Мастер-класс по формирующему оцениванию
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Сиротинская Галина Геннадьевна

Выбор техник формирующего оценивания

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования города Москвы Северное Окружное Управление Образования Образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Первая Школа»

Слайд 2

Мастер- класс «Техники формирующего оценивания»

Слайд 3

К. - «Я этого не могу, мне трудно». Ж. - «Я не совсем в этом разобрался». З. - «Мне всё ясно, я с этим справлюсь».

Слайд 4

Приём «Дерево предсказаний»

Слайд 5

Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались? Что мы получим в итоге? Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

Слайд 6

Формирующее оценивание оценка ориентирована на конкретного обучающегося, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, таким образом, оценивание направлено на формирование и развитие личности обучающегося. формирующее Как?

Слайд 7

Формирующее оценивание оценка отметка Качественная характеристика Количественная характеристика

Слайд 8

Формирующее оценивание Что оценивать? Как оценивать? оценивание С какой целью….?

Слайд 9

Итоговое оценивание Для констатирования уровня усвоения знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся Формирующее оценивание Для корректировки деятельности учителя и учащихся в процессе обучения Цель применения

Слайд 10

На что направлено Итоговое оценивание Определение уровня ЗУН и компетентностей при завершении изучения темы, раздела Формирующее оценивание Улучшение процесса обучения с учетом выявленных сильных и слабых сторон учеников На что направлено Итоговое оценивание Формирующее оценивание

Слайд 11

Как организуется Итоговое оценивание Выполнение различных видов проверочных работ Формирующее оценивание Наблюдение за учением Итоговое оценивание Формирующее оценивание Как организуется

Слайд 12

Какой период длится Итоговое оценивание Определённый период времени Формирующее оценивание Непрерывный процесс Итоговое оценивание Формирующее оценивание Какой период длится

Слайд 13

Как подводится итог Итоговое оценивание Выставление отметок. Соотношения достижений с установленными нормами Формирующее оценивание Безотметочное оценивание. Предполагает обратную связь Итоговое оценивание Формирующее оценивание Как подводится итог

Слайд 14

Кто проводит Итоговое оценивание Учитель Формирующее оценивание Оценивание проводят все участники образовательного процесса в классе Итоговое оценивание Формирующее оценивание Кто подводит

Слайд 16

Цель формирующего оценивания Улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок

Слайд 17

Методики и инструменты формирующего оценивания Критериальное самооценивание Критериальное взаимооценивание Карта понятий Составление тестов

Слайд 18

Техники ФО Цветовая символика Жестовая оценка Знаковая символика Недельные отчёты Волшебные линеечки, лесенки знаний Оценочные листы Диагностические карты

Слайд 19

«Цветовые пометки» Красный цвет – это сигнал тревоги: «Я этого не могу, мне трудно». Жёлтый цвет - неуверенности: «Я не совсем в этом разобрался». Зелёный – цвет благополучия: «Мне всё ясно, я с этим справлюсь». «Светофор» Стоп! Мне нужна помощь Нужна небольшая помощь Можно двигаться дальше Критериальное самооценивание

Слайд 20

Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Критериальное самооценивание

Слайд 22

Критериальное самооценивание Жестовая оценка

Слайд 23

Волшебные линеечки Уровни Правильность (П) Аккуратность (А) Высокий уровень У меня нет ошибок, я хорошо выполнил работу Мне очень нравится как я написал Повышенный уровень У меня есть одна-две ошибки Мне нравится, как я написал, но у меня есть несколько исправлений Средний уровень У меня есть три-четыре ошибки Я не очень красиво и правильно написал буквы или цифры, у меня есть исправления и помарки Низкий уровень У меня почти всё правильно, я не справился с заданием Мне не нравится, как я написал П А В П С Н Критериальное самооценивание

Слайд 25

Критериальное самооценивание Недельные отчёты 1 2 3 Чему я научился за эту неделю? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие бы вопросы я задал бы ученикам, если бы был учителем? (чтобы проверить)

Слайд 26

«Д» - домашняя работа «Сл» - словарная работа «Сп» - списывание «Г.з.» - выполнение грамматических заданий. Критерии оценивания: - зелёный цвет – «Я доволен своей работой; ошибок нет»; - жёлтый цвет – «Я старался, но не всё получилось»; - красный цвет – «У меня много ошибок, исправлений. Я недоволен своей работой». Критериальное самооценивание Рефлексивная мишень

Слайд 28

Критериальное самооценивание Оценочные листы

Слайд 29

«Две звезды и желание» . Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание». Критерии оценки правильности прочтения произведения - произведение прочитано всеми участниками группы без единой ошибки – 5 баллов; - кем-либо из группы было допущено 1-2 ошибки – 4 балла; - кем-либо из группы было допущено 3-4 ошибки – 3 балла; - кем-либо из группы было допущено 5-6 ошибок – 2 балла; - участниками было допущено более 6 ошибок – 1 балл. Критериальное взаимооценивание

Слайд 30

Выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чём именно это сотрудничество проявилось Критериальное взаимооценивание «Благодарю»

Слайд 31

Карта понятий (кластерная карта)

Слайд 32

На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался… Я похвалил бы себя… После урока мне захотелось… Сегодня мне удалось… Я сумел… Я понял, что… Теперь я могу… Меня удивило… Было важно… Было сложно… У меня получилось… Незаконченное предложение

Слайд 33

Почему было трудно? Что для себя открыли на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок? Вопросы, требующие многовариантных ответов



Предварительный просмотр:

Мастер класс «Выбор техник формирующего оценивания»

(Перед началом мастер – класса раздаётся приложение 1 и предлагается его заполнить)

1 слайд. Заставка

2 слайд. Название темы

3 слайд. Определение критериев. Предлагаю сегодня воспользоваться одной из техник ФО – критериального самооценивания «Цветовые пометки»

4 – 5 слайды. Приём «Дерево предсказаний».  Ствол – это тема, ветви – это аргументы.

  • Что на ваш взгляд даст наша встреча?
  • С какой целью мы собрались?
  • Что мы получим в итоге?

6 слайд.(Приложение 2) Формирующее оценивание. Как понимаем  понятие  «формирующее»?

Прочитайте данное определение, попытайтесь выделить ключевые слова.

Формирующим оценивание называется потому, что оценка ориентирована на конкретного обучающегося, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, таким образом, оценивание направлено на формирование и развитие личности обучающегося.

( Выявление места и причины затруднения. )

- Какие фразы данного определения можно назвать ключевыми?

- Какой главный вопрос может возникнуть у учителя?

(Главный вопрос: КАК???)

7 слайд Понятия «отметка»  «оценка»

8 слайд. - Основу оценочной деятельности учителя образуют три вопроса:

  • что оценивать?
  • как оценивать?
  • с какой целью оценивать работу ученика на уроке?

( Построение проекта выхода из затруднения )

- Чтобы ответить на эти вопрос я предлагаю вам рассмотреть: базовые принципы, условия реализации, методики и инструменты формирующего оценивания .

9 – 14 слайды. Сравнительная характеристика итогового и формирующего оценивания

15 слайд. Итоговый кластер по ФО

16 слайд. Итоговая цель ФО

17 – 33 слайды.  Методики и инструменты ФО

Следующая оценочная методика - это карта понятий.

Карта понятий состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные  и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Этот метод можно использовать не только на уроках обобщения знаний, но при организации изучения нового материала.  Самым простым видом является кластерная карта. Приведу несколько примеров.

  Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Изучая части речи, составляем карту понятий, начиная с 1 класса. Набор понятий и связей, стрелки, обозначающие связи, демонстрируют, что ребенок не просто владеет набором понятий, но и понимает логику и структуру темы.

Составление карты понятий требует достаточно много времени, так как эта работа требует размышления, аргументации при работе в группе, выбора способа действия, установление причинно-следственных связей.

  Алгоритм самооценки на уроке русского языка в 3 классе. 

II. Словарная работа.

- Возьмите карточки на партах, найдите и подчеркните спрятанные в буквах слова.

