Из опыта работы над выразительностью речи.
статья (2 класс)

Обучение выразительному чтению должно проходить в единой организационной форме уроков русского языка, уроков чтения и развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над выразительностью речи и чтения в начальных классах.

     Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и говорить, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.

     Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь всё, о чём он рассказывает, по- новому понимаешь, казалось бы, уже знакомое произведение, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателей читаемое, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведётся на уроке чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовке их к выразительному чтению.

     Выразительному чтению, я обучаю всех учеников класса, а не только избранных, которые наделены особым чувством художественного слова. Учитывая различия в речевой подготовке ребят, работу над выразительностью чтения я веду на уроках обучения грамоте,  чтения и грамматики,  начиная с первых уроков, с упражнений в произношении учащимися глухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков. Эта работа продолжается и при рассмотрении картинок, когда собственные мысли детей оформляются в предложения или короткое высказывание. Я помогаю ученикам выбрать правильную интонацию и темп речи, с тем, чтобы они способствовали правильному выражению мысли, а звучание голоса ребёнка было столь же выразительно, как и в жизни. Например, слово «мама» по моему заданию учащиеся читают с разными оттенками: сначала дети просят что – то у мамы, потом они обижаются на неё, наконец, радуются, потому что мама согласилась удовлетворить их просьбу. Так я работаю над выразительностью речи (именно речи, а не чтения) до тех пор, пока учащиеся не начинают читать целыми словами.

     Все те знания и умения, которые получают мои ученики в процессе подготовки к выразительному чтению произведений, применяются ими в моменты исполнения произведений для слушателей. На уроке чтения это могут быть такие формы работ, как чтение по ролям и драматизация произведений. Готовясь к выступлению, дети обдумывают смысл всей работы, распределяют роли, пытаясь найти определённый образ своего героя и соответствующую ему манеру исполнения. Чтение по ролям подводит детей к драматизации, что в свою очередь углубляет восприятие художественного образа произведения, воспитывает любовь к родному языку, умение чувствовать его.

     Я глубоко уверена, что выработать у детей привычку читать проникновенно, с чувством можно только в том случае, если учитель будет на любом уроке обращать внимание учащихся на выразительность их речи и чтения. Многое здесь даёт и собственный пример педагога, который должен следить не только за содержательностью своей речи, но и красотой, силой и музыкальностью звучания своего голоса.

     Работа над выразительностью  чтения, проводимая учителем на уроке, должна находить подкрепление и в различных формах внеклассной работы: утренники, читательские конференции, конкурсы на лучшее чтение стихотворений, посещение занятий театрального кружка и т.д. Всё это вместе открывает большие возможности повышения культуры речи, выработке художественного вкуса и воспитания потребности овладеть искусством художественного слова.

     Мы перешли во 2 класс. На этом году обучения выразительность чтения больше всего связана с изучением темы «Предложение». Кроме вопросов, о чём или о ком говорится в предложении, надо  задавать вопросы по звуковой стороне предложения, его интонации, выделять интонацию конца предложения, обратить на неё внимание детей, предложить прочитать так, чтобы понятно было, что предложение закончилось. Если дети не справляются с этим заданием, наглядно (устно, письменно, графически) показать понижение голоса к концу предложения и паузу после него:

                     Прошло               весёлое            лето.

                Наступило             первое               сентября.

После того как дети произнесут вслух каждое предложение и вспомнят, как определяется законченность предложения (законченная мысль, пауза и понижение голоса), можно приступить к списыванию текста.

     Сравнительно с материалом первого класса тема «Предложение» расширяется. Вводится понятие о видах предложения – с  подробной характеристикой каждого вида. В начальных классах принято давать представление о повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях.

Приведу фрагмент урока с включением определения предложения и элементов его интонационного анализа.

     Примерный текст для наблюдения.

Текст записан на доске и закрывается. Разметка наносится по ходу работы.

                          Наступила      золотая         осень.

                                        По небу        бегут         облака.

                                                Птицы       уже        улетели.

- Слушайте: я произнесу маленький рассказ (читаю весь текст). Посчитайте,  сколько в нём предложений. Послушайте ещё раз. (Три предложения).

-Как вы узнали? (В каждом предложении о чём-нибудь говорится: высказывается мысль).

-О чём же говорится в первом предложении? (Об осени).

-Что говорится об осени? (Наступила).

-О чём говорится во втором предложении? (Об облаках).

-Что о них говорится? (Бегут).

-О ком говорится в третьем предложении? (О птицах).

