Из опыта работы по теме "Формирование навыков смыслового чтения"
учебно-методическое пособие (2, 3, 4 класс)
В публикации Вы можете найти готовые карты для отслеживания результатов детей, теоретический материал по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_smyslolvoe_chtenie.pptx | 1.04 МБ |
kriterii_otsenivaniya_smyslovogo_chteniya.docx | 108.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
– умение осмысливать цели чтения; – умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; – умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; – умение определять основную и второстепенную информацию ; – умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; – умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации. Читательская грамотность
Цель создания материалов Представление критериев оценивания сформированности метапредметного результата «смысловое чтение» у учащихся 3 класса и примеров текстов, заданий, позволяющих диагностировать метапредметный результат «смысловое чтение».
Механизмы применения материалов Представление учителем текстов с заданиями В начале недели учащимся для самостоятельной работы выдается один для всех одинаковый текст и задания к этому тексту. Перед учащимися ставится задача – прочитать текст и выполнить к нему задания.
Механизмы применения материалов Самостоятельная работа учащихся с текстом 4 дня Сдача текстов на проверку учителю В конце учебной недели Проверка текстов учителем, критериальное оценивание работ всех учащихся На проверку и оценивание работ по предложенным критериям у учителя один день
Заполнение диагностических таблиц по работам каждого ученика Еще 1 день учителю необходим для того, чтобы заполнить индивидуальные диагностические таблицы по работам каждого ученика Механизмы применения материалов
Механизмы применения материалов Тестовый балл Уровни овладения навыками смыслового чтения 22-20 Высокий 19-13 Средний Ниже 13 Низкий
Механизмы применения материалов Анализ, обсуждение выполненных работ с учащимися Проводится на занятие (1 раз в неделю) в рамках внеурочной деятельности Контрольные срезы 1 раз в четверть Представление материалов диагностики на родительских собраниях 1 раз в четверть
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания смыслового чтения
- Обоснование актуальности темы
Согласно требованиям стандарта второго поколения в практику работы начальной школы вводится межпредметная программа «Чтение: работа с информацией (с текстом)». В рамках данного направления предполагается формирование и развитие у обучающихся основ читательской грамотности, которая заключается не только в усовершенствовании техники чтения, но и в приобретении первичных навыков работы с информацией (текстом). В результате выпускники начальной школы смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Таким образом, в начальном обучении детей важным становится не только формирование навыков чтения, но и обеспечение возможностей школьников для развития умений работать с информацией, находить и оценивать полученные данные и применять их в жизненных ситуациях. Сформированность читательской грамотности становится одной из главных задач в обучении современного школьника.
Задачи ФГОС позволяют выявить основные умения смыслового чтения:
– умение осмысливать цели чтения;
– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
– умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
– умение определять основную и второстепенную информацию;
– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
В связи с этим становится актуальной диагностика уровня сформированности указанных умений и навыков у младших школьников. Для этого необходима разработка критериев оценивания данных умений.
- Цель создания материалов
Представление критериев оценивания сформированности метапредметного результата «смысловое чтение» у учащихся 3 класса и примеров текстов, заданий, позволяющих диагностировать метапредметный результат «смысловое чтение».
