Практикум: «Кейсы для оценки навыков коммуникации учителей»
материал

Практикум: «Кейсы для оценки навыков коммуникации учителей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsalting_03.03.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум: «Кейсы для оценки навыков коммуникации учителей»

     Добрый день, уважаемые коллеги! Продолжая разговор о коммуникативных компетенциях современного учителя, предлагаю перейти к практической части и поработать с кейсами.

Кейс №1 Позитивная модель отношения к миру.

      При  решении какой-либо  педагогической ситуации, мы строим общение в соответствии с одной из 4-х моделей.

        Сейчас вам нужно в чате написать номер модели, к которой относятся следующие фразы.

Не будешь учиться – никто тебя на работу не возьмет.

Не сможешь читать – только дворником сможешь работать.

Не будешь писать, паспорт даже не сможешь получить, тебе его просто не дадут.

Не сможешь читать – тебя во всех магазинах будут обманывать.

Будешь неучем, что из тебя вырастет, в жизни тебе будет очень сложно.

Сколько можно сидеть над этим заданием? Совсем ума не хватает что ли?

Как же медленно ты читаешь, с такой скоростью тебя вряд ли переведут в другой класс.

Эти фразы характерны для модели: ты плохой – мир плохой.

Я опять не так сделала отчет? Конечно, в инструкции так напечатано, что и профессор не разберет.

Невнятно объясняю? Ну кому надо, тот поймет.

Хотелось бы посмотреть на этих составителей программ  и  учебников.

Я совершенно не согласна с новыми методами.

Не слушай никого, ты для меня самый умный, а они сами все неучи.

Это модель: ты  хороший – мир плохой.

Ну что же ты опять всё перепутал, а вот Даша выполнила задание без одной ошибочки.

Посмотри, ты до сих пор читаешь по слогам, а твои одноклассники уже бегло читают.

Ты хуже всех знаешь материал, все пойдут в 4 класс, а ты останешься в 3.

Ну что такое, таблицу умножения запомнить не можешь на 4, другие вон уже на 9 выучили.

Ну что же ты пишешь, как курица лапой, буква на букве, посмотри, как Петя и Вася красиво пишут.

Так выглядит модель: ты плохой – мир хороший.

Эти три модели являются негативными. При решение любой педагогической ситуации учителю нужно опираться на четвертую модель – «Ты хороший, мир хороший». Поставьте «+», кто использует такие фразы при общении с детьми и коллегами.

Ты молодец, ты справишься, а будут вопросы – тебе помогут.

Знай, я в тебя верю. На олимпиаде у тебя будут сильные соперники, но я уверена, что и ты сможешь себя проявить с  лучшей стороны.

О, прогресс, ты в прошлом диктанте сделал 9 ошибок, а в этом только 7. Молодец!

Смотри, как буква А красиво получилась, давай и букву О тоже постарайся так написать.

Ты запутался в задании, давай расставим все по местам.

Чем больше ты вкладываешь в дело, тем лучший результат ты получишь.

Кейс №2 Похвала

Достижение очередной учебной (и не только) ступеньки должно приносить ребенку приятные эмоции. Представьте, что вы долго и монотонно поднимаетесь вверх по лестнице, через какое-то время вы устанете и перестанете получать от процесса удовольствие, хотя подниматься по лестнице очень полезно для сердца. Но если на некоторых ступеньках будет лежать «приз», подниматься станет гораздо приятнее. Поэтому в педагогической коммуникации обязательно используйте «эмоциональные вкусности» в виде похвалы. Но хвалить можно по-разному.

Оцените такую похвалу знаком «+» или « - «.

«Можешь ведь, когда захочешь!»

«Молодец, но разве раньше нельзя было так сделать? Ленился, наверное!»

Вроде бы и похвала, но с ноткой негатива, правда? Это тоже самое, что вам после подъема на высокую лестницу сказать: «И что вы тут расселись на ступеньке? Не могли выше подняться?» Вряд ли такие слова прибавят энтузиазма.

     Напишите в чате примеры позитивной похвалы, пожалуйста.

Кейс №3 Нейрогимнастика

     На слайде показаны причины того, почему современные дети не хотят учиться. Если вы согласны с этими причинами, поставьте плюс или добавьте свою причину. Сейчас появляется много исследований о причинах неуспеваемости детей и, оказывается, проблема гораздо глубже – всё связано с негармоничным развитием правого и левого полушария головного мозга у детей. Почему так происходит? Ответ вы все знаете – мульфильмы и видеоигры с раннего возраста. Раньше дети играли совсем в другие игры (войнушки, дочки-матери), что-то фантазировали, придумывали (например, строили что-то из ненужных коробочек, баночек) – то есть развивали правое, творческое полушарие, то сейчас с ранних лет нагрузка идет на левое полушарие, так как дети перерабатывают готовую информацию – мультфильм, видеоигра, видеоролик. Ребенок приходит в школу, а там почти все предметы опять нагружают левое полушарие (математика 4 раза в неделю, русский язык, иностранный язык и др.). А после уроков ребенок практически все свободное время сидит в телефоне, то есть идет перегрузка левого полушария. На развитие правого полушария направлены всего два предмета – музыка  и изо, но они проходят раз в неделю и считаются не такими важными, хотя для развития современных детей эти предметы просто жизненно необходимы.  Поэтому на уроках математики задачи надо решать под музыку Моцарта, а на уроках истории и географии рисовать интеллект-карты.

