Этическое воспитание в начальной школе
статья

Фомичева Екатерина Викторовна

Сегодня школа ориентирована на возрастание нравственных ценностей в обществе, духовности и культуры. Условия общественной жизни в нашей стране предъявляют повышенные требования к нравственной надежности личности, поэтому мы должны научить учащихся в самых сложных, неожиданных ситуациях принимать оптимально гуманные решения, совершать моральные поступки. В соответствии с этим этическое воспитание школьников становится необычайно актуальным.

Этическое воспитание – целенаправленный, содержательно и методически обеспеченный процесс нравственного становления личности. Этот процесс обращен ко всем возрастным категориям школьников, что требует от педагогов соблюдения возрастной адекватности в средствах, методах, приемах воспитательного воздействия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Этическое воспитание в начальной школе

Сегодня школа ориентирована на возрастание нравственных ценностей в обществе, духовности и культуры. Условия общественной жизни в нашей стране предъявляют повышенные требования к нравственной надежности личности, поэтому мы должны научить учащихся в самых сложных, неожиданных ситуациях принимать оптимально гуманные решения, совершать моральные поступки. В соответствии с этим этическое воспитание школьников становится необычайно актуальным.

Этическое воспитание – целенаправленный, содержательно и методически обеспеченный процесс нравственного становления личности. Этот процесс обращен ко всем возрастным категориям школьников, что требует от педагогов соблюдения возрастной адекватности в средствах, методах, приемах воспитательного воздействия ().

Общая цель этического воспитания – воспитание этической культуры, ориентирующее личность на нравственные ценности.

Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Учитывая возраст младших школьников, их стремление и желание быть хорошими, необходимо ориентировать ребят на внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих. Самооценка ребенка в этом возрасте непосредственно зависит от характера оценок, даваемых ему взрослыми. Поэтому так важно видеть хорошее в маленьком человеке.

 «Чтобы воспитанник стал добрым, честным, отзывчивым, трудолюбивым, ему необходимо неустанно внушать установки, что он добрый, честный, трудолюбивый»

Этическое воспитание осуществляется с помощью искусства, познания прекрасного и направленностью на личностное развитие учащихся

Для  дошкольного  и  младшего  школьного   возраста   ведущей   формой знакомства   с   эстетическим   идеалом   является :

  •  детская    литература
  •  мультипликационные фильмы
  •  кино.

Отбирая художественные произведения, педагог должен помнить, что разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.
Воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе.

        Педагог дает детям представление о разнообразии поэтического образа природы, показывает, какие чувства передаются в произведениях, о каких явлениях природы рассказывается, какие выразительные средства используются в создании художественных образов.

Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе.

       Любой предмет, будь то математика, физкультура, окружающий мир вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников.

Этическое воспитание осуществляется с помощью таких методов как Метод побуждения  к сопереживанию Метод убеждения при формировании первоначальных  проявлений эстетического вкуса Метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям

Представленные ниже игровые приемы и тренировочные задания творческого характера направлены на овладение учащимися навыками гуманистических отношений к окружающему, культуры поведения, общения с людьми, навыками доброго говорения.

«Улыбка»

Учащиеся встают в круг, у учителя в руках нарисованная «улыбка», нужно передавать ее по кругу и говорить одну и ту же фразу, но с разной интонацией: «Я рад тебя видеть».

«Клубочек»

Педагог пускает клубочек по классу и говорит, что ниточка волшебного клубочка при его разматывании обладает способностью высвечивать лучшие качества того, кто берется за нее. В итоге каждый получает волшебную возможность «увидеть» лучшие качества рядом сидящего и назвать их ему.

«Я – разный» ()

Учитель предлагает каждому разделить лист бумаги на три части и нарисовать себя в трех рисунках: какой он был раньше, какой он сейчас и каким бы он хотел стать (какой он будет). По окончании необходимо обсудить рисунки: в чем их разница, что необходимо, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно.

Составь пословицу.

На двух листочках записывается пословица: на одном начало, на другом – конец. Листочки раздаются учащимся. Когда один ребенок прочитал часть пословицы, надо найти, у кого по смыслу вторая ее часть.

Рисунки:

Предложить детям нарисовать: «Доброта, какой я ее представляю», «Дом, в котором я хочу жить», «Любимая игрушка», «Мое самое заветное желание», «Моя мечта» и т.

Вариант: Рисунок, письмо любимому сказочному персонажу.

«Звучащие краски»

В классе звучит музыка. Учитель предлагает детям нарисовать свои ассоциации. Что мы чувствуем, когда слушаем музыку?

Таким образом, младший школьный возраст - это  особенный  возраст  для эстетического  воспитания,  где  главную  роль  в  жизни  школьника   играет учитель.  Пользуясь  этим,  умелые  педагоги  способны  не  только  основать прочный  фундамент  эстетически  развитой   личности,   но   и   посредством эстетического воспитания заложить  подлинное  мировоззрение  человека,  ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка  к  миру  и  происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

 «Человек должен слышать человека. Может быть, это и есть самое главное в жизни? Может быть, это та самая ось, вокруг которой вертится все наше существование?

Человек должен нести человеку не только доброе слово, но и, прежде всего, дело. Спешить на выручку, спешить на помощь…

Человек должен жить для человека. Именно к этому сводится в конечном счете смысл всех законов общества» ( А. Маркуша «Слава ветру»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

Статья «Воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы»

    Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности ...

Статья «Воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы»

    Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности ...

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».

Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания  сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....