«Использование технологии БОС в коррекции речевых нарушений»
методическая разработка

Рудакова Оксана Александровна

С каждым годом растет количество детей с    речевыми нарушениями.  Специалисту для достижения хороших результатов коррекции необходимо работать не только с привычными логопедическими методиками, но и применять компьютерные технологии, специализированные программы для детей с различными нарушениями в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_rechevyh_kompleksov_bos.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Центр психолого- педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов

«Использование технологии БОС в коррекции речевых нарушений»

Подготовила Рудакова О.А., учитель-логопед

2020 г.

            С каждым годом растет количество детей с    речевыми нарушениями.  Специалисту для достижения хороших результатов коррекции необходимо работать не только с привычными логопедическими методиками, но и применять компьютерные технологии, специализированные программы для детей с различными нарушениями в развитии.

При работе с речевыми патологиями необходимо уделять достаточное количество времени для коррекции нарушений дыхания, так как, без правильного дыхания, без долгого плавного выдоха невозможно корректировать   речь ребенка.  

 Для формирования речевого дыхания   используется метод биологической обратной связи (БОС). БОС – это способ перевода информации, получаемой с помощью специальных датчиков от тела человека, в картинку и звук.  

 Этот метод позволяет вырабатывать   навык диафрагмально-релаксационного дыхания, снижает напряжение работы дыхательной системы, восстанавливает баланс вегетативной системы, обеспечивает приток кислорода к периферическим системам и органам, к головному мозгу, позволяет почувствовать стабильность и покой.  Особенность данного метода – это возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю.

На занятиях ребенок с помощью БОС видит и слышит, как работает его организм.    

Логотерапевтический комплекс БОС включает в себя компьютер   с программным обеспечением, преобразователь биоэлектрических сигналов, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.

 На занятии ребенок осваивает основной компонент речи-диафрагмально-релаксационный тип дыхания и удлинённый выдох. Речевой материал произносится на выдохе на снижении частоты сердечных сокращений (на вдохе частота сердечных сокращений здорового человека увеличивается, на выдохе – уменьшается).

Противопоказаниями для применения данного метода являются:

  • возраст ребенка младше 4,5 лет;
  • эпилепсия, повышенная судорожная готовность и грубые органические поражения головного мозга, сердечно сосудистой системы и эндокринные заболевания;
  •  соматические и эндокринные заболевания в фазе обострения;
  • острые инфекционные заболевания,
  • психопатии, психозы и психотические состояния.

Структура коррекционного курса по методу БОС включает в себя следующие этапы:::

  • 1 этап – диагностический (1-2 занятия). Этот этап включает в себя обследование ребенка и составление индивидуальной, дифференцированной схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом   БОС.
  • 2 этап – информационно практический (1-2 занятия).
  • 3 этап – практический (8 – 11 занятий). Сюда входит постановка навыка (2-3 занятия); обучение навыку (3 занятия); закрепление навыка (3-5 занятий).      На этом этапе у ребенка вырабатывают навык правильного дыхания, ведутся тренировки по правильному дыханию (вдох — носом, медленный выдох — ртом).   Программа содержит игровые сюжеты «Столбик», «Заборчик», «Анимация», которые помогают вырабатывать требуемый тип дыхания. Ребенок, совместно с логопедом контролирует дыхание, пульс увеличивается на вдохе и уменьшается на выдохе, в это время на вдохе открывается часть картинки, на выдохе открывается другая часть изображения. Затем используются сюжеты «Полосы», «слайды», «жалюзи», когда ребенок контролирует свое дыхание только на выдохе. Вдох на экране не отображается, а картинка открывается только на выдохе.
  • 4 этап – формирование нового динамического стереотипа речевого   дыхания, речи и речевого поведения (до 30 занятий).  Используя, выработанный навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания ребенок произносит звуки, слоги, слова, словосочетания, которые появляются на экране монитора в фазу речевого выдоха. Здесь в программе используются сюжеты «Открывание», «Строки», «Текст».

5 этап – заключительный (3-4 занятия). На этом этапе проводится заключительное контрольное обследование ребенка, и подводятся итоги коррекционного курса по методу БОС, фиксируется степень овладения новым речевым стереотипом.

  Метод БОС обеспечивает нормализацию дыхания, стабилизацию психоэмоционального состояния у гиперактивных детей, максимальную координацию дыхания с артикуляцией, устранение избыточного мышечного тонуса, значительное уменьшение количества речевых запинок и судорог у заикающихся детей (работа должна проводится в комплексе с медикаментозным лечением назначенным врачом невропатологом).

 Метод БОС имеет большую перспективу в логопедической работе и способствует оздоровлению подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Ивановский Ю.В.. Метод ДАС-БОС – путь к нормализации взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем.– СПб, 2001
  2. Ивановский Ю.В.. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации.– СПб, 2002.
  3.  Сметанкин А.А.. Учитель здоровья. СПб.: Питер, 2003:– (серия “Исцели себя сам”).
  4. Сметанкин А.А.. Здоровье без лекарств: Биологическая Обратная Связь-СПб, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений

Описаны методы и приемы здоровьесберегающих технологий и их использование в коррекции речевых нарушений....

Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений младших школьников

Представлен опыт работы по коррекции речевых нарушений учащихся начальных классов с использованием логопедического тренажера "Дэльфа 142"...

речевая IT технология БОС в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы как средство коррекции речевых нарушений

В презентации представлены основные моменты и ключевые этапы работы с тренажёром Сметанкина. Рекомендации по вопросам: кому предназначена данная методика, кому противопоказаны занятия. Сколько раз в н...

Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушений у обучающихся с системным недоразвитием речи

Мастер - класс: "Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушенийу обучающихся с системным недоразвитием речи"...

Использование на логопедических занятиях технологии песочных мини-проектов - эффективное средство коррекции речевых нарушений.

Ключевые слова: проектная деятельность, логопедические  песочные мини- проекты, обучающиеся с ОВЗ. В данной статье представлен опыт логопедической коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с...

Использование логоритмических технологий при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Использование логоритмических технологий при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ...