Результаты проведённого психодиагностического исследования в 3 В классе
материал (3 класс)

Тришина Оксана Павловна

Результаты проведённого психодиагностического исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результаты проведенного психодиагностического исследования

МАОУ СОШ  №46  3 В класс

Дата: 10 марта 2019 г.

Методика « КТО Я»

 Цель: изучить содержательные  характеристики  идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. 

Количество испытуемых: 27 уч-ся

Результаты обследования и их анализ 3 «В» класса

 Уровень проявления рефлексии у рябят средний ,  за отведенные 12 мин. выполнения теста  половина ребят  написали по 6 -10  формулировок ответов легко и быстро, а затем были затруднения.

Высокие показатели идентичности

Ф.И.  учащихся

Интерпритация

«Рефлексивное Я»

5 чел.

(А.Л…., В.А…..,  А.Р…., М.П……, П.В…….)

прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина); семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных); 

« Рефлексивное  Я» -«Социального Я»

8 чел.

З.Д….., К.А…….., Н.Д….., З.К….., И.Н……, П.В…….., П.Д…….., С.Д…….

персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»); прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина); семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных); 

« Физическое Я»

3 чел.

П.Д………, С.Д………….

субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный); пристрастия в еде, вредные привычки.

« Перспективное Я»

3 чел.

С.К…….., К.Д………….

семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);

 групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);

 « Социальное Я»

7 чел.

А.Б………., Б.Д……….., Д.А……., З.А………, К.А………, С.С……….., К.Д…….

прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);

 учебно-профессиональная ролевая позиция (ученик, учусь в школе,);

 семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);

 этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин, бурят и др.)

мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);

Тест на определение самооценки « Лесенка»

Цель диагностики: узнать уровень коммуникативности детей, путем определения самооценки.

Срок проведения:  март 2019г.

Количество диагностированных: 27человек.

У 1 человек завышенная самооценка 5 ступенька (С.Д……).

У 26 человек  адекватная самооценка  3,4 ступеньки.  

Вывод

      В результате диагностирования было установлено, что  у большинства детей, 3 « В» класса это 84% имеют адекватную самооценка. У  детей сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Завышенная самооценка у  16% детей.

Уровень самооценки

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

      Оцениваемые УУД:  выделение морального содержания действий и ситуаций.

Высокий уровень (12-16 баллов) у 27 детей: такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

Уровень нравственных качеств школьников.

Опросник

«Учебная мотивация школьников» (для обучающихся 7-11 лет)

(модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)

Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе,  учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьную ситуацию.

Количество диагностированных: 27 человек.

 У 19 детей  21 - 30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У 7  детей (П.Д……….., В.А……….., С.К…………, И.Н…………, К.А……….., П.В…………, Б.Д…………).

11 - 20 баллов – хорошая школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

 У 1 ребенка (М.П…………)

 0 - 10 баллов – низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе.

Уровень школьной мотивации

Рекомендации по работе с детьми с низкой школьной мотивацией

     Необходимо содействовать развитию учебной мотивации через формирование: активной позиции школьника, положительного отношения к учению, познавательного интереса.

Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать:

словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе;

необходимо обеспечить ситуации личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?); создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).

Для формирования положительного отношения к учению:

заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

использовать интерес учеников к наглядности;

     При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности:

Спрашивайте ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой».

    Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.

Методика "Проставь значки"

   Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. 

Высокий уровень развития переключения внимания - у 14 человек  (А.Р………, П.Д…, С.Д..., К.А., В.А…, И.Н…, З.К…, К.Г…, К. А…., К. В,…, П. В…., С.  К…, Ё…,  Е.,З. А….).

Средний уровень развития переключения внимания  -   у 9  человек (А.Б…., К.Д…., С.Д….., Н.Д….., Д.А…, А.Л…., Б.Д….., К.Д….., П.Д……).

Низкий уровень развития переключения внимания  – 4 человек (С.С…., М.П……., З.Д……., П.В…….).

Уровень развития переключения внимания

Выводы

       По итогам методики "Проставь значки" (на переключение и распределение внимания) можно наблюдать у 14 человек (52%) высокий уровень внимания, у  9 человек 33% детей, средний уровень внимания    и 4 человек  15 % низкий уровень.

На уроках от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно развивать с помощью двигательных упражнений. Учащиеся могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому (использовать физ. минутки): шагать, прыгать, останавливаться.

