Психологическое сопровождение отвергаемых детей в начальном звене.
опыты и эксперименты

Дудко Наталья Викторовна

Проблема отвержения должна решаться  при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, родителей, учителей, работающих в классе, с привлечением педагога-психолога с  привлечением социальных педагогов. Психологическая работа должна проводится  в нескольких направлениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_izgoya.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение отвергаемых детей в начальном звене.

        В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень, активные, общительные и тихие одиночки. Одних устраивает сложившееся положение в классе, другие страдают от него и не знают и не умеют его изменить. В работах зарубежных и отечественных психологов отмечается, что неблагоприятные отношения в коллективе способствуют возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учится. Они часто являются причиной преждевременного ухода из школы. Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Нередко неуверенные в себе ребята, старающиеся привлечь к себе внимание и повысить свою значимость, начинают лгать. Отвергаемый сверстниками ребенок способен на отчаянные поступки. Например, воровство может стать средством мести окружающим за свои беды. Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и психические расстройства. Также регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Чаще всего жертвами становятся дети с явными проблемами. Во всех случаях отвержения, проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности и поведения самой жертвы, а также нас взрослых: педагогов , родителей.

        Поэтому проблема отвержения должна решаться  при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, родителей, учителей, работающих в классе, с привлечением педагога-психолога с  привлечением социальных педагогов. Психологическая работа должна проводится  в нескольких направлениях: (на основе подходов Кравцовой М.М., Шипилова А.И.)

1.Диагностика. Групповая  диагностика .   Изучение психологического климата в классном коллективе, школьная адаптация.  Социометрия, которая выявляет изолированных учащихся - учащиеся не получивших ни одного выбора. Для выявления отвергаемых учащихся провожу индивидуальную социометрическую графическую диагностика.

    Индивидуальная диагностика изолированных учащихся.  Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка: личностные опросники, наблюдение в учебной и внеучебной ситуации, беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействии со сверстниками), педагогами и родителями.

2.Коррекционная и развивающая работа. Работа с отвергаемыми детьми проводится в зависимости от типа отвержения, эта работа может быть как индивидуальной так и групповой. Для преодоления 
негативного отношения одноклассников к отвергаемым детям необходимо работать со всем классным коллективом. На мой взгляд, основным направлением психологической работы должно быть, обучение навыкам эффективного взаимодействия с окружающими. Мероприятия по развитию толерантности. Мероприятия, направленные на сплочение классного коллектива.

Проводя тематические беседы, тренинги, стараюсь вовлекать отвергаемых детей в процессе  работы, поощрять их  активность. Подобные занятия позволяют выделить этих детей, обычно пассивных, не обращавших на себя внимания, показать с выгодной стороны непопулярного ребенка. На тенингах уделяем большое значению безконфликтному взаимоотношению, сотрудничеству. Мною был разработан цикл тренинговых занятий на сплочение классного коллектива, который занял   место в районном конкурсе методических разработак. Заключительное занятие из этого цикла, хотела бы вам сегодня показать.

3.Параллельно этим направлениям должна проводится просветительско-профилактическая работа с педагогами, родителями, учащимися.

С детьми - чтение и обсуждение психокорекционных сказок - "Ёжик"-изгой, "Заяц с рюкзаком"-агрессор.,    ябеда,

Разработаны рекомендации классным руководителям по работе с "отверженными" детьми.

В уголке психолога вывешивается стендовая информация для учащихся начальных классов : Если обзывают одноклассники.....
Правила общения...  

Работа с родителями начинается с того, что я раздаю каждому родителю индивидуальный бланк результатов тестирования, где фиксируется   количество выборов ( в цыфрах) сделанных одноклассниками в пользу ребёнка. При этом никогда не использую психологическую терминалогию т.к. для некоторых родителей она может быть психотравмирующей. При этом даю общие обьяснения- по какой причине дети могут оказаться без единого выбора  и даю советы и рекомендации родителям как помочь своим детям в решении данной проблемы. С родителями отвергаемых и изолированных детей провожу индивидуальные консультации.

        Анализируя такое явления как - изгойство, отвержение, изоляция, на мой взгляд первопричиной всех этих проблем является прежде всего пробелы в нравственном воспитании наших детей, бездуховность,  культ силы. Поэтому именно в младшем школьном возрасте , когда взрослый является авторитетом и примером для подражания, возможно изменить ситуацию к лучшему в классе и научить ребят адекватным формам взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Кравцова М. М. Дети-изгои. – М., 2005.

2. Линде Н.Д. Методика изменения эмоционального состояния через трансформацию образа. - Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №1, 1997, стр. 33-41.

3. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. – М., 2002.

4. Линде Н.Д. Телесность в эмоционально-образной терапии. В: Междисциплинарные проблемы психологии телесности. Материалы межведомственной научно-практической конференции. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ"

В данной статье рассматриваются следующие вопросы: особенности одарённых детей с ОВЗ, внутрисемейные отношения одарённого ребёнка-школьника.Работа педагога  с одарёнными детьми с ОВЗ . Инклюзивно...

Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе»

Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе» помогает формировать умение  учиться и общаться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную дея...

Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе.

Материал к педагогическому совету, который поможет провести изучение личности ребенка....

Психологическое сопровождение одаренных детей

Представлена презентация, в которой рассматриваются цели, задачи психологического сопровождения одаренных детей, так же методы и этапы работы....

Психологическое сопровождение одаренных детей

На сегодняшний день, самоценность личности ,ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы  во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования ...

Психологическое сопровождение способных детей

Психолого-педагогическое сопровождение способных учащихся В педагогике «одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или и...