пвробедирнарвгктерриториятнрош

шрвылестницанжзиллюстрацияигь

клжчувствонериьназадсмтыоголдд

лпрорфограмманртсуывеютагпретп

- Сколько слов нашли? Назовите их? (7)

-Проверяем (1 ученик работает на интерактивной доске)

- Как мы называем эти слова? Почему? (словарные, их нужно запомнить)

- На какие три группы можно разделить эти слова? (безударные гласные в корне слова, удвоенные согласные в корне слова, непроизносимая согласная)

- Выпишите слова в три столбика, обозначьте орфограммы.

обед               территория                   лестница

назад              иллюстрация                чувство  

                      орфограмма                    

- Проверьте успешность выполнения задания по образцу. Если необходимо, исправьте свои ошибки.

 - Проверим выполнение работы по алгоритму:

- Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?(ставят на поля)

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Обведите первую букву в каждом слове и прочитайте оценку вашей работы. (отлично)

Мы видим, что самооценивание используется как средство оценивания, а исправления и улучшения вносятся прямо на уроке. Учитель обеспечивает обратную связь, задаёт вопросы, давая учащимся развивать своё понимание.

 (Включение в систему знаний и  повторении).

Формы оценки знаний  волшебные линеечки, лесенки знаний,  лист индивидуальных достижений,  диагностические карты,  цветовая и   знаковая символика,  жестовая оценка,  оценочные листы,  недельные отчёты, рейтинг знаний,   портфолио.

Ещё одним методом оценивания на уроке является оценочное поле или «проходной билет». Как пример я даю фрагмент урока с применением оценочного поля.

Пример. Оценочное поле.  

VΙ. Итог урока. Рефлексия.

5 мин.

Не путайте! 
Существительные – склоняются. 
Глаголы – спрягаются. 
Окончания существительных – падежные. 
Окончания глаголов – личные. 
- Посмотрите на наши карты понятий. Какими новыми сведениями о глаголе мы можем её дополнить? Вернёмся к ней на следующих уроках.

-Нарисуйте на полях шкалу и отметься крестиком уровень вашей работы на уроке (активность, аккуратность, самостоятельность)

А теперь у доски магнитами покажите, на каком уровне вы находитесь по теме «Спряжение глагола» вы находитесь в конце урока.

Оценочное поле

Понял(а), что называется спряжением и научился(ась) его определять

Понял(а), что называется спряжением, но при определении спряжения глагола иногда допускаю ошибки.

Не понял(а), что называется спряжением, не могу определить спряжение глагола.

Вопрос для умников: печь будет склоняться или спрягаться? 

     Этот метод можно применять в начале и в конце урока. Стикерами или магнитами учащиеся показывают уровень знаний, на котором они находятся. Таким образом,  организую обратную связь, с помощью полученной информации корректирую работу на следующих уроках по данной теме.

   

 Листы самооценки – это метод, который обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание не только включено в процесс урока, но и во время выполнения домашнего задания.  Учащийся вместе с родителями особое внимание уделяют не сформированным навыкам учебной деятельности.  Лист самооценки разрабатывается в течение изучения темы, в конце раздела.

Рефлексия

Уважаемые коллеги! У нас остался последний этап – рефлексия. Вам известен  метод «жестовая оценка».  Оцените свои знания по этой теме после мастер-класса.

Усвоили базовые принципы,  на которых основано формирующее оценивание.

Условия реализации формирующего оценивания полезны для вашей педагогической деятельности.

Данные формы оценивания вы будете применять в своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание - оценивание для обучения.

Инновационные подходы к обучению требуют качественно игого подхода  и к процедуре оценивания. Важно научиться оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени. По...

мастер-класс по теме "Формативное оценивание"

Использование приёмом формативного оценивания при работе в группах на уроке познания мира в 3 классе по теме "Органы чувств"   на этапах сообщения темы и постановки целей,на этапе усвое...

Мастер - класс по теме: "Система оценивания в начальной школе

На примере фрагмента урока математики я попроовала ответить на вопросы Что оценивать? Когда оценивать? Как оценивать? Кто оценивает?...

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...

Мастер-класс. Тема: Формирующее оценивание как педагогическая технология.

Мастер-класс  Учитель: Тимофеева О.В.Тема: Формирующее оценивание как педагогическая технология.Цель: Цель: Изучение и обобщение основных  аспектов  формативного оценивания в теории и п...

Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития

Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...