«Развитие навыка самоорганизации на уроке»
статья (2 класс)

Титенко Светлана Васильевна

Развитие навыка самоорганизации на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья15.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие навыка самоорганизации на уроке»

     В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».

Цель учителя: создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.  

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.

Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника:

 - умение определять цель учебного задания;

- умение планировать учебное задание;

- умение целесообразно выполнять учебное задание;

- умение контролировать ход и результаты учебного задания;

- умение оценивать ход и результаты учебного задания.

Самоорганизация – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Говоря о формировании у школьников самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей:

·        Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.

(примеры алгоритмов)

·         Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации).

Здесь, как пример,  работа по памятке. Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.

·        Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной с самоорганизации).

      Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.

Самостоятельное усвоение нового материала оказывает неоценимую помощь в развитии познавательной деятельности младших школьников.

Важно, что повышению эффективности способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самоорганизации как черт личности, развития их умственных способностей. С\р организую в парах, группах, индивидуально. Например, при знакомстве с новой буквой или числом учащиеся работают в парах по знакомому алгоритму.

 Обучение самостоятельности начинается с первого дня ребёнка в школе.  Начинать нужно именно с бытовых вопросов. Ребёнок должен уметь обслуживать себя сам: собирать портфель, застёгивать одежду, убирать рабочее место и т.д.

4.Учебно-организационные  умения  и  навыки

1 класс

4 класс

4.1. Правильно  пользоваться  учебными  принадлежностями,  понимать  учебную  задачу, учиться  работать  в  заданном  темпе.
4.2. Проверять  работу  по  образцу.
4.3. Соблюдать  правильную  осанку.
4.4. Организовать  свое  рабочее  место.

4.1. Готовить  рабочее место  для  учебных  занятий и  труда.
4.2. Самостоятельно  выполнять  основные  правила  гигиены,  учебного  труда,  режима  дня.
4.3. Работать  в  заданном  темпе.
4.4. Учиться  контролю  учебной  работы  как    своей,  так  и  одноклассника.
4.5. Оценивать  учебные  действия  по  образцу  оценки  учителя.
4.6. Вести познавательную  деятельность в  коллективе, сотрудничать   при решении учебных  задач (умение  объяснять, оказывать  помощь, принимать  помощь  товарища.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность и формирование навыков экспериментальной работы как средство обогащения словаря и развития навыка говорения в рамках реализации ФГОС на уроках обучения английскому языку (Городская НПК АППО СПб 9 апреля 2014)

В прошлом году  в Лицей № 244, который является экспериментальной площадкой по апробации внедрения новых технологий обучения, поступило оборудование для проведения уроков дополнительного образова...

"Навыки самоорганизации" рекомендации родителям и педагогам по формированию регулятивных учебных действий у учащихся начальной школы

Уже несколько лет образовательные учреждения  Самарской области строят свою учебную деятельность по Федеральным государственным образовательным стандартам. На протяжении многих лет ро...

Презентация "Развитие навыков чтения на уроках в начальной школе"

Презентация "Развитие навыков чтения на уроках в начальной школе"...

Методические рекомендации по развитию навыков чтения на уроках английского языка в начальной школе

Данный материал освещает проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе и пути их решения....

Доклад "Развитие навыков творчества на уроках и во внеурочной деятельности"

          Ребенок по своей природе существо весьма любознательное, полное стремления познавать все новое, неизвестное, неизведанное.  И пока велико это природное н...

доклад на тему Развитие навыков аудирования на уроках английского языка

описывает навыки и методы развития аудирования в начальной школе...