- Механизмы применения материалов
- Диагностические материалы
- Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения
Группы метапредметных результатов | Критерии | Показатель критерия | Балл | |
1 | Поиск информации и понимание прочитанного | Умение определять тему и главную мысль текста | Определил и записал тему и главную мысль текста | 2 |
Определил и написал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль | 1 | |||
Не записал тему и главную мысль текста | 0 | |||
Умение составлять план текста | Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена | 2 | ||
Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей | 1 | |||
Не составил план | 0 | |||
Умение восстанавливать последовательность событий | Последовательность событий не нарушена | 2 | ||
Допустил ошибку в последовательности двух событий | 1 | |||
Последовательность событий нарушена | 0 | |||
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста | Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста | 2 | ||
Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста | 1 | |||
Ответ не соответствует содержанию текста | 0 | |||
Умение определять тип, стиль текста | Правильно определил тип и/или стиль текста, записал характерные признаки | 2 | ||
Указал тип и/или стиль текста, но не записал характерные признаки | 1 | |||
Допустил ошибки в определении типа и/или стиля текста | 0 | |||
Задания по тексту выполнены частично (не менее половины заданий), допустил 1-2 орфографических ошибки | 1 | |||
Выполнено менее половины заданий по тексту, допущено много орфографических ошибок | 0 | |||
2 | Преобразование и интерпретация информации | Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст | Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста | 2 |
Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания | 1 | |||
Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов) | 0 | |||
3 | Оценка информации | Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний | Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение | 2 |
Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя | 1 | |||
Без интереса относя к полученной информации, не высказал никаких суждений | 0 |
4.2 Таблица для оценивания результатов работ учащегося третьего класса
Таблица для оценивания результатов работ Ф.И. учащегося
Группы метапредметных результатов | Критерии | Номера текстов в последовательности их выполнения | |||||||||||
Контрольный срез | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Контрольный срез | 8 | 9 | 10 | ||
Поиск информации и понимание прочитанного | Умение определять тему и главную мысль текста | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Умение составлять план текста | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | |||||||
Умение восстанавливать последовательность событий | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста | 7 | 9 | 10 | 8 | 12 | 9 | 8 | 10 | 8 | 7 | 10 | 10 | |
Умение определять тип, стиль текста | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | |
Преобразование и интерпретация информации | Умение формулировать несложные выводы | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | |
Оценка информации | Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Итого баллов: | 14 | 15 | 15 | 15 | 20 | 19 | 16 | 19 | 18 | 16 | 21 | 20 | |
Уровень: | средн | с | с | с | в | с | с | с | средн | с | в | в |
- Возможности использования представленных материалов
Представленные диагностические материалы могут быть использованы учителями начальной школы. Основным критерием применимости и результативности представленных материалов является их ранжирование и конкретность.
- Возможные риски и пути их преодоления
Неприятие педагогами проведения длительной и трудоемкой работы по анализу и обработке результатов работы с текстом (т.е. нежелание проводить такой вид проверки) может быть решаемо за счет ограничения объема диагностической работы проведением контрольных срезов 1-2 раза в четверть.
Приложение
Примеры заданий к тексту и анализа результатов работ детей
в соответствии с критериями оценивания
Следует отметить, что при оценивании работ ответы учащихся в таблицу не сводятся. В данном случае они приведены только для наглядности.
Задание 1. Прочитай текст.
Грызуны – это отряд животных, обладающих острыми передними зубами, которые растут на протяжении всей жизни. С помощью своих зубов животные разгрызают пищу, выкапывают в земле норы и гнезда. Бобры могут перегрызать даже деревья, из которых они строят речные плотины для своих жилищ.
В число двух тысяч видов грызунов входят также мыши, крысы, дикобразы и белки. Самый большой грызун в Южной Америке – капибара, или воздушная свинья. Она похожа на гигантскую морскую свинку длиной один метр двадцать пять сантиметров и весом свыше сорока пяти килограммов. Самый маленький грызун – европейская полевая мышь. Ее длина всего около семи сантиметров.
(По материалам энциклопедии
«Хочу все знать»)
Задание к тексту | Варианты ответов учащихся | Оценка по критериям |
| Это научный текст, в нем есть точные данные о грызунах. Это информация из энциклопедии. | 2 |
Научный текст | 1 | |
Художественный | 0 | |
| Тема – грызуны. Автор знакомит нас с многообразием отряда грызунов | 2 |
Текст о грызунах | 1 | |
0 | ||
| Бобры могут перегрызать деревья. В число грызунов входят также мыши, крысы, белки. | 2 |
Отмечены на картинке знаком «+» белка, мышь, бобр | 1 | |
Отмечены на картинке знаком «+» мышь, бобр, заяц | 0 | |
| (часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – самый маленький грызун, ее длина всего около семи сантиметров. | 2 |
(часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – это грызун. | 1 | |
(часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – живет на полях, ест пшеницу. | 0 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией»
Реально ли выйти на оптимальное чтение, ведь разные ученики имеют разный темперамент?...
Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...
Развитие навыка смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе (из опыта работы)
Упражнения для развития навыка смыслового чтенияна уроках математики....
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...
Приемы работы над формированием навыков смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ
Овладение навыком чтения – одно из основных условий успешности обучения в школе. Понятие «уметь читать» включает в себя умение складывать слоги в слова, читать и осознавать прочитанн...
Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках". Из опыта работы.
Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках". Обобщенный опыт моей педагогической деятельности в начальной школе....
Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста
Определение состояние развития навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста...