Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков"
статья

Гурова Елена Юрьевна

 "Формирование коммуникативных навыков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_formirovanie_kommunikativnoy_kompetentnosti.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы должны воспитывать так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний»

В.А.Сухомлинский.

Опыт работы по теме

«Формирование социально-коммуникативных навыков младших школьников»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие взаимодействовать с другими людьми.

Люди, не способные к взаимодействию, часто теряются в обществе, подвержены стрессам.

Преодолеть этот дискомфорт можно лишь за счет формирования социальной  компетенции или компетенции взаимодействия с другими.

В компетентность взаимодействия с другими входят следующие понятия:

Кооперативность

Способность к сотрудничеству — как в роли лидера, так и в роли участника, ответственность и ее распределение, организация действий внутри команды, умение предотвращать и урегулировать конфликты

Коммуникативность

Способность договариваться, убеждать, аргументировать, видеть разные точки зрения и интересы, разрешать конфликты, способность поддерживать связи с людьми

Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

    В основе ФГОС НОО лежат системно-деятельностный и компетентностный подходы. Они предполагают воспитание и развитие качеств и компетенций личности, которые отвечают требованиям современного общества. Поэтому, проблема формирования компетенции взаимодействия с другими является актуальной и имеющей практическую значимость.

В процессе взаимодействия со сверстниками и учителем в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, формируются необходимые социально-эмоциональные навыки.

В этом заключается необходимость данной компетенции.

Условиями проявления качеств личности и способностей можно считать создание позитивного коммуникационного климата, поскольку человек, особенно ребенок, максимально раскрывается и действует, проявляя свои настоящие качества и способности, когда он чувствует себя свободно в социальном общении и взаимодействии: сфера социально-бытового общения (семья, родные, друзья, выполнение несложных обязанностей по дому); сфера делового (учебно-трудового) общения, сфера увлечений (музыкальная или спортивная школа, кружки, занятия по интересам); сфера социально-культурного общения (правила поведения в театре, музее, на природе, во время путешествий); сфера исследовательского и научно-познавательного общения.

Отсюда вытекают базовые навыки социально-коммуникативных навыков.

Эмоциональные навыки

- распознавание эмоций;

- использование эмоций для помощи мышлению;

- понимание эмоций;

- управление эмоциями.

Социальные навыки

- способность выразить себя в социальных взаимодействиях;

- способность «читать» и понимать разные социальные ситуации;

- знание социальных ролей, норм, правил;

- навыки решения межличностных проблем;

- навыки выполнения социальных ролей.

Сформировать социально-коммуникативные навыки учащегося - значит научить ребенка максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях общения, с учетом своих личностных особенностей и особенностей партнера по общению, сформировать и укрепить желание и умение общаться, обеспечив для этого необходимый набор знаний.

В своей работе с детьми учителю необходимо придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

Я стремлюсь, чтобы каждый ученик умел общаться, умел слушать и говорить так, чтобы быть услышанным, умел оценить свою и чужую речь, умел словесно импровизировать, умел передавать информацию, поддержать беседу, принять участие в дискуссии, установить контакт, найти способ уйти от ссоры во время спора.

Где и как учить детей общению? Конечно же, на уроке. А что такое современный урок?

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но эти задачи зачастую решаются теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Для участников образовательного процесса урок интересен тогда, когда он современен. Современный урок – совершенно новый, насущный, актуальный. Современный урок закладывает основу для будущего, готовит ребенка к жизни в современном обществе.

На заседании городского методического объединения учителей начальных классов представила опыт работы по теме «Современный урок в начальной школе».

Мною была написана статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

Данная статья была опубликована в Сборнике материалов региональных научно-практических конференций (изд. Орел-2017) Департамента образования Орловской области (стр.16-20)

На своих уроках использую следующие виды деятельности:

  1. Организация групповой и парной работы

Организация групповой и парной видов учебной деятельности на каждом уроке позволяет обучающимся научиться координировать свои действия с действиями одноклассников с помощью коммуникативных средств. Ребенку необходимо сообщить своим одноклассникам о намерении выполнить то или иное действие; непроизвольно оценить уместность его выполнения, уместность предложения одноклассникам конкретного способа действий. Данные формы работы в своей педагогической деятельности я организовываю практически  на каждом уроке.

  1. Применение игровых технологий в учебной и во внеурочной деятельности. Одним из самых продуктивных способов формирования компетенции «Взаимодействие с другими» является включение игровых технологий в учебную и внеурочную деятельность обучающихся. В игре обучающиеся получают колоссальный опыт коммуникативного взаимодействия не только с педагогом и сверстниками, но и с самим собой. Особую ценность игровая деятельность приобретает еще и по следующей причине: в игре младший школьник «примеряет на себя» различные социальные роли, каждая из которых предполагает свою специфику коммуникативного взаимодействия (исходя из условий игры).  

3.  Организация проектной деятельности младших школьников. В помощь педагогу, стремящемуся сформировать у обучающихся высокий уровень развития коммуникативных компетенций, разработана современная педагогическая технология – организация проектной деятельности младших школьников, которую я регулярно использую в своей педагогической деятельности.  

4.  Организация взаимодействия обучающихся в форме диспутов, дебатов. В современном мире любому человеку необходимо уметь: отстоять собственную позицию, по какому-либо вопросу; обосновывать свою приверженность позиции, опираясь на логичную доказательную базу. Развитие этих умений невозможно без развитых коммуникативных умений. В своей педагогической деятельности я регулярно использую такие методы обучения как диспут и дебаты. В процессе дебатов обучающиеся формируют умение отстаивать и обосновывать собственную позицию. Учатся принимать позицию оппонента и отказываться от своей, в том случае, если собственная позиция является ошибочной.

На уроках применяю элементы диспута и дебатов через речевые приёмы. Дети приучаются к таким высказываниям как «Я с тобой не согласен», «Возможно ты прав, но я считаю так», «Я хочу тебе помочь», « Я уважаю твоё мнение, но».

Создаются Памятки:

Памятка "Я участник диспута".

Памятка "Как вести дебаты"

1. Выбор темы.

2.Подбор вопросов по этой теме.

3.Подготовка речи.

4.Грамотное эстетическое оформление речи. 

1. Думай, как спорить.

2. Выскажи свое мнение и докажи его.

3. Говори просто и последовательно.

4.Спорь честно.

5.Не повторяйся.

6. Уважай того, кто спорит с тобой. 

«Репортаж с места событий»

В игре участвует несколько человек: корреспондент и герои сказки «Теремок». Происходит жеребьевка. Распределяются роли. Участники должны рассказать о происшествии со своей точки зрения, ответить на вопросы корреспондента:

  • Чем ты был занят до «происшествия»?
  • Что ты подумал, когда теремок начал падать?
  • Кого ты считаешь виноватым в происшедшем?
  • Что ты планируешь делать дальше?

Чтобы немного отдохнуть, предлагаю игру.

 Игра «Волшебные очки»  

Цель. Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.

Описание игры. Учитель приносит коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет:  «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые!»

Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

         Таким образом, учащиеся  приобретают опыт социально-коммуникативного общения, успешного взаимодействия с одноклассниками, умения владеть сложными коммуникативными задачами на основе игровой деятельности, готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение слушать и слышать друг друга.

Каждый день, придя в школу, обучающиеся встречаются с маленьким чудом. Ведь процесс познания сам по себе – чудо. С первого урока я строю процесс познания таким образом, чтобы у детей возник интерес к творческой деятельности, закрепились положительные чувства и эмоции, полученные от их деятельности. Пробуждая интерес к учению,  создаю ситуацию успеха.

Поэтому несколько лет я работала по теме «Создание проблемной ситуации в начальной школе».

На региональной видеоконференции «Реализация ФГОС начального общего образования: актуальные проблемы и пути их решения» был представлен мой педагогический опыт работы по теме «Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе». Также была данная статья опубликована на сайте Инфоурок в сети Интернет.

Итогом  всей  работы по формированию социально-коммуникативных навыков у учащихся является овладение детьми системой знаний о способах и правилах поведения в обществе, умений устанавливать доброжелательные отношения между людьми, опыта позитивного социального взаимодействия между собой.

Успешно сотрудничаю в этой области с образовательным полилингвистическим центром развития  «Белая Береза». Оказываю методическую и практическую помощь русской школе «Белая Береза», делюсь своим педагогическим мастерством с коллегами из Италии.

Начальная школа не может оставаться в стороне от использования информационных средств обучения: ИКТ предоставляет учителю широкие возможности при подготовке, организации, проведении урока и контроле учебной деятельности учащихся. Использование ИКТ способствует сделать учебный материал более доступным для понимания,   активизирует  познавательную деятельность обучающихся.  Помогает проводить уроки на более высоком эмоциональном и эстетическом уровне.

На городском методическом объединении учителей начальной школы мною был обобщен опыт работы по теме «Обучающие презентации - средство оптимизации учебного процесса».

Формирование коммуникативных навыков у обучающихся провожу и  через внеурочную и воспитательную деятельность.   

Воспитательная программа «Р.И.Т.М. (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление)  получила Лицензию. По данной программе работают и мои коллеги.

Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» успешно осваивается моими учениками.    Методика работы с детьми  строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком. Осваивая этот курс, у детей формируются умения общаться друг с другом, учатся слушать других, понимать интересы окружающих. Развиваются личностные качества: ответственность, самостоятельность, активность;

  Работая над реализацией личного плана самообразования, прохожу курсы повышения квалификации. Самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является участие в профессиональных конкурсах и размещение материалов в печатных сборниках, сети Интернет.

Могу сказать, что использование вышеописанных методов по развитию, формированию социально-коммуникативных навыков создают мой педагогический опыт. Я вижу положительную динамику результатов своих обучающихся. Причем, это не только образовательные результаты. С развитыми социально-коммуникативными навыками обучающемуся проще ориентироваться в потоке информации (не только учебной), обучающийся не боится вступать в коммуникативное взаимодействие ни со сверстниками, ни со взрослыми, обучающийся легко ориентируется в современном изменчивом мире. Моя основная задача: социализировать ребенка, дать ему возможность научиться ориентироваться в мире и адаптироваться под его особенности, сделать его компетентным со всех сторон. Презентованный мною педагогический опыт является наглядной демонстрацией того, что я справляюсь с этой задачей успешно.

Таким образом,  младший школьный возраст очень благоприятен для овладения социально-коммуникативными навыками. Формирование социально-коммуникативных навыков – это обучение на основе общения. Жизнь – это общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных навыков у детей через театральную деятельность»

Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков. Помогает детям овладеть  средствами коммуникации, потому что большая часть времени на занятиях уделяется ф...

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочное время

В работе содержится практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации "Азбуки общения". В приложении даются этюды на выражения различных чувств и эмоций, что поможет уч...

Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.

Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....

Мастер - класс на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности на уроках математики в начальных классах

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных дейс...

Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"

В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового)  способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....

Педагогический опыт на тему: "Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности"

Общение – одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности.Развитие коммуникативных умений и  навыков является ва...