Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми.
статья

Статья:  Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми.

Дети — это будущее любой страны, а одаренные дети — её интеллектуальный потенциал. Задача учителя, как можно раньше выявить способности в своих учениках, создать условия для их развития, чтобы в будущем эти дети могли составить гордость и славу своей семьи, школы, малой Родины, а в итоге и своего Отечества.
Кто такой одаренный ребенок?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, выдающимися достижениями  в той или иной деятельности.

Существуют 7 видов одаренности,  Академическая одаренность

  • Интеллектуальная одаренность
  • Творческая одаренность
  • Одаренность в школе
  • Художественно-эстетическая
  • Социальная или лидерская
  • Психомоторная (Спортивная)

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в школе реализуется по следующим направлениям:

  1. Выявление одарённых и талантливых детей и их сопровождение.
  2. Создание оптимальных условий для развития и реализации интеллектуально — творческого потенциала одарённых детей. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности.
  3. Поощрение одарённых детей.
  4. Повышение профессиональной квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
  5. Систематическое взаимодействие с семьей одаренного ребенка.
  6. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.

К работе по выявлению одаренных и талантливых детей привлекаются специалисты различных категорий: педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители; учителя-предметники, администрация, а так же родители.

С целью повышения эффективности выявления одаренных детей разработан и внедрён в практику диагностический инструментарий. Основными предметами исследования, которого являются: оценка интеллектуального развития, творческого потенциала, мотивационного развития.

Организация условий для работы с одаренными детьми осуществляется через:

  • – предметную учебную деятельность;

В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. Ежегодно, обучающиеся по новым федеральным стандартам, участвуют в защите проектов.

  • – внепредметную учебную деятельность;

Внепредметная учебная деятельность реализуется через работу факультативов и элективных курсов по формированию исследовательской культуры учащихся. Продуманная организация исследовательской работы способствует формированию у школьников творческого мышления, воспитанию самостоятельности в принятии конкретных решений, развитию навыков сотрудничества, взаимопомощи и поддержки в процессе коллективного решения исследовательских проблем.

Результатами работы можно считать следующие достижения:

  • – Участие обучающихся в краевых конкурсах проектно — исследовательской деятельности школьников
  • – Результативное участие в научно — практической конференциях
  • – внеурочную деятельность

Внеурочная деятельность, способствующая выявлению и развитию одарённых детей, актуализации их творческих и интеллектуальных способностей реализуется через:

  • – продолжение и появление новых традиций, таких как — Дня Науки, ведение книги достижений школы,
  • - Портфолио учащихся.
  • – организацию участия учащихся в предметных олимпиадах,

Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в школьных  учреждениях условий для развития одаренности.

Согласно ФГОС образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность с одаренными и талантливыми детьми.    

Внеурочная деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одаренных детей в свободное от обучения время.

Эффективной формой  внеклассной учебной работы являются предметные кружки,  подобранные в соответствие со спецификой профиля обучающихся.

Предметные кружки.

Кружок – это эффективная форма внеклассной учебной работы по определенному предмету. Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач как привитие интереса к предмету, расширение и углубление знаний, полученных на уроке.

Систематические занятия способствует повышению качества их знаний, развитию одаренности, воспитанности.

Кружки имеют тесную меж предметную связь с  уроками математики, азбуки, окружающего мира, информатики.

Для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

Для эффективной системы работы  по различным направлениям с одаренными детьми во внеурочной деятельности осуществляю  следующие формы и методы работы.

Формы:

  • Практические занятия
  • Беседы
  • Виртуальные экскурсии
  • Игровые программы
  • Соревнования
  • Зачетные занятия

Методы:

  • Словесные методы
  • Наглядные методы
  • Практические методы
  • Методы контроля

Для эффективной работы с одаренными детьми  на кружках следует проводить: 

Виртуальные экскурсии. С помощью презентаций наглядности и видеороликов знакомить с материалом. Так же дети могут работать с интерактивной доской.

Уроки - проекты. Создание проектов и презентаций: делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.

 Уроки – квесты - это урок, на котором материал изучается в виде игры, когда ученикам предлагается цепочка разнообразных логических заданий с последующим выполнением определенных действий.

Уроки – дискуссии. Знакомство с понятиями: проект, проблема, источники информации, объект исследования, наблюдение, эксперимент, опыт, гипотеза)

Урок – опыт. Опыт показывает, что целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и «слабых», создаёт атмосферу сотрудничества. Одаренных ребят привлекает возможность проявить в кружковой работе самостоятельность, инициативу. Данные формы, методы и задания  активизируют творческий процесс; дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями, предполагают неформальное общение.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит  достичь максимально возможного уровня развития.

Бесталанных людей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с одаренными детьми убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.

Литература

  1. О.О. Запотылок. Работа с одаренными детьми. - Мн., 2006 4.
  2. Истомина, С. В. Система работы с одаренными детьми / С. В. Истомина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 457-461.
  3. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого М.В. - М., Прогресс, 1991 5.
  4. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости: дискуссионные вопросы. // Одарённый ребёнок. - 2004, №4. - с.6-13
  5. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых детей. // Педагогика. -2003, №6.- с.27-32
  6. Черноголовая Н.Н. Программа работы с одарёнными детьми. // Образование в современной школе.- 2004, №7.-с.32-39 13.
  7. Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант.- Мн., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар: Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характ...

Система работы с одаренными детьми

Описание системы работы с одаренными детьми...

Методическая разработка :"Система работы с одаренными детьми."

В методической разработке освещены основные моменты в работе с одаренными детьми. Важность во время заметить таких детей.Сложности , пути их решения. Необходимая поддержка, которая позволит в полном о...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Проектная деятельность как эффективная форма работы с одаренными детьми.

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащих­ся — проектной деятельности....

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы   нашей школы....