-Что говорится о птицах? (Улетают).

     -Послушайте теперь ещё раз первое предложение:

                                                 Наступила золотая …..

     -Понятно ли, о чём я говорю? Почему не понятно? (Предложение не закончено).

Также ведётся наблюдение над вторым и третьим предложениями.

     - Когда  предложение становится понятным? (Когда мысль закончена).

Затем я открываю предложения, записанные на доске, и предлагаю прочитать первое, но так, чтобы и голосом показать, что предложение закончено. Дети читают вслух с понижением голоса и паузой в конце.

   - Посмотрите, как идёт голос, когда вы произносите предложение: я отмечу движения голоса стрелкой. Теперь прочитайте следующее предложение, чтобы оно слышалось, как законченное.

     Также идёт работа над третьим предложением.

     -Подумайте и скажите, когда предложение считается законченным? Какой знак мы ставим в конце предложения?

Затем дети открывают учебник и выполняют упражнение устно.

Полную определённость предложение обретёт при наличии логического ударения (важного по смыслу слова), например: «Старые деревья давно облетели» или «Тихо стоял тёмный лес на берегу». В вопросительных предложениях на первое место выдвигается или вопросительное  слово, например: «Что мы  скажем, сажая леса? Лёгкие крылья – лететь в небеса», или одно  из слов предложения – ключевое, важное по смыслу, на которое и падает логическое ударение, например: «Ты здесь один?...». Такое же положение занимает ключевое слово в восклицательном предложении, например: «Ах, какая бессовестная эта лиса! Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест её Лиса…».

По этому объяснению характерных черт названных предложений должно предшествовать формирование представления о ключевом, важном по смыслу слове в предложении, т.е. логическом (смысловом) ударении.

     Для упражнений в постановке правильных словесных ударений составляю и использую в своей работе карточки.

Карточки (пример).

1.Спиши слова и предложения в тетрадь; поставь ударение в словах:

        Место, красивые, поместили, понял, поняла, поняли, шофёр, шофёры.

        Поднялась вьюга, на дворе темно.

    На ручей, рябой и пёстрый,

    За листком летит листок.  (Н. Некрасов).

2.Подбери и напиши по два слова сначала с ударением на первом слоге, затем на втором и на третьем; поставь ударение в этих словах.

3. Спиши предложения. Поставь ударения в словах.

     Однажды летом я сидел в городском саду и читал книгу.  Я зачитался и не заметил, как наступил вечер. (Л. Пантелеев).

4.Спиши слова, поставь в них ударение:

Хочешь, хотим, хочется, спою, спойте, споёмте.

Карточки для 2 класса по интонации.

1.Подготовься читать текст, соблюдая интонацию. Объясни  знаки препинания.

Малина.

     …Кто может положить в рот сто ягод и проглотить их? Может быть, медведь? Не угадали! Да каждый из нас не раз глотал по сто ягод сразу. Не верите? А малину вы ели? Небось, по две и по три ягоды сразу в рот клали? Вот знайте! То, что вы называете ягодой малиной, - это вовсе не ягода, много – много маленьких ягодок. Может быть пятьдесят, а может быть, и сто!

(По Л. Кон).

2.Спиши. Поставь нужные знаки препинания (точки, вопросительные и восклицательные знаки).

Вот рисовое поле да разве это поле ведь это болото какое – то, вода, а из воды трава торчит это не просто трава это рис растёт. (По Л. Кон).

3. Прочитай, соблюдая интонацию.

     Все эти упражнения с усвоением заданий по интонации.

     При обучении выразительности чтения в работе использую наглядные пособия. К их числу,  в первую очередь, относятся звуковые пособия. Это записи образцов речи мастеров слова – артистов, чтецов. Само собой разумеется, образцом речи для учащихся является речь учителя. Поэтому знакомство с новым художественным произведением на уроках начинается с чтения учителем этого произведения.

     Обучение выразительному чтению должно проходить в единой организационной форме уроков русского языка,  уроков чтения и развития речи.

Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №1 г.Саратова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...

Работа над развитием выразительности речи на уроках литературного чтения в начальной школе

На уроках чтения важным моментом связи предметов и развития речи считаю работу с пословицами . поговорками, фразеологизмами .Детям нравиться находить взаимосвязи ,а также раскрывать истинный смысл пос...

Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе

В данном материале представлены интересные  находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения.  Часто используются игровые моменты, создаются пр...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями

Известно, что интонация является одним из важнейших компонентов языка и неотъемлемой составной частью речевой деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что с интонации начинается речь ребёнка....