Современные подходы к эстетическому воспитанию младших школьников
статья

Кочергина Ирина Павловна

Современные подходы к эстетическому воспитанию младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kochergina.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к  эстетическому воспитанию младших школьников.

 

“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически”.

Фридрих Шиллер

На протяжении 20 лет я работаю учителем изобразительного искусства технологии в начальных классах в МБОУ г. Мценска «Лицей №5».  Предметы, которые я преподаю, относятся к предметам эстетического цикла, при изучении которых особенная роль отводится развитию творческих способностей и эстетического воспитания младших школьников.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями.  В повседневной жизни, в результате общения  с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает.  

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на мой взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает, что «конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.»[1]

На каждом из своих уроков я стараюсь каждого ребенка    «окунуть» в мир профессионалов - народных мастеров, известных художников. Познакомить каждого ученика с интересной историей создания того или иного произведения, которое в последствии становится образцом, эталоном для создания нового шедевра  маленького художника или мастера.

Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности.

Свои уроки я стараюсь проводить в нетрадиционных формах, а как уроки-путешествия в «прошлое», уроки- экскурсии на фабрики, заводы, в гости к народным мастерам, видео-уроки, уроки с музыкальным сопровождением, которое я использую при рассматривании картин, самостоятельной работе учащихся.

Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребёнка является искусство. Использование его в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как искусство по самой своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем не сравнимо по силе воздействия на растущего человека. Дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения, поэтому в своей работе я использую экскурсии в художественную галерею, краеведческий музей города. Большую помощь в проведении таких экскурсий мне  оказывают учителя-классные руководители и родители каждого класса.

 Красочные учебники, наглядные пособия, программы по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Технология» оказывают существенную поддержку мне, как  учителю, в эстетическом воспитании учащихся.

Помимо основных уроков, я провожу  внеурочные занятия эстетического цикла «Творческая мастерская», кружок «В гостях у Самоделкина», работа которых направлена на воспитание нравственно-эстетических потребностей.  «Эстетическое воспитание младших школьников, осуществляемое во внеурочное время, органично продолжает целенаправленную работу по эстетическому воспитанию детей в учебном процессе и выполняет ряд важнейших педагогических функций: даёт возможность успешно формировать эстетическое отношение учащихся к искусству и окружающему миру; способствует духовному обогащению личности; развитию эмоциональной сферы и творческих способностей.»[3]

Очень часто в лицее проходят творческие конкурсы, викторины, олимпиады по изобразительному искусству и технологии. Рисунки-картины, поделки учащихся оформляются на выставках, чтобы ребята других классов могли насладится увиденным,  узнать что-то новое. Дети получают эмоциональный заряд, радость общения, становятся увереннее в себе, всесторонне развиваются. Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, общении с другими.

И все же важную  роль в эстетическом воспитании младших школьников  играет семья. Под влиянием родителей у ребенка формируются эстетические вкусы и склонности, развивается интерес к тому или иному виду искусства. Эстетика быта, круг духовных ценностей, потребностей, вкусы родителей - вот среда, где формируется нравственно-эстетический идеал, где могут быть созданы все необходимые условия для раскрытия и развития творческих способностей детей.[2]

Конечно, каждая семья имеет разные возможности. Но успех все же зависит не от количества книг или музыкальных инструментов, а от заинтересованности родителей в культурно-эстетическом развитии своих детей, от атмосферы, царящей в семье.

Эффективность эстетико-воспитательной работы с младшими школьниками зависит во многом от единства действий педагогов и родителей. Это позволяет умножить усилия тех и других для создания условий, способствующих эстетическому развитию ребенка. Каждый из нас по-своему участвует в этом процессе, у каждого есть свои преимущества в способах эстетического воздействия на ребенка.

 Чтобы сделать родителей союзниками, необходимо организовать их эстетическое просвещение, поэтому я прихожу на родительские собрания     проводить с родителями беседы на эстетико-педагогические темы, например:     «В семье талантливый ребенок»,  рассказываю об успехах по предметам эстетического цикла, рассказываю о различных формах приобщения детей к тому или иному виду искусства в домашних условиях. На одном из собраний, была показана видеозапись урока изобразительного искусства,  на которой родители увидели своих детей за творческой работой.

Важным стимулом в эстетическом творчестве младших школьников является активное участие родителей в праздниках, конкурсах, концертах. Одни родители выступают в качестве актеров, другие являются членами жюри, помогают в изготовлении костюмов, в оформлении класса. Очень важно со всеми родителями и детьми сообща обсудить эскизы оформления будущей классной комнаты. Они же украшают класс: приносят комнатные цветы, шьют красивые занавески, помогают в оформлении стендов. Для уроков рисования, труда изготовляют специальные папки, шьют фартучки, косынки для девочек, клеенки и салфетки на столы. Замечательной формой совместной работы класса и родителей является выставка "Мир наших увлечений", на которую дети, мамы и папы, бабушки и дедушки представляют свои коллекции марок, значков, монет, открыток, фотографий, продукцию самодеятельного художественного творчества: чеканку, вышивку, вязание, макраме, керамику и т.п.

 Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.  

          Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и заканчивая "шнурками на ботинках". Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так как искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании.[4]

Пусть мои воспитанники не станут профессиональными   художниками, но даже само приобщение к искусству, к прекрасному возвышает детей, повышает их интеллект, делает их духовно богаче, чище, добрее, а также здоровее.

Для себя я сделала следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других, научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Вся педагогическая практика - процесс творческий, и от того, как ты подходишь к этому процессу, зависит и результат. Чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать. И тут нельзя не вспомнить замечательные слова писателя – гуманиста Ф.М. Достоевского о том, что “красота спасёт мир”.[5]

Литература

1.Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии, 2008 - №6.

 2.Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству// Дошкольное воспитание. - 2008 - № 3.

3.Борев Ю. "Эстетика" М., изд-во политической литературы, 2007.

 4.Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе.  М., 2007 .

5.Кременцова О.В. Об эстетической сущности педагогической деятельности // Советская педагогика, 2007. - №6

 

 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание младших школьников.

Эстетическое воспитание младших                       школьников....

Презентация "Эстетическое воспитание младших школьников"

Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а ...

«Эстетическое воспитание младших школьников»

Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемлемой частью работы по формированию базовой культуры личности младших школьников. Психологические особенности учащих...

Родительское собрание. Тема "Эстетическое воспитание младших школьников".

Формирвоание представлений об эстетической культуре и необходимости эстетического воспитания ребенка....

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...