Проблемное обучение методические рекомендации
статья

Пичкур Елена  Михайловна

Проблемное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_rek.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ АНАЛИЗА К УРОКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Данная статья предназначена для учителей начальных классов, работающим по ФГОС с применением технологии проблемного обучения, раскрывает сущность данного вида обучения, структуру урока. Которой необходимо придерживаться при подготовке к уроку, дана схема анализа урока с применением проблемной технологии.

Ключевые слова: технология проблемного обучения, сущность проблемного обучения, структура проблемного урока, анализ урока, схема анализа урока.

          В начальной школе начинается закладка фундамента знаний, на котором ученик будет строить свое дальнейшее образование. А от того, насколько ребенку уютно и комфортно в школе, во многом зависят его учебные успехи и душевное равновесие.

          Когда-то в древности Великий Учитель решил испытать своих учеников, предложив им выбрать для себя мечи. Один из них выбрал лёгкий меч, надеясь сохранить силы в долгом походе. Другой выбрал длинный меч, надеясь поразить им больше противников с безопасного расстояния. Но самым мудрым оказался третий ученик, который выбрал для себя самый удобный меч, ставший продолжением его руки. Мы, учителя начальных классов,  как Великий  Учитель, должны как раз и дать в руки ученику тот самый удобный меч Знаний, который станет для него необходимой частью жизни. Найти такой способ обучения и воспитания, который будет не только нести образовательный характер, а будет еще и  интересен детям.

          Начальная школа - принципиально новый этап в жизни ребенка: расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка. Именно начальная ступень школьного образования должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству, совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
         На основании вышеизложенного возникла необходимость решения важной для меня педагогической проблемы – выбор способа организации познавательной деятельности, при которой все учащиеся активно вовлекаются в процесс познания; взаимодействуют друг с другом. Между ними, в ходе многосторонних коммуникаций, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности, что существенно влияет на эффективность восприятия материала и формирование личностных качеств субъектов обучения. Использование проблемных  методов обучения предполагает не вооружение обучающихся готовыми знаниями, а самостоятельное приобретение их в процессе совместной деятельности. Суть проблемного обучения можно выразить в словах Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму». Ведь в основе данной педагогической технологии лежит самостоятельная поисковая деятельность ребенка, в результате которой он усваивает готовые выводы науки. Преимущество проблемного обучения заключается в том, что учащиеся не только усваивают необходимые знания, но и получают возможность для формирования и развития универсальных учебных действий, в первую очередь регулятивных и познавательных.

          По словам А.А.Леонтьева использование проблемных методов в школе необходимо. Он пишет: «Должна быть ориентация на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире и изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение».[1, с.165 ].

          А.М.Матюшкин подчеркивает: "Вне субъекта личности нет проблемной  ситуации. Проблемная ситуация включает в себя в качестве одного из необходимых компонентов мотивы и потребности ребенка. В условиях  проблемного обучения процесс усвоения перестает быть только интеллектуальным процессом, он становится процессом личностным. Именно поэтому он позволяет слить воедино процесс обучения и процесс воспитания, процесс усвоения знаний и процесс формирования мировоззрения ребенка».[3, с. 4]                                                             Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А.Менчинская, П.А.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др.

          «При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определения понятий, правила теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации (изобретают, конструируют, планируют, мастерят), или же, наконец, художественно отражают действительность (пишут стихи, сочинения, рисуют, играют).
         При 
проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знанийумений, повторению, закреплению и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.» [3, с. 64]
        «Проблемное обучение - это современный уровень развития советской дидактики и передовой педагогической практики. Оно возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания и в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся». [3, с. 58]
         Так как же сделать урок проблемным?

При  подготовке к уроку с использованием проблемной технологии необходимо учитывать структуру урока.

Таблица 1.  

Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

З

Н
А
Н
И
Я

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

IV. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме, моделирование, мини – проект.

V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу, защита мини – проекта.

         Первый этап «Создание проблемной ситуации», на данном этапе для активизации познавательного процесса, можно использовать темы урока, которые содержат в себе вопрос. Например, «Кто такие звери?», «Что такое однокоренные слова?» и т. д. Так же можно использовать видеофрагмент, который содержит в себе проблемную ситуацию, из которой нужно найти выход, а так же задания, при выполнении,  которых у учащихся появятся затруднения. На втором этапе урока, ученики самостоятельно сообщают учителю тему урока исходя из проблемной ситуации или проблемного вопроса, целесообразно предложить учащимся в определении планируемых результатов дополнить предложения. Например, на уроке окружающего мира изучая тему: « Экологическая безопасность», дети дополняют предложения, тем самым они ставят перед собой цели и задачи, которых они должны достигнуть к концу урока.

ПОЗНАКОМИМСЯ: с новым… понятием  «экологическая безопасность» 

УЗНАЕМ:   … причины загрязнения окружающей среды

ВЫЯСНИМ: как…. Защитить себя от загрязнений окружающей среды

ПОЛУЧИМ ЗНАНИЯ… о путях решения экологических проблем.

На третьем  этапе, составляется план поиска для решения сложившийся проблемной ситуации, ученики высказывают свое мнение, в ходе активного диалога между всеми участниками учебного процесса и происходит выдвижение различных гипотез и высказываний, в дальнейшем при анализе выдвинутых гипотез,  ученики приходят к единому решению проблемы, представляют новые знания в удобном для себя виде, так например, мини – проект, который они должны показать  классу и учителю. После соблюдения всех этапов урока с использованием проблемной технологии учитель или проверяющий может выполнить анализ урока, по данной схеме, которая отображена в таблице.

 Таблица 2. 

 Схема анализа урока с использованием проблемной технологии.

Класс____________________________________________________________

Предмет__________________________________________________________

Автор учебника____________________________________________________

Тема урока________________________________________________________

Этапы анализа

Баллы

1.

 Готовность учителя и учащихся к уроку:

1.1.

Внешняя.

1.2.

Внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку.

2.

Организационные действия учителя (при необходимости).

3.

Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

4.

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся.

5.

Использованные методы проблемного обучения (поисковые, исследовательские, проблемное изложение).

6.

Применение проблемных методов.

7.

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся.

8.

Объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ.

9.

Психологические основы урока:

9.1.

Учет уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития.

9.2.

Способы повышения у учащихся положительной мотивации.

10.

Проблемная ситуация, проблемный вопрос:

10.1.

Постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения.

10.2.

Владение способами создания проблемных ситуаций.

10.3.

Соблюдение правил постановки учебной проблемы. 

11.

Методика проведения урока:

11.1.

Осуществление обратной связи: ученик-учитель.

11.2.

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

11.3.

Реализация дифференцированного обучения.

Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

11.4.

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

11.5.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

12.

Формирование специальных и общих учебных умений учащихся.

12.1.

Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения.

12.2.

Умение учащихся осуществлять логические операции.

12.3.

Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает).

12.4.

Затруднения, возникшие у всего класса, у отдельных школьников. Причины и способы решения.

13.

Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора..

14.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично,  2 – в полном объёме.

        На мой взгляд, технология проблемного обучения, действительно, наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной и внеклассной творческой деятельности, эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ – формирование творческой личности. А также, формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет мне повысить не только эффективность учебно-воспитательного процесса в начальной школе, но и:

  • развивать мышление и способности обучающихся, развивать творческие умения;
  • обучающиеся усваивают знания, умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
  • воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

     Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.

       Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.

Список литературы:

  1. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: учебник для студ. высш. учеб. Заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Смысл; Издательский центр «Акадкмия», 2008. – 288 с. 
  2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - С. 246-258.
  3. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. / Под ред. Е.В.Ковалевской. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010.
  4. Садкина В. И. С14 101 педагогическая идея. Как создать урок — М. : ООО «Издательская Группа “Основа”», 2013. — 87, [1] с. : табл. — (Серия «Золотая педагогическая коллекция»).
  5. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Методистские рекомендации при подготовке к уроку с применением технологии проблемного обучения.

Данная статья предназначена для учителей начальных классов, работающим по ФГОС с применением технологии проблемного обучения, раскрывает сущность данного вида обучения, структуру урока. Которой необхо...

Учебно-методическая разработка "Проблемная ситуация - одна из основных понятий проблемного обучения на уроках в начальной школе"

Проблемная ситуация - это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, возникающий у учащихся при выполнении заданий, которые побуждают найти новые знания или способы действий.Типы проб...

Методические рекомендации по применению технологии проблемного обучения

Рекомендации по применению технологии проблемного обучения...