Из опыта работы по теме "Формирование навыков смыслового чтения"
учебно-методическое пособие (2, 3, 4 класс)

Зубарева Анна Вячеславовна

В публикации Вы можете найти готовые карты для отслеживания результатов детей, теоретический материал по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_smyslolvoe_chtenie.pptx1.04 МБ
Файл kriterii_otsenivaniya_smyslovogo_chteniya.docx108.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Критерии оценивания смыслового чтения Диагностические материалы

Слайд 2

– умение осмысливать цели чтения; – умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; – умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; – умение определять основную и второстепенную информацию ; – умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; – умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации. Читательская грамотность

Слайд 3

Цель создания материалов Представление критериев оценивания сформированности метапредметного результата «смысловое чтение» у учащихся 3 класса и примеров текстов, заданий, позволяющих диагностировать метапредметный результат «смысловое чтение».

Слайд 4

Механизмы применения материалов Представление учителем текстов с заданиями В начале недели учащимся для самостоятельной работы выдается один для всех одинаковый текст и задания к этому тексту. Перед учащимися ставится задача – прочитать текст и выполнить к нему задания.

Слайд 5

Механизмы применения материалов Самостоятельная работа учащихся с текстом 4 дня Сдача текстов на проверку учителю В конце учебной недели Проверка текстов учителем, критериальное оценивание работ всех учащихся На проверку и оценивание работ по предложенным критериям у учителя один день

Слайд 6

Заполнение диагностических таблиц по работам каждого ученика Еще 1 день учителю необходим для того, чтобы заполнить индивидуальные диагностические таблицы по работам каждого ученика Механизмы применения материалов

Слайд 7

Механизмы применения материалов Тестовый балл Уровни овладения навыками смыслового чтения 22-20 Высокий 19-13 Средний Ниже 13 Низкий

Слайд 8

Механизмы применения материалов Анализ, обсуждение выполненных работ с учащимися Проводится на занятие (1 раз в неделю) в рамках внеурочной деятельности Контрольные срезы 1 раз в четверть Представление материалов диагностики на родительских собраниях 1 раз в четверть



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания смыслового чтения

  1. Обоснование актуальности темы

Согласно требованиям стандарта второго поколения в практику работы начальной школы вводится межпредметная программа «Чтение: работа с информацией (с текстом)». В рамках данного направления предполагается формирование и развитие у обучающихся основ читательской грамотности, которая заключается не только в усовершенствовании техники чтения, но и в приобретении первичных навыков работы с информацией (текстом). В результате выпускники начальной школы смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Таким образом, в начальном обучении детей важным становится не только формирование навыков чтения, но и обеспечение возможностей школьников для развития умений работать с информацией, находить и оценивать полученные данные и применять их в жизненных ситуациях. Сформированность читательской грамотности становится одной из главных задач в обучении современного школьника.

Задачи ФГОС позволяют выявить основные умения смыслового чтения:

– умение осмысливать цели чтения;

– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

– умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

– умение определять основную и второстепенную информацию;

– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

В связи с этим становится актуальной диагностика уровня сформированности указанных умений и навыков у младших школьников. Для этого необходима разработка критериев оценивания данных умений.

  1. Цель создания материалов

Представление критериев оценивания сформированности метапредметного результата «смысловое чтение» у учащихся 3 класса и примеров текстов, заданий, позволяющих диагностировать метапредметный результат «смысловое чтение».

  1. Механизмы применения материалов

Вид деятельности

Сроки

1

Представление учителем текстов с заданиями

В начале недели учащимся для самостоятельной работы выдается один для всех одинаковый текст и задания к этому тексту.

Перед учащимися ставится задача – прочитать текст и выполнить к нему задания.

2

Самостоятельная работа учащихся с текстом

4 дня

3

Сдача текстов на проверку учителю

В конце учебной недели

4

Проверка текстов учителем, критериальное оценивание работ всех учащихся

На проверку и оценивание работ по предложенным критериям у учителя один день

5

Заполнение диагностических таблиц по работам каждого ученика

Еще 1 день учителю необходим для того, чтобы заполнить индивидуальные диагностические таблицы по работам каждого ученика

6

Перевод баллов в систему уровневой оценки.

Каждая работа учащихся оценивается по представленным критериям в баллах, затем определяется уровень сформированности навыков смыслового чтения у каждого учащегося: высокий, средний и низкий. Максимальное количество баллов за каждый текст – 22. Для определения уровня рекомендуется руководствоваться следующей таблицей:

Тестовый балл

Уровни овладения навыками смыслового чтения

22-20

Высокий

19-13

Средний

Ниже 13

Низкий

Одновременно с заполнением диагностических таблиц.

