Психологическое сопровождение способных детей
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Психолого-педагогическое сопровождение способных учащихся

 

В педагогике «одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Способными называют детей, которые внешне легче других справляются с заданиями, могут достигать выдающихся результатов в учебе, спорте, музыке, и других областях.

У многих способных детей возникают учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, которые могут стать причиной школьной и социальной дезадаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение способных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskoe_soprovozhdenie_sposobnyh_detey.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение способных учащихся

В педагогике «одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Способными называют детей, которые внешне легче других справляются с заданиями, могут достигать выдающихся результатов в учебе, спорте, музыке, и других областях.

Одним из важных условий развития способных учащихся является организация их психолого-педагогического сопровождения.

В словаре В.И. Даля слово «сопровождение» имеет следующие значения: «сопутствовать», «идти вместе», «следовать».

У многих способных детей возникают учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, которые могут стать причиной школьной и социальной дезадаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение способных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие способных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития одаренных детей.

Сопровождение способных детей может осуществляться на 4-х уровнях:

  • Индивидуальный – индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия).

  • Групповой – психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги).

  • Уровень класса – деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками.

  • Уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические, консультационные центры).

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения способных детей являются:

Диагностическое направление: реализация психологической диагностики, направленной на выявление способных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации. Диагностическое направление предполагает изучение индивидуальных и личностных особенностей способных детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями.

Для образовательной практики оценка ребенка как способного не должна являться самоцелью.  Диагностику способных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора необходимо перейти к диагностике прогноза и развития.

Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, помощь в школьной адаптации, формирование навыков саморегуляции, навыки успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах), содействие в социализации, формированию коммуникативных навыков. Важное значение в управлении развитием интеллектуально-творческих способностей детей имеет игра.

Основной смысл развивающей работы со способными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы со способными детьми должны быть направлены на:

  • формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • снижение уровня тревожности;
  • формирование адекватной самооценки;
  • обучение методам релаксации и визуализации.

Основные направления развивающей работы со способными детьми могут быть представлены как

организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации,самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.

Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с способными детьми. Данное направление требует от специалистов организации работы с родителями способных детей как участниками учебно-воспитательного процесса. Работу с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, которые позволяют преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии  и повысить педагогическую и психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка.

Педагогическое просвещение и образование необходимо и педагогам.  К работе со способными детьми педагоги должны быть особым образом подготовлены. Поэтому необходимы профилактические меры – организация условий, важных для работы в данном направлении: организация специальных клубов, где учителя получали бы в полной мере необходимую эмоциональную и профессиональную поддержку; необходима организация специальных релаксационных мероприятий для педагогов; создание благоприятных возможностей для реализации вне профессиональных интересов (занятия искусством, спортом, разного рода «хобби»); наличие специальных культурно-туристических программ для педагогов, предусматривающих возможности интересного, регулярного  и доступного отдыха.

Консультационное направление: оказание психологической помощи способных детям, родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.). Консультационное направление призвано не только поддержать школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.).

Психопрофилактическое направление: организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способностей. Такая установка является противовесом конкуренции, самоутверждению за счёт других.

Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школ.

В образовательной программе основное внимание должно уделяться становлению, развитию и воспитанию личности ребенка в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Образовательные программы развития должны быть направлены на совершенствование когнитивных, поведенческих, эмоциональных и мотивационных сфер личности ребенка, обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса за счет включения в них предметных, надпредметных и метапредметных знаний и умений, предусматривать использование разнообразных источников информации и личностно-ориентированных технологий обучения, способствовать развитию самопознания и социализации личности. Такая программа должна умело сочетать в себе элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения (тренинг, ролевая игра, работа проблемной группы, групповая дискуссия по принятию общего решения и т.д.) и выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в процессе освоения программы.

Мотивационное направление — поощрение способных учащихся, педагогов и родителей (премии, почетные грамоты и пр.).

Работа психолого-педагогической службы может осуществляться по трем направлениям:

  1. непосредственно с ребенком;
  2. путем организация квалифицированной помощи педагогам;
  3. путем реализации помощи родителям одаренного ребенка.

Образовательная среда школы будет адаптирована к образовательным потребностям способных детей за счет следующих факторов:

  • подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;
  • психолого-педагогической, правовой, социальной поддержки обучающихся;
  • психолого-педагогического сопровождения учащихся на каждом этапе и уровне образовательного процесса; комфортности окружающей среды.

Задачи психолого-педагогической службы:

Психолого-педагогическая поддержка – диагностика, консультативно-тренинговая работа, направленная на развитие самосознания, у способного ребёнка важно формировать ценностное отношение к себе, развивать глубокое понимание своих возможностей.

Обучение способных детей социально-психологическим навыкам и умениям установления и поддержания гармоничных отношений с окружающими, понимание своих чувств и переживаний в общении, делового сотрудничества, конструктивного решения конфликтов (известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии. Охрана и укрепление здоровья; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом

Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъектами учебно - воспитательного процесса. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет контроль за реализацией программы.

  1. Диагностический этап
  • педагогическая диагностика;
  • психологическая диагностика;
  • специальная диагностика (углубленная);
  • диагностический мониторинг (анализ динамики развития).
  1. Информационный этап
  • подбор литературы по тематике;
  • создание банка информации по работе со способными детьми;
  • просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса.
  1. Подготовительный этап
  • определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;
  • составление индивидуальной программы развития для каждого ребенка;
  • разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития способного ребенка.
  1. Развивающий этап
  • организация и проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися (по индивидуальному плану);
  • организация мероприятий по социализации и адаптации школьника в группе сверстников;
  • организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для способных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагоги, воспитатели, администрация, психолог, родители и др.).

Функции субъектов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми различны.

Психолог:

  • Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.
  • Информационная – просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития способных детей.
  • Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации способных детей. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.
  • Развивающая – участие в развитии способных детей (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программ индивидуального развития).

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

  • Организационная – осуществляет организацию и координацию процесса сопровождения способных детей.
  • Информационная – консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения их детей.
  • Контролирующая – разработка схемы наблюдения за процессом сопровождения способных детей. Коррекция деятельности субъектов процесса на основе мониторинга и анализа их работы.
  • Методическая – организует методическое оснащение процесса сопровождения (пособия, литература и другое оборудование).
  • Оказывает методическую помощь педагогам в разработке программ.

Педагоги:

  • Информационная – сотрудничество с родителями с целью распространения информации по особенностям способных детей.
  • Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей способных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития способных детей.
  • Координирующая – осуществляет координацию деятельности учителя-предметника, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других преподавателей в рамках программы сопровождения способных детей.

Другие субъекты педагогической деятельности:

Субъекты педагогической деятельности составляют карту одаренного ребенка, которая включает:

  • ФИО ребенка.
  • Возраст ребенка (год, месяц).
  • Медицинское заключение (последний профосмотр).
  • Сведения о родителях.
  • Состав семьи.
  • Статус семьи.
  • Результаты психологической диагностики
  • Результаты педагогической диагностики
  • Результаты социометрического исследования
  • Имеющиеся способности
  • Результаты диагностики
  • Выводы и рекомендации
  • Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).

Структура программы сопровождения способных детей включает:

  • Определение целей и задач программы сопровождения.
  • Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.
  • Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.
  • Мониторинг программы.

Таким образом, в настоящее время психолого-педагогическое сопровождение школьников выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию способных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ"

В данной статье рассматриваются следующие вопросы: особенности одарённых детей с ОВЗ, внутрисемейные отношения одарённого ребёнка-школьника.Работа педагога  с одарёнными детьми с ОВЗ . Инклюзивно...

Психологическое сопровождение одаренных детей

Представлена презентация, в которой рассматриваются цели, задачи психологического сопровождения одаренных детей, так же методы и этапы работы....

Психологическое сопровождение одаренных детей

На сегодняшний день, самоценность личности ,ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы  во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования ...

Психологическое сопровождение отвергаемых детей в начальном звене.

Проблема отвержения должна решаться  при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, родителей, учителей, работающих в классе, с привлечением педагога-психолога с ...

Психологическое педагогическое сопровождение способных учащихся

Способными называют детей, которые внешне легче других справляются с заданиями, могут достигать выдающихся результатов в учебе, спорте, музыке, и других областях. Одним из важ...

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ «Психологическая коррекция» 1-4 класс

Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной...