Фрагменты уроков с использованием Критического мышления
статья

Пичкур Елена  Михайловна

В современной школе используется много различных технологий обучения  детей. В последние годы стала популярной технология критического мышления,  включающая  три этапа или стадии.  Это «Вызов - Осмысление - Рефлексия».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагменты уроков с использованием технологии РКМ в начальной школе при обучении по программе «Школа 2100»

Обучение грамоте (1-й класс)

Тема: «Звук [ж], буква Ж».

Цели урока: создать условия для ознакомления со звуком [ж] и буквой, которой он обозначается; рассмотреть особенности нового звука; содействовать развитию фонематического слуха, речи, познавательных процессов - восприятия, мышления, памяти, внимания, воспитывать интерес к предмету.

Организационный момент.

Подготовленный ученик под музыку читает стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».

Стадия вызова. Приём «Знаем — хотим узнать — узнали».

Учитель (У.): Назовите героиню стихотворения.

Дети (Д.): Снежинка.

У.: К нам на урок прилетели на снежинках наши друзья, буквы-человечки (С, X, Ш). Назовите имена всех букв-человечков. Обсудите в парах, что вы знаете об этих буквах.

После обсуждения учитель заполняет первую графу таблицы.

Д.: Знаем: буквы, обозначают звуки согласные, глухие; буквы С, X 

могут обозначать два звука, а буква Ш - только один звук.

У.: Что заметили необычного?

Д.: Один человечек без имени.

У.: Мы должны помочь ему. Согласны? А помогут нам снежинки, на которых прилетели буквы-человечки. Произнесите медленно слово снежинка. Назовите в нём звук, с которым мы ещё не знакомы. Обсудите в парах, что мы хотим узнать.

Дети высказывают свои мнения, учитель заполняет вторую графу таблицы.

Д.: Хотим узнать: о звуке [ж] и букве, которой он обозначается.

Стадия осмысления. Приём «Бортовой журнал».

У.: Как вы знаете, в ходе исследований учёные ведут журналы наблюдений. Давайте подумаем, что нужно знать о звуке, и заполним левую колонку нашего журнала наблюдений.

Учащиеся работают в парах. После обсуждения учитель фиксирует высказывания детей, заполняет первую графу таблицы.

Известная информация: согласный или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий, звонкий или глухой.

У.: Придумайте любые слова с новым звуком. Он произносится в словах одинаково или по-разному? Какой вывод можно сделать? (Учитель заполняет вторую графу таблицы.)

Новая информация: звук [ж] всегда твёрдый.

У.: Ребята, оденьте человечка на снежинке.

Дети «надевают» на него башмачки и головной убор.

У.: Что добавим в таблицу о звуке? (Учитель заполняет первую графу таблицы.)

Новая информация: звук звонкий.

У.: Работа в парах. Составьте звуковую модель к слову снежинка. Знакомые звуки обозначьте буквами. Какой звук мы не обозначили? Кто знает, какой буквой можно обозначить этот звук? (Заполняется вторая графа таблицы.)

Новая информация: буква Ж.

Знакомство с буквой Ж, ж.

Работа с учебником.

У.: Найдите букву-человечка в «Азбуке» на с. 128. С какими гласными он дружит?

Д.: а, у, о, и, е.

У.: Как будем читать слоги с буквами Е, И? Почему? (Ответы детей.)

У.: Прочитайте слоги друг другу, затем хором. На какой слог вы бы обратили внимание и почему? Поработайте в группах. Сформулируйте правила правописания сочетания ЖИ. Заполняем бортовой журнал.

Новая информация: ЖИ пиши с буквой И.

У.: Вспомните и назовите сочетание, похожее на это.

Д.: ШИ.

У.: Найдите в «Азбуке» слоги, записанные в обратном порядке. Прочитайте их друг другу, затем хором. Что вы заметили? Какое ещё открытие можно сделать, что запишем в таблицу?

Новая информация: [ж] - [ш] - парные согласные.

Стадия рефлексии. Приём «Знаем — хотим узнать — узнали».

У.: Ребята, обсудите в парах, что нового вы узнали на уроке.

Дети высказывают свои мнения, учитель заполняет третью графу таблицы.

Д.: Узнали: новую букву Ж и звук, которым она обозначается. Звук [ж] всегда твёрдый. Сочетание Ж И пишется с буквой И, [ж] - [ш] - парные согласные.

Урок  литературного чтения (1 класс)

Тема: М. Зощенко «Глупая история»

Изучая на стадии вызова заглавие и рисунок к рассказу, учащиеся задали такие вопросы:

Тонкие ?

Толстые ?

Кто герои рассказа?

Это смешная история или грустная?

Здесь все кончится хорошо?

Почему автор назвал историю глупой?

В чем разница между историей смешной и глупой?

Составляя эти вопросы, дети уже задали себе направление работы с текстом. Таким образом формируется сознательное чтение.

В 1 классе детям сложно самостоятельно записывать вопросы, поэтому это делает учитель. Но учащиеся уже могут задавать друг другу вопросы, работая в парах или группах.

На уроке по рассказу М. Зощенко «Глупая история» прием «Таблица толстых и тонких вопросов» применялся и на стадии осмысления (работа с текстом во время чтения). По каждой части рассказа учащиеся должны были составить по одному вопросу каждого вида. Вот такие, к примеру, вопросы были составлены по первой части.

Тонкие ?

Толстые ?

Сколько раз упал Петя?

Сколько лет было Пете?

Каким мама считала своего сына?

Почему удивилась мама?

Почему Петя не объяснил маме, что с ним случилось?

Такие вопросы говорят о достаточно глубоком понимании текста первоклассниками, а также заставляют других детей лучше вчитываться и размышлять над содержанием.

Урок русского языка (2 класс)

Тема урока: «Правописание парных согласных

по звонкости - глухости в середине слова»

На стадии вызова учитель ставит перед детьми проблему: «Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных  согласных по глухости-звонкости на конце слова?»

Затем происходит обмен информацией в группах.

Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный).

Учитель:

-     Какое слово может быть лишним? Почему?

мороз

снег

снежки

холод

-     (Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).

-     Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

Урок русского языка (3 класс)

Тема: «Слова с непроизносимыми согласными»

На этапе осмысления используются приемы «Кластер» и «Инсерт».

Обобщая результаты мозговой атаки, проведенной на этапе вызова, учащиеся по группам заполняют предложенный им на карточках кластер.

-   Прочитайте еще раз все наши идеи о том, что мы знаем о непроизносимых согласных. Заполните первый уровень кластеров, указав, в каких направлениях мы будем изучать эту тему.

Дети получают примерно такие кластеры:

-   На протяжении урока вы будете вносить свои дополнения и изменения в кластер, который находится у вас на партах.

На следующем этапе урока предлагается прием «Инсерт».

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи.

-     По ходу чтения статьи делайте в тексте пометки:

V-  эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ -  это новая для меня информация;

? -  эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Предлагаемая статья.

О непроизносимых согласных

Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, как, например звук  [т]  в слове  лестница. Скрываются и другие звуки: [л] в слове солнце, [д]   в слове поздно  и др.

Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить – следует запомнить его написание.

А почему всё-таки исчезают отдельные звуки? Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и упрощаем их произношение. А написание их упрощать нельзя. Не просто так существуют непроизносимые согласные. У них и своя история есть.  Например, почему с слове лестница мы пишем букву Т?  В древнерусском языке было слово лъствица. Вот оно-то и превратилось в лестницу  под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница.  Что касается самого слова лъства( лъзтва) , то оно образовано от глагола лезти, лезть, с помощью суффикса – тв (а).

Значит, непроизносимая Т в слове лестница - это остаток суффикса – тв.

Так знание этимологии помогает не делать в словах ошибки.

-    Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым явилось для него.)

-    Все ли понятно? Какие появились вопросы?

-    Подумайте, что можно дополнить или исправить в ваших кластерах?

На протяжении урока к кластерам возвращаются еще несколько раз, в конце урока подводится итог.

Русский язык (4-й класс)

Тема «Творительный падеж имён существительных»

Минутка чистописания.

На доске записаны слова:

те...итория, подста...ка, ул...ца, праз...ник, гру...а.

Ученики вставляют пропущенные буквы, объясняют их написание.

У.: Что могут обозначать пропущенные в словах буквы?

Д.: Названия падежей.

Стадия вызова.

У.: Используя пропущенные буквы, составьте кластер.

Ученики самостоятельно, работая в парах, составляют кластер (табл. 1).

У.: Какой падеж отсутствует в вашем кластере? Почему?

Д.: Отсутствует творительный падеж, потому что в словах, написанных на доске, нет пропущенной буквы Т.

Может, творительного падежа нет, потому что сегодня на уроке мы будем изучать творительный падеж существительных.

Стадия осмысления.

Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу «Инсерт».

У.: Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: «V» - уже знал, « + » — новое, «?» — не понял.

Индивидуальная работа учащихся.

Творительный падеж существительных

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем?. Чтобы определить падеж существительного, будем использовать слово-помощник творить. Творительный падеж употребляется с предлогами с, над, между, перед, под. В творительном падеже ставится имя того лица или предмета, вместе с которым лицо, обозначаемое подлежащим, выполняет какое-либо действие. Отсюда естествен переход к значению орудия, при помощи которого выполняется действие. Существительное, стоящее в творительном падеже, в предложении является второстепенным членом предложения.

У.: После работы с текстом заполните таблицу «Инсерт» (см. табл. 2), количество графов которой соответствует числу значков маркировки: «V», « + », «?»... А теперь проверим ваши таблицы.

Таблица 2

«V» - уже знал

«+» - новое

«?» - не понял

Существительное в Т.п отвечает на вопросы кем? чем?. Чтобы определить падеж существительного, будем использовать слово- помощник: творить

Т.п. употребляется с предлогами с, на, над, между, перед, под. Существительное, стоящее в Т.п., в предложении является второстепенным членом предложения. В Т.п. ставится имя того лица или предмета, вместе с которым лицо, обозначаемое подлежащим, выполняет какое-либо действие. Отсюда естествен переход к значению орудия, при помощи которого выполняется действие        

Ученики зачитывают столбцы.

Стадия рефлексии.

У.: Давайте вернёмся к кластеру, который вы заполняли в начале урока. Дополните его.

Ученики заполняют кластер (табл.3).

Окружающий мир (4 класс)

Тема:  «Мир людей – мир личностей»

Синквейн:          

                                                Личность

                                                Уникальная, неповторимая

                                                Рождается, развивается, проявляется

                                                Каждый человек есть  личность.

                                                Внутренний мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда учеба в радость фрагмент уроков с использованием ИКТ

Фрагменты уроков проверки знаний учащихся с помощью компьютераДва аспекта изучения информатики:- Общеобразовательный:Информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умений анал...

Фрагмент урока с использованием элементов здровьесбережения

Фрагмент урока по математике 1 класс(КРО)...

Урок в технологии критического мышления по окружающему миру "Природные зоны полярного пояса" (2 класс, "Школа 2100").

Данный материал включает в себя конспект урока и тематическую презентацию. Урок разработан в технологии критического мышления....

методическая разработка урока по теме My flat с использованием критического мышления и инновационных технологий

данный материал помодет грамотно выстроить урок на основе требований ФГОС с испольщованием ииновационных технологий, а также развитием критического мышления у младших школьников...

Игры используемые на уроках в технологии критического мышления

Предлагаю описание некоторых игр используемых мной на уроках, с применением технологии критического мышления....