"Педагогическая и психологическая поддержка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся для повышения качества образования".
презентация к уроку

Федорова Людмила Николаевна

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию слайдовую презентацию к докладу, которая была представлена на августовской конференции работников образования Кяхтинского района в 2018 году. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogich._i_psihologich._podderzhka_doklad.pptx96.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая и психологическая поддержка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся для повышения качества образования. Выполнила: Фёдорова Л. Н. учитель начальных классов МБОУ КСОШ № 4

Слайд 2

Цели ознакомить с комплексными мерами, направленными на повышение успеваемости и качества знаний, умений и навыков учащихся; разработка системы методов и приемов педагогической и психологической поддержки неуспевающих , слабоуспевающих учеников; о беспеч ение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности .

Слайд 3

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость: физическая ослабленность ; школьная незрелость; педагогическая запущенность; недостаточное развитие речи; боязнь школы, учителей; инфантилизм (т. е. детскость) плохая наследственность астеническое состояние; нарушения нервной деятельности; гиподинамия; социум; миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме); социально-экономическая ситуация, которая снижает материальный уровень жизни людей.

Слайд 4

пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине) недостаточная домашняя подготовка низкие способности нежелание учиться недостаточная работа на уроке необъективность выставления оценки на уроке большой объем домашнего задания высокий уровень сложности материала другие причины

Слайд 5

Причины неуспеваемости (Бабанский Ю.К.) Внутренние по отношению к школьнику недостатки биологического развития (дефекты органов чувств, особенности высшей нервной деятельности); недостатки психологического развития (слабое развитие эмоциональной сферы, воли, отсутствие положительных мотивов, познавательных интересов); недостатки воспитанности личности (недостатки в развитии моральных качеств, в отношениях к учителям, коллективу, семье).

Слайд 6

Причины неуспеваемости (Бабанский Ю.К.) Внешние по отношению к школьнику : недостатки образования личности (пробелы в специальных знаниях и умениях, навыках учебного труда); недостатки опыта влияния школы (недостатки процесса обучения, учебных пособий и т.д., воспитательных воздействий); недостатки влияния внешкольной среды(влияние семьи, сверстников, культурно-производственного окружения)

Слайд 7

Задачи : -формирование самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда ; -создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ; -отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышения мотивации учеников; -реализация разноуровнего обучения; -изучение особенностей учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации.

Слайд 8

Классификация неуспеваемости (Гельмонт А.М.) Глубокое общее отставание Устойчивая Эпизодическая

Слайд 9

Глубокое общее отставание Низкий уровень предшествующей подготовки (отсутствие преемственности, слабая база) Неблагоприятные обстоятельства (физические дефекты, болезни, плохие бытовые условия, отсутствие родительской заботы) Низкий уровень умственного развития; Недостатки воспитанности и личностные особенности (недисциплинированность, лень)

Слайд 10

Устойчивая неуспеваемость. Недостатки подготовки на предшествующих этапах развития; Недостаток интереса к изучаемым предметам; Трудности волевой регуляции.

Слайд 11

Эпизодическая неуспеваемость Непрочность знаний; Слабый текущий контроль за успеваемостью Недостаток методики преподавания (отсутствие учета зоны актуального развития, индивидуального подхода, дифференциации) Нерегулярность подготовки домашнего задания; Неаккуратное посещение уроков. Напряженность в межличностном взаимодействии (с учителем, одноклассниками, родителями)

Слайд 12

Признаки отставания ученик не может сказать, в чем заключается трудность; не задает вопросов по существу изучаемого материала; не активен, отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, преодоление трудностей, напряжение мысли; не может дать оценки своей работе, не контролирует себя; не может воспроизвести основные понятия и определения.

Слайд 13

Способы выявления причин неуспеваемости Анализ работ; Наблюдение за способами деятельности ученика на уроке; Беседа с учащимся по поводу возникших трудностей в усвоении материала.

Слайд 14

Требования к работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися 1 . Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету 2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учеников и отражает работы по их исправлению 3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу. 4. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его. 5. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по предмету 6. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по и обучать способам их преодоления .

Слайд 15

Приемы поддержки учеников В процессе контроля за подготовленностью учащихся : с оздание атмосферы особой доброжелательности при опросе ; с нижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски ; п редложения учащимся примерного плана ответа ; р азрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления ; с тимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой .

Слайд 16

Приемы поддержки учеников При изложении нового материала : п рименение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала п ривлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. п ривлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Слайд 17

Приемы педагогической поддержки учеников в ыбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений ; б олее подробное объяснение последовательности выполнения задания ; п редупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий .

Слайд 18

Приемы педагогической поддержки учеников В ходе самостоятельной работы на уроке : р азбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание ; н апоминание приема и способа выполнения задания ; у казание на необходимость актуализировать правило ; с сылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений ; и нструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению ; с тимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих ; б олее тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления .

Слайд 19

Мониторинг обученности Умения и навыки Коррекционная деятельность педагога Дата, вид работы Результат Дата, вид работы Результат

Слайд 20

Перечень материалов , предоставляемых учителем-предметником , по профилактике и преодолению неуспешности 1. Поурочное планирование, в котором отражены: --разнообразные методы, формы и виды организации деятельности учащихся на уроках, способствующие повышению мотивации и развитию познавательного интереса. -- индивидуальная работа с учащимися. 2. Дидактический материал, разделенный по уровню обученности учащихся. 3. План работы по преодолению неуспеваемости. 4. Расписание индивидуально-групповых занятий с неуспевающими учащимися. 5. Планы ликвидации пробелов в знаниях по каждому учащемуся с указанием умений и навыков, которые будут отрабатываться на каждом занятии. 6. Журналы и тетради учащихся для индивидуально-групповых занятий. 7. Информация о психолого-педагогических особенностях слабоуспевающих учащихся. 8. Материалы, подтверждающие работу с родителями. Кроме этого, при диагностике индивидуальной работы учителя со слабоуспевающими учащимися, рекомендуется проследить: --систему опроса учащихся, данным учителем; --систему работы над ошибками после проведения самостоятельных и контрольных работ. --систему дифференцированных домашних заданий для учащихся.

Слайд 21

Сведения о неуспевающих (неаттестованных) учащихся по итогам _________ (полугодия) 20__/20___учебного года. № п\п Фамилия, имя неуспевающих учащихся ФИО родителей Домашний телефон класс предмет Причина неуспешности Как проводилась профилактика неуспешности? Какие меры предполагается принять? Ф.И.О. учителя (полностью), стаж, категория(разряд),год повышения Квалификации, год последней аттестации 1 . . 2. 3.

Слайд 22

Аналитическая справка учителя-предметника по работе с неуспевающими учащимся Четверть Текущие отметки Отметк и за к/р Пропуски занятий по болезни необоснованные Фамилия, имя учащегося___________________________________________ Класс______________ Дата рождения _________________________________ Предмет, по которому учащийся не успевает ______________________________ Учитель______________________________________________________________ Причины неуспеваемости (укажите из приведенных в таблице, дополните при необходимости после таблицы):

Слайд 23

Причины неуспеваемости Педагогические Психологические Нейрофизиологические низкая интенсивность учебной деятельности несформированность мотивов учебной деятельности общая ослабленность организма низкая эффективность учебной деятельности недисциплинированность слабый тип высшей нервной деятельности пропуски занятий нарушение в эмоционально-волевой сфере нарушения зрения, слуха, артику-ляции отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя большие пробелы в знаниях микропоражения коры головного мозга недостаток к учебной деятельности ребенка со стороны родителей большие пробелы в учебных умениях и навыках низкий уровень познавательных способностей

Слайд 24

Мероприятия по преодолению неуспеваемости Посещение дополнительных занятий (организованы или нет, регулярность проведения, посещение занятий учащимся) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Даты посещения ИДЗ Отрабатываемые темы

Слайд 25

ПЛАН работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися Мероприятия Срок Ответственные Общие мероприятия 1. Проведение мониторинга знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала с целью определения фактического уровня знаний детей и выявления в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации (текущие контрольные, самостоятельные работы, КДР). Октябрь - май Зам. директора по УВР, руководитель МО 2.Установление причин отставания учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, зам. директора по ВР, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. Октябрь - май Директор МОУ 3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Октябрь Ноябрь Январь Апрель Учителя начальных классов, учителя иностранных языков 4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включение посильных индивидуальных заданий слабоуспевающему ученику, фиксирование это в плане урока. В течение учебного года Учителя начальных классов, учителя иностранных языков 5. Ведение обязательного тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса. В течение учебного года Учителя начальных классов, учителя иностранных языков 6. Учет индивидуальной работы со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. В течение учебного года Учителя начальных классов, учителя иностранных языков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Образовательная среда как условие личностного роста учащегося и повышения качества образования (педсовет)

Цель педсовета: содействовать формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех»....

Аттестация-2017 г. 3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)

3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельностиПовышение квал...

Доклад педагогического заседания на тему: "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности....

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

Выступление на педагогический совет на тему «Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»

Выступление на педагогический советна тему«Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»...