Обобщение педагогического опыта
материал

Заиченко Татьяна Петровна

Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии деятельностного метода обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta._pedsovet.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

по теме:
«Создание современного урока по ФГОС»

 Автор Заиченко Т.П.

                                                                                                          МБОУ ОСОШ №2

Целью обобщения опыта является  формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого сохраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обученности.

Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии деятельностного метода обучения. Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, потому, что применяя его в учебном процессе можно решить задачи, поставленные перед учителем в свете внедрения  федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме  использовать в своей работе системно-деятельностный подход, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.

                                      Живем в эпоху нанотехнологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

                  А ныне новый наш образовательный стандарт.

Мы, конечно же, стараемся быть курсе всех инноваций, ведь любая инновация направлена, на получение  более качественного результата. По сути дела произошла революция в понимании стандарта. Если раньше стандарт был ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со стандартом, который задает образ жизни школы. Стандарт – как договор в форме тех или иных норм между школой, семьей, обществом и государством.

Вот и у меня получается в классе « стандарт – договор, между мной,  учениками и родителями»

И тут передо мной вопрос, что нужно изменить в своей деятельности.

Происходит

«Смена образовательной парадигмы (цели).

Вместо передачи суммы знаний-

развитие личности учащихся на основе освоения способов деятельности»

Таким образом, я стараюсь внедрить в мою практическую деятельность систремно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Но что очень важно отметить, что, новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему обучения, а преобразовывает её.

На уроках, я стараюсь создавать и организовывать условия, инициирующие  действие обучаемого.

  Как создать  условия. А тут, новые образовательные технологии, методы, формы, средства, приемы с которыми я знакомилась сама, с которыми меня знакомили коллеги.

  Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Я стараюсь, систематически обучать детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений.

Применяю на уроках, технологию диалога, обучаю учащихся ставить и адресовать вопросы.

Стараюсь эффективно (адекватно цели урока) сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учу детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Добиваюсь осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Стремлюсь оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряю и поддерживаю минимальные успехи.

Специально планирую коммуникативные задачи урока.

Принимаю и поощряю, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучаю  корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность) 

В чем, я считаю эффективность моих уроков.

5% своего урока, я трачу просто на рассказ – лекция.

90% - это коллективные способы обучения (самостоятельная работа, задания с проверкой, расскажи соседу, объясни свой выбор, найдите на страничке понятия что не проговорили в правиле, которое только вывели, найдите, что нового вы ведите на страничке, о чем вам хотелось узнать, что вы знаете, а что узнаем, а зачем нам это, выскажите мнение, помоги соседу. Т.е. идет взаимообучение, обсуждение в диалоге. Сразу скажу все это не так просто дается и много факторов на это влияют. Но пытаюсь делать.

10% я трачу на самостоятельное чтение, если это не урок литературы, в первых большая проблема с чтением, у меня есть не читающие дети, но если быть краткой, только малая часть детей сможет прочитать и сделать правильный вывод, хоть этот 1 класс, хоть коснись моего прошлого выпуска, я последнее собрание посвятила чтению, проводила анкету, проводила опрос с родителями, старалась убедить, что дела и заботы наши, которые у всех есть, они ни куда не денутся и мы их никогда не переделаем, а посвятить ребенку время, да еще в таком возрасте, читая вместе или родители читают детям, это много значит. Но не буду рассказывать, как это зависит от воспитания, социального статуса самих родителей. Я надеюсь, что хоть малейшая капля, где то останется в голове родителя, и он прислушается к моим рекомендациям.

Точно так и на уроке с детьми привожу ситуации, примеры и пока хочется читать, стараются, но через время забывается и снова работа начинается сначала.

И вот та часть детей, которая прочитала, поняла, начинает подталкивать к правильной мысли, к нужному абзацу, ненавязчиво, не акцинтрируя на это внимание, я сразу включаю в работу. И, конечно же, за маленькое слово, сказанное на уроке – похвала, а тем детям, которые очень редко работают, особая похвала, внимание всех детей.

Я стараюсь быть на уроке – организатором.

  На уроках  обязательно план действий, корзина идей.

Проблемно – диалогическая технология, где дети учатся самостоятельно решать проблемы и отвечать на вопросы.

  Каким образом ученика включить в образовательный процесс?

Только с помощью действия.

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения ( для меня это очень важно, дети очень медлительны)

 Я ориентируюсь на потенциальные возможности ученика, что он сможет и чего от него требовать не стоит, все в пределах программы.

Ну и, конечно же, на уроке, должна  быть смена  видов деятельности.

Урок становится личностно-развивающим, метапредметным, стирается грань между воспитанием и обучением.

75% урока это практическая работа, на уроке работая у доски вместе, все получается – все молодцы, как только переходим к практической работе миллион вопросов.

Например, урок технологии. Знакомлю с планом, и подробно останавливаемся на каждом пункте. Вы должны быть внимательны. Все действия я буду показывать, следите за мной. Во время выполнения действий, дети  знают, работу нужно выполнять самостоятельно.  Они учатся меня слушать. Но как только начинаем выполнять работу 21 вопрос и у меня не получается. А ты пробовал.. конечно используя свою хитрость проходя мимо или … я подхожу, но стараюсь, чтобы дети  понимали, как только он будет слушать инструкцию и ее выполнять , у него все получится. И тогда восторг. Тут же и взаимопомощь.

На уроке я подбираю  задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

задания, способствующие осмыслению материала учеником;

задания, способствующие закреплению материала учеником.

20% - аудио – видио методы.

А вот работа в малых группах – 50%,  технология критического мышления. А малые группы, это пока у нас пары, мы только учимся. 3- 4 класс здесь уже группы из 4, 5 человек. Бывает на окружающем мире очень объемный материал и тут помогает группа. Дети изучают, а бывает, и ряд вопросов даю на которые нужно ответить, затем представляют материал другим. Дается одно и тоже задание, кто лучше и подробнее представил материал.

 Совместная работа способствует лучшему пониманию трудного текста, есть возможность повторения, усиливается диалог, уважение к собственным мыслям.  Дети учатся самореализации и саморазвитию, ведь они находят интересную информацию и многое другое. Методы активного обучения

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации.

И часто практикую  домашнее задание с выбором, если материал позволяет это сделать, но то, что обязательно, это обязательно для всех.

Даю  возможность обучающимся по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов. Дифференцированное обучение.

Сегодня ценностью является  тезис «ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю».

30% моего урока - это демонстрация.

Не могу не коснуться методики доктора Базарного. Здоровьесберегающая технология. Мне эта методика очень помогает в ведении урока, так как здесь присутствует технология раскрепощенности детей, но сейчас я использую ее частично.

Подводя итог, можно отметить:

Результаты исследований молодых людей, окончивших школу, показали, что только 10 % опрошенных правильно ответили на поставленные вопросы, т.е. школа учит успешно только 1 из 10 учащихся. Почему? Исследования показали, что человек запоминает только 10 % того, что он читает. 20% того, что он слышит, 30% того, что видит. 50% запоминает из того, что видит и слышит, просматривая фильмы, на выставках и экскурсиях. 70% запоминает из того, что говорит, действует, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую  деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%. Значит, только 10% людей способны учится с книгой, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, а по- другому: своими действиями, делами, становятся активными участниками образовательного процесса.

Важно! Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-

то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним

словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, потому, что применяя его в учебном процессе можно решить задачи, поставленные перед учителем. О чем я вам рассказала,  я предполагаю и есть эффективность уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...