Наверно, каждый учитель сталкивался с ситуацией, что вот все приемы и методы использовал, сплясал возле доски и даже прочитал рэп, но в глазах детей тоска и непонимание. Какие же еще коммуникативные компетенции призвать на помощь? А ничего призывать не нужно, нужно выдохнуть и выполнить нейрогимнастику вместе с детьми. Нейрогимнастика – это специальные упражнения, направленные на развитие гармоничного взаимодействия правого и  левого полушария. Давайте выполним пару таких полезных упражнений:

Лезгинка.

Для следующего упражнения вам понадобится ручка и листок бумаги. Задача такая: нужно вслух посчитать до 12 и обратно, и при этом записывать на листочек названия транспорта. Итак, считаем вместе со мной. Сколько слов вы смогли записать? Хороший результат – это от 6 и выше.

Кейс № 4. Фантастическая орфография.

Этот кейс я составила по книге Светланы Лавровой «Фантастическая орфография».

Представьте, урок русского языка в фантастической школе. Учительница дает детям задание – вставить пропущенные безударные гласные. У учеников это восторга не вызывает, и один из мальчиков говорит: «Как не надоело уже человечеству миллион лет вставлять безударные гласные». На что учительница отвечает, что миллион  лет назад безударные гласные никто не вставлял, потому что письменности еще не было. Ученики начали ворчать: «Как хорошо, наверно, было без письменности, а как письменность изобрели, все давай вставлять безударные гласные, как будто более важных дел больше не осталось». И тогда учительница предлагает детям такое задание. Давным-давно, когда письменность была еще мало распространена, один африканец попал в плен. И он передал жене такой набор: камень, кусок угля, перец, зёрнышко и рваный лоскут. И предложила детям перевести, что он хотел ей сказать. Если у кого-то есть свой вариант перевода – напишите в комментариях. Один из учеников предположил следующее – меня закидали камнями и запачкали углем. Принеси чего-нибудь поесть, хотя бы зерен с перцем, и какие-нибудь рваные лохмотья, чтобы я в них переоделся и совершил побег». Этот вариант неверный. А у вас, коллеги, есть какие-то варианты?

Правильный вариант: как твёрд камень, так твёрдо и сильно моё тело, но как чёрен уголь, так черно моё будущее. Как жжёт перец, так горит моя душа. Как зерно высохло при сушке, так и моё тело иссохло от страданий, и моя одежда превратилась в лохмотья, похожие на это лоскут.

Потом учительница предлагает одной ученице, по имени Кристина, написать письмо одному из учеников. Она выложила на парте: туфлю, черный лист бумаги, зеленый листик, три  карандаша, две ручки и монетку в 10 рублей. Попробуйте, перевести, что она написала?

Туфля означает «приходить», черная бумага –ночь, лист – березовая роща, три карандаша  - число три, две ручки – число два, 10 рублей – клад.

Получается – приходи ночью в березовую рощу, там под третьей березой на два метра вниз зарыт клад.

И после этой работы учительница спрашивает – что общего между письмом африканца и письмом Кристины?

Они непонятные. И тогда ученики делают вывод, что письменность всё-таки нужна. И  предлагают отменить орфографию. И далее в книге, проявляя высокий уровень коммуникативной компетентности, учительница объясняет ученикам о важности орфографии и орфографических правилах.

Итак, сделаем вывод, что же помогает повысить уровень коммуникативных компетенций современного учителя?

  1. Модель отношения к миру и ученику: ты хороший – мир хороший.
  2. Эмоциональные вкусности (похвала)
  3. Учет психофизиологических особенностей (обучение должно гармонично развивать левое и правое полушарие головного мозга, недопустимо перегружать одно из них – Моцарт на математике, рисование на других предметах)
  4. Вместо чтения нотаций на уроке – нейрогимнастика для разгрузки и развития.
  5. Креативный и творческий подход к решению педагогических ситуаций. (Не хотите писать? А давайте представим, что письменности нет.)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие навыков коммуникации у детей с особыми потребностями»

Методический материал о языке жестов как способе альтернативной коммуникации с детьми с ограниченными возможностями....

Городской семинар-практикум для заместителей директоров, завучей, методистов, учителей - предметников "Оценка и технологии достижения метапредметного образовательного результата в средней школе".

В данном разделе опубликована программа городского семинара- практикума для заместителей директоров, завучей, методистов, учителей-предметников "Оценка и технологии достижения метапредметного образова...

Технологическая карта урока на тему фантастическая повесть Кира Булычева "Путешествие Алисы" с применением кейс-метода (из опыта работы учителя)

Технологическая карта урока на тему фантастическая повесть Кира Булычева "Путешествие Алисы" с применением кейс-метода  (из опыта работы учителя)...

«Опыт работы педагога по развитию навыков коммуникации у детей с ТМНР»

В данной работе представлен опыт работы по формированию коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития....

Овладение навыками коммуникации обучающимися с ТНР.

Коммуникативная компетентность младшего школьника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмо...

"Отработка навыка коммуникации по книге PECS".

quot;Отработка навыка коммуникации по книге PECS"....