У школьников с  низким и распределения внимания, необходимо развивать не только те свойства внимания, которые наименее сформированы (объем, продуктивность и устойчивость), но и те, которые имеют средний уровень развития (переключение и распределение).

Рекомендации родителям

1.  Создайте ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления. Сделайте так, чтобы в учении для него было больше увлечения, чем принуждения. Для детей с низким уровнем развития внимания особенно важно всегда начинать приготовление уроков в одно и то же время. Тогда им легче  настроиться на работу. Установка вырабатывается и на постоянное рабочее место. Достаточно усесться за привычный стол, и приходит рабочее настроение. Причем желательно, чтобы это место было только местом для занятий, а не для игр и дополнительного чтения. Тогда ничто не будет отвлекать ребенка от основного занятия.

2. Все необходимое для работы всегда должно быть у ребенка под рукой. Начиная от ручки, бумаги и до таблиц, схем, словарей и т.п.

3. В перерывах между сложными видами работы используйте приемы расслабления или двигательную разрядку.

4. Развивайте у вашего школьника навыки самоконтроля, самопроверки выполненной работы. Можно специально составить текст из 13-14 предложений. В каждое предложение включите одну-две типичные для вашего школьника ошибки. Например: пропуски букв, слов; повторение слогов в слове; замена букв или слов и т.п. Ребенку надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки. Причем проверять можно разными способами:

·   самостоятельно, читая про себя;

·   читая вслух и отчеркивая слоги вертикальными черточками;

·   сравнивать текст с правильным образцом.

Рекомендации педагогу

     Для развития различных свойств внимания можно использовать задания, аналогичные тем, которые мы провели. При этом важно использовать как формализованный материал (корректурная таблица, прослеживание линий, поиск выхода из лабиринта и т. п.), так и реальный учебный материал и различные жизненные ситуации. Конечно, успех будет достигнут только в том случае, если задания постепенно усложнять по содержанию и сокращать время, отводимое  их выполнение.

Существуют некоторые специальные приемы развития объема внимания и его распределения.         

Прием, обеспечивающий расширение объема внимания, предполагает одновременное формирование все целей деятельности. Так, если будет поставлена цель не только запомнить числа, найти их сумму, но и сказать, в какие фигуры эти числа вписаны, объем внимания будет расширен. Если при написании диктанта по вновь изученной теме внимание детей будет обращено не только на последнее правило, но и на ряд предшествующих, это позволит включить все названные правила в объем внимания.

    Второй прием расширения объема внимания требует обучения детей установлению связей между объектами, которые должны войти в единое поле внимания. В этом легко убедиться на таком простом примере. Если написать пятнадцать букв, не образующих слово, и попросить назвать их, то в объем внимания окажутся включенными пять или семь букв. Если же предъявить слово из пятнадцати букв, то все буквы окажутся в поле внимания.

Поэтому развитие объема внимания предполагает специальное обучение детей установлению связей между всеми компонентами изучаемого материала.  

     Включайте в урок задания, требующие довольно длительного сосредоточения: прослушать и пересказать рассказ, построить сложный мост (на перемене), нарисовать город.

  Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркнуть карандашом все буквы «а», стараясь не пропустить их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).     Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

 Предлагайте детям:

А) повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

Б) неоконченные фразы, которые нужно окончить;

В) вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, которые стараются чаще отвечать на них; 

   Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.

«Социометрия»

       Социометрия – это социально-психологический тест, направленный на выявление взаимоотношений внутри группы людей:  каковы симпатии внутри группы, кто является всеобщим любимчиком, а кого обходят стороной.

На основе ответов школьников составляем  матрицу (таблицу), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в классе в системе межличностных отношений.

Знаком “+” обозначен выбор       

№ Кого выбирают?

п/п Кто выбирает?

1

2

3

4

1.А.В……..

++

+

3

2. А.Б…….

+

+

2

3. А.Р…………

+

+

2

4. Б.Д……………..

+

1

5. В.А…………….

0

6.  Д.А………….

+

1

7. Ё.Е……………….

+

+

2

8. И.Н…………………

+

1

9. З.Д…………………

+++

+++

6

10. З.К……………….

+

+

+

3

11.З.А…………………..

0

12. К.А……………………

0

13. К.А………………..

+

+

2

14. К.Д…………….

0

15. К.В………………..

+

+

2

16. К.Д…………..

++

++

+++

7

17. К.А………………..

+++

3

18. М.П…………..

++++++++

+

9

19. П.В……………

++++

++

+++

9

20. Н.Д……………..

++++

+

+

6

21. П.Д…………….

+

+++

++

6

22. П.Д……………..

++

+

3

23. П.В………………..

0

24.С.Д……………

+

+

2

25. С.С………….

+

+

2

26. С.Д……………..

+

1

27. С.К………………

+

1

Выводы

      Итак,  таким образом мы получили следующие результаты

 В  «зону звезд», в нее попадают лидеры с максимальным количеством выборов -  М.П….,  П.В……..

В «зону предпочитаемых». Они набрали половину или больше выборов -  Н. Д…., П. Д…., К. Д….., З. Д…..

В «зону  пренебрегаемых», оттесненных – они получили меньше половины голосов – С. К…., С. С...., С. Д    ., П. Д….., К. А….., К. ….В.,  К. Г…., З. К….., И. Н…...,  Ё. Е….,  Д. А…..,  А. Р..., Б. Д…...,  А. Б….., А.Л…...

В   «зону  изолированных» – не получивших ни одного очка-  К. Д., П. В., К. А, З. А., В. А..

        Социометрию  на выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить несколько в год, что позволит определить эффективность проводимой психологом и классным руководителем работы и подкорректировать ее в дальнейшем.        

Совместная сортировка

        Цель оценить коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Высокий уровень –  у 5 пар ( 10 уч-ся) А. Р….,  Б. Д...,  З. А…, Н. Н…., П. Д…., С.  Д….., К. Д…, С.  К…, В. А…., П. В….  в итоге фишки разделены на четыре кучки. Решение достигнуто путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек, согласия относительно « равных прав» на обладание четырьмя фишками, дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.

Средний уровень –  у 6 пар ( 12 уч-ся) К.Г…., К. В…., С. Д….,   П. Д…., П. В….,  А. Л…., П. Д…,.  С. С…., А.Б…..,   Ё. Е…., М. П….,.  З. Д….  задание выполнено частично, правильно выполнены фишки , принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договорится относительно четырех общих элементов детям не удается, в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера.

Низкий уровень –   у 1 пар ( 2 уч- ся) К.А…,   К. А….,  задание не выполнено фишки разделены произвольно, дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию.

Уровень коммуникативных действий 3« В» класса

Рекомендации по развитию коммуникативных способностей

Упражнение № 1. «Ролевое общение».

     Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?

Упражнение № 2. «Передача чувств».
    Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.

Упражнение № 3. «Сильные стороны».
  Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?

Упражнение № 4. «Эмпатия».
 Инструкция: все члены в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый, по очереди, называет то чувство, которое по его мнению испытывает говорящий.

Упражнение №5. «Через стекло».
Назначение упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Один из участников передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и понятого текста свидетельствует об умении устанавливать невербальные контакты.

Ролевая игра «Трудное решение».
  Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»

Ролевая игра «Карусель».
Назначение:
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Применяя данные упражнения, можно формировать коммуникативные умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование в 4 классе по теме: "Делать хорошее людям - хорошеть самому"

Главными новообразованиями детей младшего школьного возраста является внутренний план действий, позволяющий осуществлять умственную деятельность про себя, без опоры на внешние объекты. Дети этог...

Мастер-класс "Методика проведения учебных исследований учащихся начальных классов"

В материале рассказывается как можно ввести проект на уроке....

Открытое мероприятие, проведённое с учащимися 2-х классов Тема «Наша речь. Что я знаю о тексте?»

Сценарий содержти дидактический материал, связанный с понятием " текст" и способствует закреплению представлений о тексте. Сценарий состоит из конкурсов, имеющих следующие названия и задания. Пер...

Результаты проведенного конкурса -исследования "ЭМУ -Специалист"

материал по результатам конкурса -исследования "ЭМУ -Специалист"...

ПМ 03 ПК 3.4 Анализировать процесс и результата проведённых внеклассных мероприятий

Умение анализировать свою деятельность - важное качество для человека, тем более оно важно для преподавателя, так как от деятельноти этого  человека зависят судьбы подрастающего поколения....

План-конспект проведённого открытого урока 1 "В" класса

Открытый урок по литературному чтению в 1 "в" классе. Тема: С. Маршак «Апрель», И. Токмакова «Ручей», Л.УЛЬЯНИЦКАЯ «ФОНАРИК»,  л. ЯХИН «у ...