит в реестр Курганского регионального отделения "Поискового движения России"[4].

  1. . Основные достопримечательности  города

К основным достопримечательностям города можно отнести:

  • Озеро Горькое — чистейшая соленая вода, светлые березовые рощи, окружающие озеро, привлекают сюда тысячи отдыхающих. Но главное достоинство озера — чудодейственная лечебная сила воды и грязи.
  • Скульптурный мемориальный памятник погибшим щучанам в Великой Отечественной войне «Воину — освободителю».
  • Памятник В. И. Ленину.
  • Памятник ликвидаторам Чернобыльской АЭС.
  • Памятник участникам в локальных конфликтах
  • Памятник 25-тысячнику-Мельник Яков Петрович (1899—1930).
  • Обелиск и монумент с мемориальной доской заводчанам ППМ, погибшим в годы Великой Отечественной войны [2].

Выводы

Работая над проектом, я совершила небольшую экскурсию по своему селу, посетила школьный краеведческий музей. Собранная мной информация помогла мне узнать историю возникновения села и дальнейшего преобразования его в город.

Проведённая мной работа показала мне, что изучение истории своей страны – увлекательное занятие. Я поняла, что живу в самом красивом и дорогом для меня месте. Возможно администрация нашего района и поселения увидят перспективы для дальнейшего развития города Щучье.

Уверена, что Красной нитью через всю жизнь для каждого из нас должны быть в сердце слова: ты помни: мира не узнаешь, не зная края своего!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей исследовательской работе мы ставили цель: рассказать об истории нашего села, восстановить хронологическую последовательность прошедших событий.  Цель работы достигнута.

В завершении нашего исследования мы поняли, насколько совместная работа еще более сближает родных людей. Исследуя историю своего посёлка, через призму истории нашей страны, ближе и понятнее становятся события далеких лет. Нам кажется, что история складывается из малых крупиц, судеб простых людей, порою забытых.

Поставленные задачи проекта выполнены. проекта актуальна, надо любить свою малую Родину.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Администрация города Щучье: [Электронный ресурс] //. URL: http://щучье-город.рф/pochetnye-zhiteli-goroda-schuch-e-1.html.
  2. Достопримечательности города Щучье: [Электронный ресурс] //. URL: https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-moya-malaya-rodina-2567715.html.
  3. Общая информация города Щучье: [Электронный ресурс] //. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Щучье_(Курганская_область).
  4. Образование города Щучье: [Электронный ресурс] //. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Щучье_(Курганская_область).
  5. Сведения о городе Щучье: [Электронный ресурс] //. URL: https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-moya-malaya-rodina-2567715.html.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра математики и информатики

Дьячкова Екатерина Сергеевна

РОЛЬ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССАХ

РЕФЕРАТ

        

Реферат защищен

Специальность: 44.02.02

с оценкой_______________________

Преподавание в начальных классах

«      » _______________ 2019 года

Курс: 2, группа: 21

Руководитель: Шакирова О.Г.,

преподаватель МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики  

с методикой преподавания

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАГЛЯДНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧНИЯ» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

1.1. Понятие «средство обучения» и его классификация                        5

1.2. Возрастные особенности развития  младшего школьника               7                                                          

1.3. Понятие «наглядные средства обучения».                                      

Виды, формы, значения наглядных средств на уроках математики        в начальной школе                                                                                     10

Выводы по 1 главе                                                                                     16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                        17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                 18

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования заключается в раскрытии эффективности использования наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта. Тема, связанная с принципом наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядности и их возможностями в обучении младших школьников.

На современном этапе бурного развития начальной школы, каждый учитель должен творчески подходить к организации процесса обучения. Проводить уроки разнообразно и увлекательно в начальной школе наиболее сложно, так как учителю на данной ступени обучения необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии и т.д., [4, с. 15].

 Каждый из этих предметов вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение образовательных задач. К тому же ребенок в начальной школе уже понимает, что  учение это труд не легкий. Учитель в свою очередь должен сделать так чтобы этот не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал познавательную активность. Как же помочь ребенку не растеряться в столь мощном потоке информации? 

Общеизвестным является то факт, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем больше рецепторов вовлечено  в восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность была введена Я.А. Коменским в педагогическую науку как дидактический принцип наглядности. Данный принцип предполагает переход от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. Использование наглядных средств обучения способствует не  только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

На основании актуальности и проблемы данного исследования мы сформулировали тему исследования: « Роль наглядности при обучении математики в начальных классах», [4].

Также нами была сформулирована цель исследования: на основе современной психолого-педагогической литературы дать анализ понятия «наглядность» и «наглядные средства обучения» в начальной школе.

В соответствие с целью, определяются задачи исследования:

 - Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

 -  Дать характеристику понятия « наглядные средства обучения»;

 -  Изучить возрастные особенности восприятия младшего школьника;

 -  Обобщить результаты исследования, сделать выводы.

Методы исследования:

- Теоретический анализ литературы;

- Обобщение;

- Систематизация;

- Сравнение;


  1. Понятие «средство обучения» и его классификация

Под средствами обучения можно понимать разнообразнейшие орудия и материалы учебного процесса, с помощью которых наиболее эффективно и за рационально сокращенное время достигаются установленные цели обучения. Основное дидактическое предназначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала, [5].

Отбор средств обучения определяется:

- задачами урока;

- использующимися методами обучения;

- содержанием учебного материала;

- предпочтениями учителя.

Функции средств обучения:

Можно отметить следующие функции средств обучения:

- Познавательная функция. Состоит в том, что средства обучения непосредственно служат познанию существующей действительности; гарантируют передачу наиболее совершенной и чёткой информации об явлении или объекте изучения и позволяют наблюдать явления и объекты, которые труднодоступны или совсем недоступны конкретному наблюдению при помощи органов чувств (к примеру, учебный микроскоп позволяет рассмотреть объекты, невидимые невооруженному глазу).

-  Формирующая функция. Состоит в том, что средства обучения развивают познавательные возможности учащихся, их ощущения и волю, психологическую сферу.

-  Дидактическая функция. Заключается в том, что средства обучения считаются принципиальным источником познаний и умений, упрощают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.

В учебном процессе все функции выступают в единстве, дополняя друг друга.

 Принципы использования средств обучения

 Выделяют следующие принципы использования средств обучения:

-  учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

      - гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);

- сотворчество педагога и обучающегося;

- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Классификации средств обучения А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:

  1. По характеру воздействия на учащихся:

- визуальные: предметы, карты, макеты, диафильмы, ИКТ – презентации, слайды;

-  аудиальные: радио, музыкальный центр;

-  аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.

  1. По степени трудности:

-     обыкновенные: учебники, печатные пособия, модели, картины;

- трудные: компьютеры, механические визуальные средства, лингафонные кабинеты.

  1. По происхождению:

-  Естественные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камешков, шишек, растений, семечек, желудей);

- Символические (представляют действительность при помощи знаков, символов: картинки, карты, схемы;

- Технические: визуальные, аудиовизуальные средства.

1.2. Возрастные особенности развития младшего школьника

Младший школьный возраст—  наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится, воспитывается человек не только в начальных классах школы, но и в средних, и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника — очень ответственная задача. В руках у воспитателя  начальных классов фактически судьба человека, и обращаться с этой судьбой нужно бережно и осторожно. Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями,[9].

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.

Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин были уверены С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский и В.В. Давыдов. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность  утверждали М.К. Акимова, В.Т. Козлова и В.С. Мухина.

В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.

Особенности внимания. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.

Особенности памяти. В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

 Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная.

Особенности воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах. Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко в 2,1 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

Особенности восприятия.

Восприятие – процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на его органы чувств. Для того чтобы воспринимать предметы, воздействующие, например, на глаз человека, воспринимающий уже должен обладать каким – то соответствующим опытом.

В восприятии человеком чего–либо огромную роль играет речь – то слово, которым назван предмет. Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать что-либо, даже те простые предметы, которые находятся перед ним. На ранних этапах развития восприятие ребенка не совершенно: образы воспринимаемых объектов отличаются смутностью и не четкостью.

Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом.

Пути формирования умения воспринимать и наблюдать могут быть различны. Несмотря на разные методические рекомендации, все исследователи согласны в главном – ребенка следует специально учить восприятию, без чего надолго сохраняете особенности восприятия, которые типичны для самых маленьких детей. Поэтому, учитывая особенности младшего школьника, психологи настоятельно рекомендуют, при обучении использовать различные виды дидактического материала и наглядных пособий.

Опираясь на большую доступность маленьким детям чувственного познания, возникает острая необходимость использовать в обучении разные виды наглядных пособий. Рассказывая о диких и о домашних животных, знакомя детей с цифрами, множествами, операциями над ними, буквами, создавая представления об осени и весне, о пустыне и тайге учитель обязан использовать большое количество разнообразной наглядности. Это могут быть натуральные объекты: колосья злаковых культур, листья деревьев, овощи и фрукты, либо изображения предметов: фото, открытки, картинки, либо схемы, таблицы, диаграммы. Использование наглядности позволяет сформировать у ребенка правильное представление о предмете, явлении, законе который он изучает. Как показывают исследования, при использовании наглядных пособий для большего эффекта демонстрируемый предмет или его изображение необходимо комментировать, т.к. всякая наглядность демонстрирует какой-то единичный предмет, но единичное всегда имеет и общие для всех однородных предметов признаки, свои особенные, частные признаки, присущие только данному экземпляру.

Именно комментирование демонстрируемых объектов позволяет детям увидеть в каждом объекте именно то, что является главным и общим для всех данных предметов и, пропуская при этом мелкие частные подробности, и только вопросами и указаниями можно вести глаз ребенка по воспринимаемому объекту. Без речи же наглядность нема.

Кроме того, в речи можно фиксировать не только признаки или части предмета, но и характеризовать особенности каждого единичного предмета.

Сочетание чувственного и словесного необходимо, для того чтобы дети научились в единичном видеть общее, а через части – целое. Однако, в целом ряде исследований подчеркивается, что долго задерживаться на использовании наглядности в обучении уже знакомого материала не следует, так как это задерживает переход ребенка к самостоятельному созданию образа предмета, к обобщению и оперированию отвлеченным содержанием, а следовательно, задерживает развитие у ребенка абстрактного мышления.

Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения технических средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы (или как бы их синтетическое воздействие) обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью технических средств обучения, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, создающей эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению, к абстрагированию.

Вместе с тем психологи указывают, что хотя весь анатомо-физиологический аппарат, необходимый для осуществления процесса восприятия готов к работе уже на первом году жизни ребенка, однако нужна длительная и систематическая работа по обучению детей правильным и рациональным способам чувственного познания окружающей действительности.

Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые ребенка окружают и с которыми он взаимодействует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала выше, чем запоминания словесного материала. Конкретно-образный характер восприятия и памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются с такими трудными приемами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например на соответствующие иллюстрации. Это особенно надо знать и учитывать педагогу при организации учебного процесса.

На основе всего этого можно сделать вывод, что у младших школьников совершенствование восприятия не останавливается. Вследствии совершенствования и других аспектов психики, таких как наблюдение, восприятие становится более управляемый и целенаправленный процессом. В следствии увеличения знаний дети 7 – 10 лет без труда различают объекты и целые картины. Неизвестные устройства, знаки, растения дети этого возраста без труда воспринимают как представителей какой-то группы вещей «т.е категориально»: «Какой-то куст»: «Это какая-то машина». Синкретичность у детей младшего школьного возраста проявляется значительно слабее, чем раньше, из-за сосредоточенности на отношениях частей в целом, из-за склонности отыскать смысловые отношения при восприятии предмета [6, с.246].

  1. Понятие «наглядные средства обучения».

Виды, формы, значения наглядных средств на уроках математики в начальной школе

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - говорит народная мудрость. Эти слова имеют непосредственное отношение к урокам математики.

Принцип наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен и остается одним из главных и ведущих принципов дидактики и сегодня. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. Наглядность особенно важна в обучении математике. Особенно важна ввиду того, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления

Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.

Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы – это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.

Опора на чувственные образы, ощущения и восприятие ребенка при использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракции и понимания изучаемых теоретических положений при помощи наглядных пособий.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

-  Метод иллюстраций

-  Метод демонстраций

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске, карт, портретов и тому подобное. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок и так далее. К демонстрационным методам также относятся показ диафильмов, кинофильмов, компьютерных презентаций.

Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств:

1.        Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное.

2.        Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты.

3.        Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.

4.        Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера, [3].

Из различных видов наглядности – натуральной, изобразительной, символической – широкое применение в обучении математике находит символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы).

Каждое средство наглядности отличается и той специфической функцией, которую оно может выполнять в учебном процессе, обеспечивающем его высокую эффективность. Важным элементом учебного оборудования должны стать комплекты средств вариативной наглядности. Они позволяют во время урока быстро создавать, изменять, разные ситуации с использованием наглядных пособий. Для этого используются наборы иллюстративных материалов или меловых рисунков, чертежей и записей. К числу таких средств относятся магнитная доска и фланелеграф, дидактические возможности которых во многом одинаковы.

В связи с различными дидактическими функциями и возможностями средств наглядности требуется их комплексное применение на уроке. Только в этом случае будет достигнута максимальная эффективность в решении каждой познавательной задачи урока. Комплексное применение различных средств наглядности объясняется тем, что оно обеспечивает совместную работу на уроках различных анализаторов.

Вместе с тем многообразие средств наглядности оправдано лишь в тех случаях, когда требуется раскрыть различные стороны изучаемого явления или предмета, а каждое из этих сторон более убедительно и полно может быть отражена лишь с помощью определенного вида наглядности. Нельзя не согласиться с Ю.К. Бабанским в том, что “Чрезмерное увлечение наглядностью ведет к затормаживанию развития абстрактного мышления, без которого невозможно эффективное познание окружающей действительности. Обильное применение наглядности часто рассеивает внимание учащихся, отвлекает от познания главных идей темы, особенно когда речь идет об учащихся не с наглядно-образной, а со словесно-логической памятью”.

Изучая математику в начальных классах, младшие школьники усваивают ряд сложных понятий: понятие числа, понятия арифметических действий, законов арифметических действий, понятие уровня, равенства, неравенства и других, которые связаны с отвлеченным, абстрактным мышлением учащихся. К его развитию, к образованию общих математических понятий «надо идти, отправляясь от наглядного обучения, которое опирается на восприятия и ощущения, идущие от предметного, объективного мира, что и называют в школьной практике наглядностью, наглядными пособиями».

Знание видов наглядных пособий дает возможность учителю правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении, а также изготовлять самому вместе с детьми необходимые наглядные пособия.

Учебные наглядные пособия принято делить:

-  натуральные

-  изобразительные

К натуральным наглядным пособиям относятся предметы окружающей жизни: тетради, палочки, кубики и т.п.

Среди изобразительных наглядных пособий выделяют:

образные:

-  предметные картинки;

- изображения предметов и фигур из бумаги и картона;

- таблицы с изображениями предметов или фигур.

символические (условные):

- карточки с изображениями математических символов (цифр, знаков, действий, знаков отношений «>», «<», «=»), схематические рисунки, чертежи.

экранные: учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.

Предметы школьного оборудования по математике делятся на две группы: общее оборудование (рабочее место учителя, рабочее место учащихся, классная доска, проекционная аппаратура, макеты и т.п.) и учебное оборудование (чертежные и измерительные инструменты, демонстрационные приборы и наборы, печатные и экранные пособия и т.п.). 

Ученик получает возможность использовать большие объемы разнообразной информации в комплексном ее представлении, доступ к которой иными способами не может быть обеспечен. Использование средств мультимедиа непосредственно в ходе учебного занятия, обеспечивают оперативность получения нужных сведений. Никакие иные "некомпьютерные" источники информации: библиотеки, архивы, справочники, книги - такой оперативности, безусловно, не обеспечивают.

В то время как традиционные технические средства обучения ориентированы на организацию осознанного восприятия новых знаний, мультимедийные средства позволяют организовать активную деятельность по их получению и преобразованию.

Средства наглядности по их роли в учебном процессе школьников могут быть разделены на две группы:

-  средства предметно-образной наглядности

-  знаковая наглядность

К группе средств предметно-образной наглядности относятся:

- картинки

- фотографии

-  рисунки

-  диапозитивы

-  диафильмы

-  кинофильмы

-  объемные модели

-  натуральные объекты

- игрушки

- чучела

- макеты

- муляжи

- продукты ТСО

К группе знаковой наглядности относятся:

- схематические объемные модели

- схемы

- чертежи

- таблицы

- диаграммы

- карты и т.д.

Эти средства наглядности нужны для передачи сложной связи, взаимосвязи и отношений объектов изучения, их внутренней структуры, не поддающейся реалистическому, образному восприятию. Они помогают учителю опираться на чувственно воспринимаемые учащимися образы при формировании сложных представлений и понятий.

Как известно, отражение действительности в сознании человека осуществляется в единстве чувственного и рационального. «Ни чувственное познание, ни абстрактное мышление не в состоянии в отдельности, в отрыве друг от друга обеспечить познание в сущности исследуемого объекта», - отмечает А.П. Шептулин,[13].

На основе рассмотренного, мы можем сделать вывод : «Никогда не ограничивайтесь наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся».


Выводы по 1 главе

В первом параграфе первой главы нами было рассмотрено понятие «средства обучения» и его классификация. Также мы рассмотрели принципы и функции средств обучения.

Во втором параграфе нами были рассмотрены возрастные особенности развития  младших школьников. Мы более подробно углубились в психологические процессы , формирующиеся у младшего школьника.  Так же,  более подробно, проанализировали понятие «восприятие», и узнали, на каком жизненном этапе развития у ребенка формируется восприятие.

В  третьем параграфе мы рассмотрели понятие «наглядные средства обучения». Так же более подробно узнали о видах, формах и  значениях наглядных средств обучения на уроках математики в начальной школе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании реферата нами была изучена и проанализирована научная литература и электронные источники. Так же нами была изучена проблема в трудах известных учёных Я.И. Коменского, А.П Шептулина, Д.В. Эльконина, И.В. Дубровиной, Н.Ф. Талызиной, Л.С. Выготского. На основе всего анализа можно сказать, что наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления,  позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. Следовательно,  можно сделать вывод, что наглядности в обучении присущи следующие характеристики:

-  она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;

-  является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти детей младшего школьного возраста;

-  образует фундамент развития творческого воображения и мышления;

-  является критерием достоверности приобретаемых знаний;

- оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность;

-  соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;

-  обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения;

-  мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

-применяемая наглядность на уроках в начальной школе должна соответствовать возрасту учащихся;

В перспективе курсовой работы мы планируем продолжить исследование темы: «Роль наглядности на уроках математики в начальных классах».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Возрастные особенности младшего школьного возраста: [Электронный ресурс] //. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012 /12/31osobennosti - razvitiya-detey-mladshego-shkolnogo /.(Дата обращения: 10.06.2019).
  2. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Текст ] / В.И. Гарбузов. - Санкт-Петербург: АО «Сфера», 1994.-160 с.
  3. Дидактика современной школы: пособие для учителей [Текст] / Б. С. Кобзарь, Г. Ф. Кумарина, Ю. А. Кусатый и др.; под ред. В. А. Онищука. –  К.: Рад. Школа, 1987. – 351 с.
  4. Занков, Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении [Текст] / Л. В. Занков. – Москва: ГУПИ МП РСФСР, 1960. – 312 с.
  5. Использование наглядных средств обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]//. URL: https://infourok.ru/icpolzovanie-naglyadnih-sredstv-obucheniya-v-nachalnoy-shkole-v-usloviyah-realizacii-fgos-2180658.html /. (Дата обращения: 16.05.19).
  6. Классификация средств обучения: [Электронный ресурс] //. URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/klassifikaciya_sredstv_obucheniya_/. (Дата обращения: 14.06.2019).
  7. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник [Текст] / Г. М.  Коджаспирова.- Москва: Гардарики, 2004. – 528 с.
  8. Оконь, В. Введение в общую дидактику: пер. с польского Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина [Текст]/ В. Оконь. – Москва: Высш.школа, 1990.- 382 с.
  9. Младший школьник. Развитие личности: [Электронный ресурс] //. URL:  https://agespsyh.ru/otvety-k-ekzamenu-vozrastnaya-psikhologiya/170-mladshij-shkolnik-razvitie-lichnosti-otnoshenija.html /. (Дата обращения: 11.06.2019).
  10. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для студентов пед. колледжей [Текст]/ И. П. Подласый – Москва: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
  11. Попова, Н. Б. Методологические и психологические основы наглядности. Методы, приемы и технологии развивающего образования: избранные педагогические труды [Текст] / Н. Б. Попова, А. В. Петров; под ред. А. В. Петрова. - 2004. - с. 144 - 152.
  12. Попова, Н. Б. Мир науки, культуры, образования: Классификация средств наглядности в современной системе обучения [Текст] / Н.Б. Попова / /Научный журнал, 2007.- № 2.- с. 88–92.
  13. Попова, Н. Б. Наглядность и мышление [Текст] / Н. Б. Попова, А. В. Петров // Наука, культура, образование. - 2004. - №15/16. - с. 207 - 209.
  14.  Средства обучения и их классификации: [Электронный ресурс] //. URL: https://works.doklad.ru/view/owBZGUpRGiE.html/. (Дата обращения: 15.05.2019).
  15.  Статья о наглядности на уроках математики: [Электронный ресурс] //. URL: https://infourok.ru/statya-o-naglyadnosti-na-urokah-matematiki-719533. html /. (Дата обращения: 16.05.2019).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...