Благодаря системе уровневой оценки у учителя появляется возможность отследить у учащихся класса динамику развития уровня сформированности навыков смыслового чтения как важной составляющей метапредметных результатов обучения

7

Анализ, обсуждение выполненных работ с учащимися

Проводится на занятие (1 раз в неделю) в рамках внеурочной деятельности

8

Контрольные срезы

1 раз в четверть

9

Представление материалов диагностики на родительских собраниях

1 раз в четверть

  1. Диагностические материалы

  1. Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения

Группы метапредметных результатов

Критерии

Показатель критерия

Балл  

1

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

Определил и записал тему и главную мысль текста

2

Определил и написал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль

1

Не записал тему и главную мысль текста

0

Умение составлять план текста

Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена

2

Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей

1

Не составил план

0

Умение восстанавливать последовательность событий

Последовательность событий не нарушена

2

Допустил ошибку в последовательности двух событий

1

Последовательность событий нарушена

0

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

2

Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста

1

Ответ не соответствует содержанию текста

0

Умение определять тип, стиль текста

Правильно определил тип и/или стиль текста, записал характерные признаки

2

Указал тип и/или стиль текста, но не записал характерные признаки

1

Допустил ошибки в определении типа и/или стиля текста

0

Задания по тексту выполнены частично (не менее половины заданий), допустил 1-2 орфографических ошибки

1

Выполнено менее половины заданий по тексту, допущено много орфографических ошибок

0

2

Преобразование и интерпретация информации

Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст  

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста

2

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания

1

Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов)

0

3

Оценка информации

Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение

2

Высказал свое отношение  на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя

1

Без интереса относя к полученной информации, не высказал никаких суждений

0

4.2 Таблица для оценивания результатов работ учащегося  третьего класса

Таблица для оценивания результатов работ Ф.И. учащегося

Группы метапредметных результатов

Критерии

Номера текстов в последовательности их выполнения

Контрольный срез

1

2

3

4

5

6

7

Контрольный срез

8

9

10

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

1

1

0

1

2

2

2

1

2

2

2

1

Умение составлять план текста

0

1

2

1

1

2

Умение восстанавливать последовательность событий

1

1

2

1

2

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста  

7

9

10

8

12

9

8

10

8

7

10

10

Умение определять тип, стиль текста

0

0

0

1

0

1

0

1

1

2

2

1

Преобразование и  интерпретация

информации

Умение формулировать несложные выводы

2

2

1

2

2

2

1

2

2

2

2

2

Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст  

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

2

Оценка

информации

Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

Итого баллов:

14

15

15

15

20

19

16

19

18

16

21

20

Уровень:

средн

с

с

с

в

с

с

с

средн

с

в

в

  1. Возможности использования представленных материалов

Представленные диагностические материалы могут быть использованы учителями начальной школы. Основным критерием применимости и результативности представленных материалов является их ранжирование и конкретность.

  1. Возможные риски и пути их преодоления

Неприятие педагогами проведения длительной и трудоемкой работы по анализу и обработке результатов работы с текстом (т.е. нежелание проводить такой вид проверки) может быть решаемо за счет ограничения объема диагностической работы проведением контрольных срезов 1-2 раза в четверть.

Приложение

Примеры заданий к тексту и анализа результатов работ детей

в соответствии с критериями оценивания

Следует отметить, что при оценивании работ ответы учащихся в таблицу не сводятся. В данном случае они приведены только для наглядности.

Задание 1. Прочитай текст.

Грызуны – это отряд животных, обладающих острыми передними зубами, которые растут на протяжении всей жизни. С помощью своих зубов животные разгрызают пищу, выкапывают в земле норы и гнезда. Бобры могут перегрызать даже деревья, из которых они строят речные плотины для своих жилищ.

В число двух тысяч видов грызунов входят также мыши, крысы, дикобразы и белки. Самый большой грызун в Южной Америке – капибара, или воздушная свинья. Она похожа на гигантскую морскую свинку длиной один метр двадцать пять сантиметров и весом свыше сорока пяти килограммов. Самый маленький грызун – европейская полевая мышь. Ее длина всего около семи сантиметров.

(По материалам энциклопедии

«Хочу все знать»)

Задание к тексту

Варианты ответов учащихся

Оценка по критериям

  1. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

Это научный текст, в нем есть точные данные о грызунах. Это информация из энциклопедии.

2

Научный текст

1

Художественный

0

  1. Какова тема текста, определи главную мысль текста.

Тема – грызуны. Автор знакомит нас с многообразием отряда грызунов

2

Текст о грызунах

1

0

  1. Отметь рисунки животных, которые относятся к грызунам, и подтверди ответ информацией из текста.

Бобры могут перегрызать деревья. В число грызунов входят также мыши, крысы, белки.

2

Отмечены на картинке знаком «+» белка, мышь, бобр

1

Отмечены на картинке знаком «+» мышь, бобр, заяц

0

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новый год 2014.jpg

  1. Заполни таблицу, используя слова текста

(часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – самый маленький грызун, ее длина всего около семи сантиметров.

2

(часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – это грызун.

1

(часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – живет на полях, ест пшеницу.

0

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новый год 2014 001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией»

Реально ли выйти на оптимальное чтение, ведь разные ученики имеют разный темперамент?...

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...

Приемы работы над формированием навыков смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ

Овладение навыком чтения – одно из основных условий успешности обучения в школе. Понятие «уметь читать» включает в себя умение складывать слоги в слова, читать и осознавать прочитанн...

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках". Из опыта работы.

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках". Обобщенный опыт моей педагогической деятельности в начальной школе....

Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста

Определение состояние развития навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста...