Мастер-класс. Проектная деятельность в начальной школе. Проект "Творчество Андрея Рублёва"
проект (3 класс)

Медведева Марина Анатольевна

Данный методический материал поможет учителю начальных классов и, особенно, молодым специалистам начальной школы в проектной деятельности младших школьников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель проекта: знакомство с творчеством Андрея Рублева, его духовным, художественным и культурным наследием. Задачи: побывать, рассмотреть и изучить творчество Андрея Рублева в Третьяковской галерее и в Успенском соборе г. Владимира; изучить понятие «икона»; показать духовно-эстетическое значение древнерусской православной иконы; создать продукт проекта: брошюру с иконами и фресками иконописца Андрея Рублева.

Слайд 2

Актуальность проекта В наши дни, когда мы наблюдаем возрождение православной культуры, оживление религиозной жизни, особенно актуальным становится изучение творчества Андрея Рублева, осознание значения древнерусских икон и их высочайшей роли в мировой художественной культуре.

Слайд 3

Что такое икона Икона - это не картина, икона - это святой образ. Образ, помогающий человеку во время молитвы взглянуть в неземной мир. На иконах изображаются Христос, Богородица, ангелы, святые люди.

Слайд 4

Знаменитые работы Андрея Рублёва Спас в Силах Богоматерь Иоанн Предтеча Архангел Михаил Архангел Гавриил

Слайд 5

И так, принимаемся за работу Перфорировали листы (сделали отверстия для переплёта). Собрали в стопку и выровняли края листов. Переднюю и заднюю обложки также перфорировали. Подобрали пластиковую пружинку необходимого диаметра. Надели пружину на металлическую гребёнку и разжали ее. Надели на зубчики пружинки обложку, все распечатанные листы с иконами и фресками, затем вторую обложку и закрыли пружинку.

Слайд 6

Заключение Завершив свою работу, у меня появилось чувство сопричастности к великой истории и художественной культуре Древней Руси. Своим проектом я попыталась привлечь внимание ребят, познакомить их с художественным и культурным наследием иконописца Андрея Рублева.



Предварительный просмотр:

Введение

  Здравствуйте!  Я, ……………., ученица 3-го класса.

  В этом году, на каникулах, мы всей семьей посетили город Владимир. Побывали в Успенском кафедральном соборе города Владимира. На увлекательной экскурсии я узнала много нового и своими глазами увидела фрески, нарисованные самим Андреем Рублевым.

  А еще каждый год мы всей семьей посещаем Третьяковскую галерею. Это одно из самых любимых мест. Мне нравится погружаться в историю, любоваться красотой. Огромное количество шедевров искусства поражают своими масштабами. Туда можно возвращаться снова и снова, и каждый раз открывать для себя новое. Особенно меня поражает зал древнерусской иконописи. Там я тоже видела шедевры Андрея Рублева. Творчество иконописца меня очень впечатлило и заинтересовало, и я решила поподробнее узнать об Андрее Рублеве и создать свой проект, который и предлагаю Вашему вниманию.

Цель проекта: познакомиться с творчеством Андрея Рублева, его духовным, художественным и культурным наследием.

        Задачи:

  • побывать, рассмотреть и изучить творчество Андрея Рублева в Третьяковской галерее и в Успенском соборе г. Владимир;
  • изучить понятие «икона»;
  • показать духовно-эстетическое значение древнерусской православной иконы;
  • воспитывать в себе духовные качества: послушание, любовь к ближнему;
  • создать продукт проекта: брошюру с иконами и фресками иконописца Андрея Рублева.

Актуальность проекта:

В наши дни, когда мы наблюдаем возрождение православной культуры в России, всеобщее оживление религиозной жизни, особенно актуальным становится изучение творчества знаменитого иконописца, осознание духовно-эстетического значения древнерусских икон и их высочайшей роли в мировой художественной культуре.

Направление проекта: духовное, эстетическое и культурное воспитание молодого поколения.

Значимость проекта: осознание духовно-нравственных и эстетических качеств личности.

Область применения: культуроведение.

        Основная часть

Теоретический раздел

Что такое икона

Русская православная икона - одно из величайших общепризнанных достижений человечества. Икона - это святой образ, икона - это не картина. По выражению русских религиозных философов, икона - это окно, помогающее человеку во время молитвы взглянуть в неземной мир.

Икона полна необычайной тишины, покоя, умиротворения. Все суетливое и чувственное ей чуждо. Она учит нас бесстрастию, молитве.

Иконы издавна почитали как святыни, предназначенные для молитвы, способные творить чудеса, исцелять от болезней и защищать от врагов.

Древнерусская живопись после принятия Русью христианства развивалась по двум направлениям: фреска и икона. Древнерусские мастера учились у византийских иконописцев украшать стены храмов фресками и писать иконы на досках. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера. Поэтому образцы фресок раннего периода в большинстве своем не дошли до наших дней, а иконы же сохранились в лучшей мере.

К написанию иконы иконописец должен готовиться молитвой и постом. Чаще всего икону пишут на деревянной доске, которую требуется по-особому просушить и подготовить. Наиболее подходящей основой для иконы является доска из липы или другого мягкого дерева.

Каждый жест на иконе имеет символическое значение, каждая краска и каждая линия на иконе также не случайна - они отражают духовные закономерности иконописи.

На иконах изображаются Христос Спаситель, Богоматерь, архангелы и ангелы, святые люди и события из ветхозаветной и новозаветной Священной истории. Ряд икон перед алтарём храма получил наименование иконостаса.

Лучшие музеи, картинные галереи мира считают за честь иметь в своих экспозициях собрания русских икон.

Преподобный Андрей Рублёв

Центральное место в культуре русского Средневековья занимает наследие Андрея Рублева. Впервые русское искусство породило художника такого масштаба и оригинальности, что его творчество не находит – как это было ранее – равнозначных параллелей в современном ему византийском и южнославянском искусстве XIV–XV веков.

Неоднократно отмечалось, что национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творчестве двух его гениев – Андрея Рублева и Александра Пушкина. Искусство Рублева, как и творчество Пушкина, являет собой лучшие черты русского духа, его своеобразие, силу и значимость, оно возвышает людей, рождает стремление к любви и единению. Как и Пушкин, и даже в большей степени, чем Пушкин – в силу общепонятности изобразительного языка, – гений Рублева делает зримыми для мира духовные сокровища своего народа.

О жизни Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов. Андрей Рублев — один из самых загадочных людей своего времени. Известно, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, он создавал великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников.

Как предполагают, родился Андрей Рублев около 1360 года в богатом и родовитом семействе. Это подтверждает и наличие родового прозвища Рублев, ведь фамилии в те годы носили только представители высших слоёв. С детства мальчик поражал окружающих острым умом, и позднее о необыкновенной мудрости Рублёва писали многие.

Время, в которое жил и работал иконописец, было неспокойное, это была эпоха начавшегося объединения русских земель в борьбе с главным врагом – татарским игом. В 1380 году Русь одержала победу на Куликовом поле, но уже через два года Москва была сожжена Тохтамышем. А в 1395 году на Русь обрушились полчища Тамерлана. Эти великие потрясения, несомненно, повлияли на выбор Андреем жизненного пути. Он стал иноком Спасо-Андроникова монастыря и начал подвизаться в молитве и посте. Храмы в те годы часто разрушались, сгорали, исчезали целые иконостасы. Писание святых икон стало главным послушанием преподобного Андрея.

По благословению митрополита Киприана, Андрей Рублёв пишет копию Владимирской иконы Божией Матери, по молитве перед которой Москва была избавлена от орд Тамерлана. Около 1405 года Рублёв расписывает Благовещенский собор Московского Кремля, а затем Успенский собор во Владимире - главные храмы на Руси. Он пишет иконы, создаёт росписи и иконостасы, работает в Успенском соборе в Звенигороде, в монастыре Саввы Сторожевского, в Спасо-Андрониковом монастыре, в обители преподобного Сергия. В середине XVI века Стоглавый собор возводит его иконы во всеобщий образец, предписав писать образ «Троицы» так, «как писал Андрей Рублёв».

Уже в XV-XVI веках никто не сомневался в высокой праведности и святости Андрея. В Строгановском иконописном подлиннике (конец XVI века) о Рублёве было написано как о святом: «Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублёв многия святые иконы написал, все чудотворные». На миниатюрах того времени Рублёв изображался с нимбом. Прославление святого Андрея состоялось в 1988 году, когда в нашей стране праздновалось тысячелетие Крещения Руси.

Памятники творчества Андрея Рублёва

В основе творчества Андрея Рублёва лежит идея, лишённая мрачности и трагизма. Она строится на добре и красоте, гармонии духовного и материального. В христианском учении Рублев видел любовь, милосердие и всепрощение. Например, его «Спас» — не грозный вседержитель и беспощадный судья, а сострадающий, любящий и всепрощающий Бог. Он справедлив и благожелателен. Взгляд его не устрашает, а утешает. Христос виделся мастеру добрым и расположенным к человеку. Такого Христа византийское искусство не знало. О таком иконописном идеале Богочеловека давно мечтал весь православный мир, а воплотить его в искусстве удалось русскому художнику.

Образы Андрея Рублева, не отдаленные от народа, не аристократически благородные и холодные, а душевные, простые и скромные. На иконах мастера святые с задумчивыми ликами, наполненные тихим смирением и гармонией русской души. Да и черты лица – славянские: порой и не слишком красивые, но зато просветленные и благообразные. Рублевские образы бывают не только смиренные, но и восторженные, что проявляется в сиянии глаз, блаженных улыбках, свечении всего лика. Все свидетельствует о том, что вера в Бога, христианский образ жизни – это внутренняя духовная потребность русского человека. Также Андрей Рублев был гениальным колористом. Краски его светоносны, а фигуры на иконах как будто преображены мягким сиянием. Цветовая гамма изыскана и неповторима.

Знаменитые рублевские работы:

Чин Деисусный ("Владимирский Деисус", Иконостас Успенского Собора во Владимире, 1408);

Спас в Силах;

Архангел Михаил;

Андрей Первозванный;

Богоматерь;

Архангел Гавриил;

Григорий Богослов;

Иоанн Предтеча;

Иоанн Богослов;

Иоанн Златоуст;

Чин Праздничный (Иконостас Успенского Собора во Владимире, 1408);

Благовещение;

Сошествие во ад;

Вознесение Чин Деисусный (Звенигород, 1410 - 1420-е);

Спас;

Архангел Михаил;

Апостол Павел Троица (Храмовый образ из иконостаса Троицкого Собора Троице-Сергиевого монастыря, 1422-1427);

Троица Евхаристия (Сень надвратная из иконостаса Благовещенской церкви села Благовещения близ Сергиева Посада, 1422-1427);

Евхаристия.

 Икона «Троица»

Среди самых чтимых икон на Руси следует указать всемирно известную икону «Троица», написанную величайшим русским иконописцем, преподобным Андреем Рублёвым.

«Троица» Рублева - одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой живописи. Таким, как мы его знаем сейчас, это величайшее произведение мирового искусства предстало взору реставраторов в 1919 году.

«Троица» Рублева производит сильное впечатление с самого первого взгляда, с первого мгновения, как она попадает в поле нашего зрения. Это единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.

         Явление Троицы носило таинственный характер. Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трёх мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у Мамрийского дуба.

«Это богоявление было необыкновенным. Однажды в знойный день Авраам сидел при входе в свой шатёр у дубравы Мамре, и вдруг он увидел, что перед ним поодаль стоят три странника. Гостеприимный Авраам тотчас побежал им навстречу, поклонился до земли и сказал, обращаясь к одному из них: «Владыка! Если я обрёл благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохнёте под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]…» (Быт. 18, 3-5). Странники приняли приглашение гостеприимного патриарха» [1, 72]

Многие христиане, а среди них такие авторитеты, как св. Кирилл Александрийский, св. Амвросий Медиоланский, св. Максим Исповедник, были убеждены, что в этом месте Ветхого Завета говорится о прообразе Пресвятой и Единосущной Троицы.

Каждый из ангелов держит в руке жезл - в ознаменование божественной власти. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. Так, одежды среднего ангела - красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса – клав, явно отсылают нас к иконографии Спасителя. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это - указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображён в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, именуемого животворящим. Незаметными и лёгкими штрихами великий мастер показывает нам лицо Святой Троицы, но при этом нисколько не нарушает догмат о их единосущности.

Не менее гениально передана на иконе и нераздельность. Средний ангел указывает на чашу, стоящую на престоле. Мы видим, что ангелов три, а чаша одна - это композиционный и смысловой центр иконы. И тут нам открывается, что три ангела Великого Совета находятся в сокровенной беседе, беседе безмолвной, причём содержание её - участь человеческого рода, ведь жертвенная чаша - символ добровольной жертвы Сына!

На иконе есть несколько символов: дерево, гора и дом. Дерево- мамрийский дуб - превратилось у Рублёва в дерево жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Гора воплощает святость Троицы, а дом - Божие Домостроительство. Дом изображён за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Дерево - за спиной третьего ангела (Сын есть Жизнь), Гора - за спиной третьего ангела (Дух Святой).

По толкованию греков, образ Троицы - не только воплощение Триединого Божества, но и образ веры, надежды и любви. Для Руси образ Троицы всегда имел особенное звучание. В творении преподобного Андрея Рублёва, помимо высочайших богословских истин, люди увидели и призыв к объединению страны, сложившейся из трёх основных народов.

Считается, что именно этот образ (явление трех Ангелов) связан неразрывно с праздником Святой Троицы. Церковь избрала именно эту икону, а не какую-либо иную, не случайно, но потому, что она с наиболее возможной полнотой выражает догматическое исповедание Святой Троицы и, можно сказать, рождена этим исповеданием.

Все три Лица имеют полноту человеческого достоинства, и в изображении ликов, и в одеяниях, которые носят присущий людям характер. Одеты они так, как приличествует людям - нижнее длинное одеяние, тунику, и верхнее одеяние, лежащее свободными складками, - хитон. Но крылья сплошь испещрены золотыми лучами, и весь облик странников и убранство их волос - все носит печать ангельской славы, все свидетельствует о неземной природе трех посланцев, и все они наделены равными достоинствам, чего нет ни в одном изображении Троицы. Святой иконой может быть по праву лишь такой образ, который имеет лицо-лик, и лик человеческий, преображенный божественным изменением.

Краски составляют одно из главных очарований «Троицы». Рублев стремился создать богатое цветовое созвучие. Иконописец владел палитрой нежных лучезарных тонов. Синий плащ среднего ангела чарует глаз, как драгоценный самоцвет, и сообщает иконе спокойную, ясную радость. Это первое, что бросается в ней в глаза, первое, что встаёт в памяти, когда упоминается «Троица». Поистине такой чистый цвет мог утверждать только человек с чистым сердцем, бодро смотрящий на жизнь, чуждый разъедающим душу тревогам и сомнениям.

Имеется предположение, что в звонком аккорде чистых красок данной иконы нашло себе отражение впечатление от ясного летнего дня в средней России, от золотистой спеющей нивы с яркими синими вспышками васильков. Но в «Троице» Рублева не изображены ни васильки, ни какие-либо другие цветы, икона сама подобна цветам, она сама излучает свет. Икона выделяется своей красотой, своим совершенством как невиданное диво, как высокое откровение, как настоящее чудо искусства.

Образ Троицы преподобного Андрея Рублева, отмеченный Стоглавым собором, не погиб, не забылся, но все более становится общим достоянием, общей радостью. Очищенный от потемневшей олифы и позднейших записей, освобождённый от прекрасных, но отягощавших его риз, образ находится сейчас в Третьяковской галерее. Он не в иконостасе Троицкого собора, но обращён к людям, в большинстве своём далеко отстоящим от Церкви. Образ Троицы близок не только людям, никогда не покидавшим Церковь, но и далеко ушедшим от неё, и даже, как это ни странно, враждебным ей. И надо в этом усматривать изволение Самой Живоносной Троицы. Это благовестие, влекущее всех к источнику неиссякаемой жизни.

 Фрески Успенского собора во Владимире

Первое упоминание об Успенском соборе во Владимире относится к 1158 году. Собор считается выдающимся памятником белокаменного зодчества до монгольской Руси. Сейчас храм является кафедральным собором Владимирской митрополии Русской православной церкви и одновременно музеем. До возвышения Москвы именно Успенский собор во Владимире был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Именно в нем венчались на великое княжение владимирские и московские князья.

Настоящим сокровищем живописного убранства собора является фреска «Страшный суд», выполненная в 1408 году Андреем Рублёвым. Уникальная стенопись причислена к всемирному наследию ЮНЕСКО. Ее по праву называют национальным достоянием России. Внешне, изображённые сцены «Страшного суда», кажутся вполне традиционными, но на деле представляются совершенно новым явлением в мировой живописи. Древнерусские художники, как и византийские, и западноевропейские, воплощали в Судном дне идею возмездия за грехи человеческие. А Андреем Рублевым «Страшный Суд» представлен как день духовного согласия людей, объединённых чувством любви. Победа русских дружин на Куликовом поле вселяла надежду на освобождение от монгольской зависимости. Отсюда и светлый колорит рублевской росписи. Важнейшей особенностью фресок Успенского собора являются русские типы лиц в противоположность традиционно удлинённым византийским. Также иконописец имел тяготение к массовым сценам, что и воплотил в Успенском соборе.

На западном своде центрального нефа, под хорами собора, мы видим фигуру Христа в ореоле из серафимов. Правой рукой Христос указывает путь праведникам, а левой — путь грешникам. В его образе нет ничего грозного, ничего устрашающего. Облачённый в золотистые одежды, он легко и свободно парит в голубом ореоле. По меткому наблюдению Н. А. Деминой, Христос предстаёт здесь нашему взору как «воплощение торжества, гуманности и творческого подъёма».

Изучая фрески Успенского собора, необходимо помнить о том, что много лет назад живопись была намного ярче по своим краскам. Лиловато-розовые, серебристо-серые, сочные зелёные, золотисто-охряные тона были светлее и воздушнее, а густо вишнёвые, бархатисто-коричневые и небесно-синие цвета — интенсивнее и глубже. Кроме того, фигуры, не имевшие позднейших утрат, выглядели более объёмными.

В живописи Успенского собора торжествует идея всепрощения. И в ангелах, и в апостолах, и в святых нет никакой суровости. Они полны приветливости, полны готовности прийти на помощь ближнему. Вот почему светятся такой радостью лица праведников: им нечего бояться, они наперед знают, что судья будет к ним милостив. Рублев сумел придать даже сцене «Страшного суда» просветлённый характер. Даже апокалипсические звери, совсем не страшные, а скорее забавные.

Одним из самых выразительных образов росписи является апостол Петр. Он повернулся к следующей за ним толпе праведников, как бы обращаясь к ним со словами ободрения. Весь его облик свидетельствует о доверии к людям, он твёрдо убеждён, что одним добрым словом можно наставить их на путь истинный. Отсюда это открытое, приветливое выражение лица. В нем отображены душевная крепость и нравственная чистота.

Росписи Успенского собора были расчищены в 1918 году. Они жестоко пострадали от безграмотных реставраций и побелки. Фрески дошли до нас лишь частично, большинство из них безвозвратно погибло.

Практический раздел.  Этапы работы

Этап

Месяц

Наименование

Описание

Результат

1

Январь

Поиск информации по теме.

Анализ и систематизация найденной информации.

Получены теоретические знания, что дало возможность спланировать работу.

2

Январь-

февраль

Выполнение практического задания.

Научное оформление материалов

Из собранного ранее материала сформировали работу.

Познакомилась с творчеством Андрея Рублёва, подготовила наглядный материал и создала брошюру творчества А.Рублёва.

Подготовлен проект, презентация и выступление.

3

Март

Ознакомление сверстников с собранным материалом

Выступление перед одноклассниками

Выступила с проектом перед одноклассниками

4

Март

Представление результатов работы на школьной и окружной научно-практической конференции.

Представление продукта проектной деятельности.

ШНПК – победитель;

ОНПК – лауреат I степени.

Продуктом своего проекта я решила сделать брошюру о творчестве Андрея Рублёва. Для создания её была проделана большая работа.

Описание создания брошюры

1.        Посетили Третьяковскую галерею и Успенский собор города Владимира.

2.        Собрали и изучили необходимый материал для продукта проекта.

3.        Составили план брошюры.

4.        Провели анализ ресурсов, необходимых для создания проекта.

5.        Распечатали фотографии икон и фресок на фотобумаге.

6.        Подготовили переплётную машину.

7.        Перфорировали листы (сделали отверстия для переплёта).

8.        Собрали в стопку и выровняли края листов.

9.        Переднюю и заднюю часть обложки также перфорировали.

10.         Подобрали пластиковую пружинку необходимого диаметра.

11.         Надели пружину на металлическую гребёнку и разжали ее.

12.         Надели на зубчики пружинки обложку, все распечатанные листы с иконами и фресками, затем вторую обложку и закрыли пружинку.

Заключение. Общий итог проекта

Подводя итог, хочется отметить, что на протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Люди берегли иконы, охраняли их от язычников и от царей-иконоборцев. Духовные подъёмы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого влияния, и лики святых стали русскими.

Вывод: иконопись — это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу. Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

Завершив свою работу, у меня появилось чувство сопричастности к великой истории, к художественной культуре Древней Руси. Своим проектом я попыталась привлечь внимание ребят, познакомить их с художественным и культурным наследием иконописца Андрея Рублева.

У Леонида Николаевича Афанасьева, поэта, творившего на рубеже XIX - XX веков, есть замечательное стихотворение, которым и хочу завершить свой проект:

Люблю я тёмные старинные иконы,

От ветхости своей потрескавшиеся сплошь.

Пред ними горячей народ кладёт поклоны,

Не впав в неверия губительную ложь.

Их строги, как печаль нахмуренные лики

И святости полны холодные черты.

Они напутствуют на подвиг нас великий,

Вселяют крепость сил и жажду чистоты.

К ним чувствуешь в душе и страх, и умиленье,

И трудно оторвать от них прилежный взор,

Забыв о мраке зол с соблазном искушенья,

Влекущем без конца на муки и позор.

Но жаль, всё реже их встречаешь в образницах!

Выводится икон старинное письмо.

И лишь немногие с слезами на ресницах

Несут к ним скорбь души, как тяжкое ярмо

Как сладко ниц упасть с слезами перед ними,

К былому уносясь усталою душой!

Мне дороги они! Благословляем ими,

Я встретил свой расцвет с духовной чистотой.

Список используемой литературы

1.  М.В. Алпатов «Андрей Рублев». Москва, 1971г.

2. Архиепископ  Вениамин (Пушкарь) «Священная библейская история». Санкт-Петербург, 2008г.

3. Д. Басов, С. Басов «Иконы в храме и в вашем доме». Санкт-Петербург, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Проектная деятельность в начальной школе"

Мастер - класс состоит из практической и теоретической части. Основная цель мастер-класса - показать огромный потенциал проектной деятельности, возможности формирования ключевых компетентностей....

Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе"

Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе" содержит теоретический материал по проектной деятельности и материал по организации групповой  работы над проектами в ...

МАСТЕР- КЛАСС Проектная деятельность в начальной школе

Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребёнка. Несколько лет назад...

Организация проектной деятельности в начальной школе (мастер-класс)

В наше время все хотят видеть педагога с разными качаствами.А какой он? Через проект я бы хотела показать как выглядит современный педагог.......

Мастер класс на тему "Лэпбук как средство проектной деятельности в начальной школе"

Мастер класс на тему "Лэпбук как средство проектной деятельности в начальной школе"...

Мастер-класс «Решение проектных задач в начальной школе»

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...